Млада Сидорова
Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для педагогов «Музыкальные занятия как средство коррекции заикания»
Заикание – комплексное нарушение речи, с трудом поддающееся медикаментозной коррекции.
Публикация «Консультация для педагогов „Музыкальные занятия как средство коррекции заикания“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т. е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться.
Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.
Вокальное и хоровое пение испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение - работа со звуком (высотой, долготой, силой, ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному исполнительству, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом - стихотворением, песней - получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.
Для его лечения разработано множество методик, в том числе и логоритмические.
Курс лечения включает следующие виды занятий:
- музыкально-двигательные игры;
- коммуникативные игры;
- мелодекламация стихотворений и скороговорок;
- дыхательные упражнения;
- пение;
Польза логоритмических занятий несомненна, кроме речевого развития и избавления от речевых нарушений, они улучшают психическое состояние. Успехи во время занятий позволяют справиться со страхом общения из-за заикания. Ритмичные движения под музыку развивают моторику, которая всегда тесно связана с экспрессивной речью. Нарушения в моторике, заторможенность или повышенная возбудимость, вызывают мышечные спазмы во время произнесения слов. Улучшение моторики позволяет добиться ритмичной, плавной речи, управлять ее темпом.
Большую пользу приносят музыкальные скороговорки. Использование ритмичных предложений, включающих сложные для произношения звукосочетания, помогают справиться с фонематическими нарушениями и научиться управлять темпом речи. Занятия начинают с простых скороговорок, которые пропеваются медленно. С одной скороговоркой работают до двух недель, постепенно увеличивая скорость пропевания. Через две недели предложение меняют на более сложное. Также использование музыкальных скороговорок улучшает фонематическое восприятие и укрепляет память, снижает страх перед использованием сложных звукосочетаний в повседневной речи. Важно контролировать во время пения правильность произношения звуков, вдохи и выдохи.
Чистоговорки используются для отработки произношения сложных сочетаний гласных и согласных звуков. Развивают интонационную выразительность, ритмику речи. Упрощают использование трудных звукосочетаний в повседневной речи. При работе с чистоговорками часто используют музыкальное сопровождение. Рифмованные строчки не только проговаривают, но и напевают. Во время декламации рифмованных предложений желательно менять интонацию в зависимости от сюжета чистоговорки. Повышать и понижать голос, ускорять и замедлять темп.
Пропевание слов, фраз и стихотворных форм – один из эффективных методов коррекции заикания. Во время пения развивается важный аспект плавной речи – непрерывность. Кроме этого, увлеченность музыкальным ритмом снижает концентрацию на произносимых словах, убирая страх перед произношением сложных слов. Начинаются занятия с пропевания гласных. Следующий этап – пение слогов с согласными, произношение которых не представляет сложности. Пропевание слов и предложений начинают с простых, постепенно усложняя задачу. Пение чаще всего сопровождается двигательной активностью. Заикающийся может дирижировать себе или партнеру, отстукивать ритм, шагать и подпрыгивать. При выборе песен обращают внимание на следующие характеристики: начинается с сильной доли; мелодия нисходящая; темп медленный; короткие фразы; текст прост для произношения. Песни с такими характеристиками гораздо легче петь.
Исправление, устранение заикания у детей-дошкольников происходит быстрее, если занятия проводятся в игровой форме, при игровых ситуациях. При групповых занятиях ребенок также учиться приемам разговорной речи в коллективе.
Примеры игр
Игры в «молчанку»
Цель – помочь ребёнку успокоиться и сосредоточиться.
Игра «Аквалангист»
Ребенку рассказывают о том, что если разговаривать под водой – можно захлебнуться. Можно использовать подходящий антураж, например, рассматривать картинки с рыбами, ракушками. Молчание должно продлиться не менее нескольких минут.
Игра «Ключик»
Малыш делает движение, имитирующие закрывание рта на ключ. После этого он не должен говорить. Детям нравиться, если в это время взрослый провоцирует их заговорить, задавая вопросы. Это упражнение способствует снижению стресса от сложных занятий.
Игра «Покажи, где звук»
Дети с закрытыми глазами прислушиваются к звукам. Взрослый отходит в сторону, хлопает в ладоши. Ребенок должен молча показать, откуда доносился звук.
Игры на улучшение слухового внимания
Цель этих игр – научить ребенка внимательности, развить память, улучшить ассоциативное восприятие.
Игра «Кто летает?»
Ребенку необходимо хлопнуть, если названы правильные слова, если называют нелетающее животное, дети должны промолчать. Начинают упражнение медленно произнося предложения. По ходу занятия произношение ускоряется.
Игра «Исправь ошибку»
Взрослый читает стихотворения, включающие знакомые ребенку слова и понятия. Во время чтения делаются ошибки, искажающие смысл прочитанного. Малыш должен исправить неправильно произнесенное слово.
Игра «Нельзя повторяться»
Ребенку говорят, что взрослому нельзя повторять слова. Если он услышит одинаковые, то должен хлопнуть в ладоши. Взрослый произносит несколько слов, повторяя одно из них.
Игры на развитие дыхания
Основная цель этих упражнений – избавить ребенка от коротких вдохов и выдохов, которые значительно затрудняют плавность речи. В процессе игры ребенок учиться правильно дышать, контролировать вдох и выдох, избавляется от навязчивых движений.
Игра «Забей гол»
Ребенок, сильно дуя, должен отправить легкий предмет (комочек ваты, воздушный шарик) в определенное место.
Игра «Помоги бабочке»
Ребенок дует на бумажных бабочек, подвешенных на нитке. Желательно направлять воздушную струю вверх как можно сильнее.
Игра «Лети, птичка!»
Бумажные фигурки птичек нужно сдуть как можно дальше, используя только один выдох. Интенсивные вдохи и выдохи могут привести к головокружению. Между упражнениями необходимо делать паузы на 2 – 3 минуты.