Наталья Яровая
Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности, как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Для реализации целей Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования (социализация и индивидуализация развития детей дошкольного возраста) перед детскими общеобразовательными организациями ставится несколько новых ориентиров. Это – формирование ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, эстетического отношения к окружающему миру, углубление элементарных сведений о музыкальных видах искусств, развитие восприятия и сопереживания к художественным образам произведений, обеспечение реализации самостоятельной творческой деятельности.
Публикация «Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности, как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников» размещена в разделах
Музыкальная культура является частью художественной культуры, поэтому формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее воздействие на формирование личности в целом, необходимо начинать с дошкольного возраста. Восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности, исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях, все остальные виды музыкальной деятельности, в том числе и театральная деятельность, могут служить средствами его развития. Безусловно, в театральной деятельности огромную роль играет музыкальное сопровождение, оно обогащает представления детей полноценными образными музыкальными впечатлениями, раскрывает красоту музыки, дает возможность прочувствовать характер сказочных героев, способствует развитию образного мышления и творческого воображения.
В театральной деятельности использую шедевры инструментальной русской народной, классической и современной музыки, а также музыкальный материал из программы по слушанию О. П. Радыновой «Музыкальное развитие детей». Шесть тем полностью охватывают все задачи поставленные педагогу по развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников. Одна из тем более всего близкая к театральной деятельности - «Сказка в музыке». В процессе слушания, восприятия и инсценировки сказок обогащаем и активизируем словарный запас дошкольников, характеризующий эмоционально-образное содержание музыки. В процессе театральной деятельности знакомим детей с инструментами симфонического и русского народного оркестров. Театральная деятельность в музыкальном сопровождении эффективное средство формирования основ музыкальной культуры и художественно эстетического вкуса ребенка дошкольного возраста.
Знайте, с помощью оркестра слушать сказку интересней!
Театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Все свободное время дети играют, игра доставляет им радость, она является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. Малышам присущи актерские способности. Они проявляются в поведении детей с самого раннего возраста. В играх дети стараются как можно полнее удовлетворить свою потребность в драматическом перевоплощении в других людей, в животных, в образы фантастического существа из сказок.
Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. помогает совершенствовать самого себя в духовной сфере, свою речь, развивать свои чувства, эмоции. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания, понимание внутреннего мира персонажа, это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, - умении соотносить себя с положительными и отрицательными персонажами. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к поступкам и событиям.
Зачастую поведение детей в обычной обстановке отличается от поведения на утренниках, где дети становятся зажатыми и не свободными. Как помочь ребенку почувствовать себя красивым, остроумным, уверенным, интересным для окружающих. Именно театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Эмоциональность является одним из главных составляющих театрализованной игры детей. Для развития этой сферы широко используется прием «театр одного актера». Ребенок, проигрывая и «проживая» разные ситуации и характеры героев, становится более эмоциональным, т. к. он должен стать и хитрым, и ласковым, и злым, и добрым, в зависимости от содержания сказки. Остальные дети копируют и подражают выразительности и эмоциям понравившегося им персонажа. Таким образом накапливается опыт «эмоционального багажа», развивается умение сопереживать разыгрываемым событиям, сочувствовать героям сказки.
Игры драматизации – это особые игры, в которых дети сами изображают героев литературных произведений, чаще это могут быть сказки, песни, стишки. В них ребенок создает свой маленький мир и чувствует себя творцом, хозяином происходящих событий, он сам управляет действиями героев и сам строит их отношения. Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учится мыслить самостоятельно и логично.
Выполнение игровых заданий в образах персонажей из сказок помогает овладевать своим телом.
Занятие ритмопластикой дает возможность раскрепоститься и развивать двигательные способности детей, ловкость, подвижность. С помощью разнообразных пластических упражнений, этюдов и игр дети овладевают умением передавать характер, настроение, ситуативный сюжет. Этюды-ассоциации дают возможность будить воображение и мышление ребенка, создавать новые образы. При соответствующем музыкальном сопровождении эти игры-этюды развивают координацию движений, пластическую выразительность, умение пользоваться жестами и мимикой.
Одним из методов развития является введение в программу элементов фольклора:
Прибаутки важны для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для становления речи, тренировки памяти, пополнения информационного запаса.
Небылицы это необычайные произведения, в которых развиваются события совершенно невероятные, нереальные, и зачастую все поставлено «с ног на голову». Это вызывает у детей смех и в то же время укрепляет в них понимание подлинных, реальных связей вещей и явлений. Небылицы развивают у ребенка чувство юмора, логическое мышление, стимулирует познавательную деятельность.
Не каждому из детей удается повторить скороговорку с первого раза без ошибки, но веселая словесная игра увлекает и скороговорка сама запоминается навсегда.
Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русско
В программе развития актерского мастерства и театральной деятельности в детском саду «Маска» отражены все виды творческой деятельности : техника и культура речи, актерское мастерство, ритмопластика, развитие эмоциональной сферы, игровое, песенное, танцевальное творчество, основы театральной культуры. Занятия кружка проводятся 3 раза в неделю, во второй половине дня, с детьми подготовительных групп. Каждые три месяца — открытое занятие для родителей. В конце года — показ спектакля, силами всех участников кружка.
По данным мониторинга к концу года дети овладевают умениями:
- самовыражаться с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности,
- психологически настроиться на выполнение предстоящего действия,
- быстро переключаться с одного действия на другое,
- использовать рабочее пространство зала,
- придумывать сюжеты и самостоятельно воплощать свои замыслы,
- согласовываь свои действия с другими,
- контролировать свои жесты, позы и мимику,
- обсуждать и подбирать костюмы, атрибуты, соответствующее музыкальное оформление.
Таким образом, занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления, требуют от ребё нка волевых черт характера: целеустремлённости и решительности, трудолюбия, систематичности в работе. У ребёнка развивается интуиция, смекалка и изобретательность, умение комбинировать образы, способность к импровизации. Частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берёт на себя ребёнок, помогает ему продемонстрировать перед сверстниками свои знания, умения, фантазию. Следование роли и тексту театрализованной игры, способствуют формированию произвольного поведения. Театрализованные занятия и спектакли учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.