Людмила Минченкова
Кинезиология как средство коррекции речи при стертой форме дизартрии
▼ Скачать + Заказать документы
Кинезиология как средство коррекци речи при стертой форме дизартрии.
«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.
В наше время увеличилось количество детей с общим недоразвитием речи. Общее недоразвитие речи – это системное нарушение речевой деятельности, незрелость психических процессов, речевая активность недостаточная, пространственные нарушения, снижение работоспособности, расстройства в эмоционально-волевой сфере, отставание в двигательной сфере, которая приводит к плохой координации движений. Стертая форма дизартрии – патология речевой функции, причиной которой является небольшое поражение головного мозга, при котором у ребенка наблюдается смазанность артикуляции, плохая дикция, нечеткая речь, искажение шипящих и свистящих звуков. Недостатки особенно заметны при быстрой речи и когда малыш нервничает. Для преодоления таких нарушений необходимо проводить комплексную психокоррекционную работу. Один из методов, который меня заинтересовал, является метод кинезиологии. Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение.
Публикация «Кинезиология как средство коррекции речи при стертой форме дизартрии» размещена в разделах
- Дизартрия
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2021
Метод кинезиологии – способствует развитию умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Формами работы являются комплексы кинезиологических упражнений. Они укрепляют психофизиологическое здоровье детей, предупреждают возникновение простудных заболеваний, повышают общий жизненный тонус.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание на слухе, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность. Такие упражнения как: «Уши», «Лезгинка», «Кулак –ребро –ладошка», «Лягушка», «Колечко» и т. д.
Упражнения для развития правого полушария развивают творческие способности на основе наглядно-образного мышления, развивают интуицию. Такие упражнения как:
1. Левая рука – на животе, а правая чуть выше межбровья массирует эту область, представляя голубой щар.
2. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над губой, а средний палец – под губами, открыть рот и растирать область губ и т. д.
Упражнения для развития левого полушария улучшают память, активизируют работу головного мозга, преодолеваются математические трудности. Такие упражнения как:
1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать с открытыми глазами, продолжать - с закрытыми.
2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
3. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Потом двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лбу, считая до тридцати.
Кинезиологические упражнения улучшают внимание и память, формируют пространственные представления. Такие упражнения как: «Рубим капусту», «Барабан», «Лучики», «Маятник», «Да – нет» и т. д. Чаще всего кинезиологические упражнения использую в пальчиковых гимнастиках, их дети очень любят. Дети закрепляют знания об окружающем мире в игровой форме.
Кинезиологические «рисовалки» - это кинезилогические упражнения и рисование. В процессе кинезиологического рисования необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты. Упражнение можно проводить индивидуально или коллективно. Дети становятся более внимательными, умеют мыслить ясно и четко, могут убедить других в своей правоте.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо соблюдать следующие условия:
• кинезиологическая гимнастика проводится только утром, систематически, без пропусков;
• упражнения выполняются в доброжелательной обстановке;
• необходимо следить за правильностью выполнения упражнения и при необходимости оказать ребенку посильную помощь;
• перед началом упражнения ребенок разогревает ладони легкими поглаживающими движениями до приятного ощущения тепла, необходимо вовлекать в упражнение все пальцы руки. Никогда не принуждайте ребенка выполнять упражнение, а лучше попытайтесь выяснить причину отказа, по возможности – ликвидируйте ее.
Регулярное занятие упражнениями приводит к снижению тревожности, развивается устная речь, пропадает страх отвечать, улучшаются коммуникативные навыки, повышается мотивация к обучению, формируется логическое мышление, повышают стрессоустойчивость, облегчают процесс чтения и письма. Развитие моторики рук и уровень развития речи находится в прямой зависимости друг от друга.
Чтобы речь ребенка была в норме, необходимо вести работу целенаправленно. Ведь хорошая речь – это одно из главных условий полноценного развития ребенка. Чем правильнее и богаче речь, тем содержательнее отношения со сверстниками, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира. Успешный ребенок – это хорошо говорящий ребенок.
Список литературы
1. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2001г.
2. Любимова В. «Кинезиология или природная мудрость тела», «Невский проспект», Санкт – Петербург,2005г.
3. Деннисон П, Деннисон Г «Программа «Гимнастика ума».пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997г.
4. Сазонов В. Ф, Кириллова Л. П, Мосунов О. П. Кинезиологическая гимнастика против стрессов. Учебно-методическое пособие. Рязань. РГПУ. 2000г.