Елена Степанова
Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами
▼ Скачать + Заказать документы
Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами.
Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношества является одним из приоритетных направлений внутренней политики нашего государства. Существует множество подходов к определению социализации, но общим для них является рассмотрение социализации как результата и механизма приобретения личностью социального опыта в процессе жизнедеятельности.
Публикация «Вечер досуга как средство социализации и коррекции дошкольников со сложными дефектами» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Для этого создана специальная система учреждений. Это, в первую очередь – детские сады и школы. Кроме того, существуют естественно сложившиеся учреждения и организации, функционирование которых направленно на «включение» индивидов в общество. Это культурно-досуговые учреждения, спортивные комплексы, научно-технические центры и т. п., функционирующие в сфере досуга, с расширением границ которых повышается и социализирующее воздействие на детей, подростков и юношество.
В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей со сложной структурой дефекта. Это дети с нарушениями в развитии сенсорных (зрение, слух, речь) и моторных функций в сочетании с нарушениями в интеллектуальном развитии различной степени тяжести. Сложными нарушениями принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка, например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата и нарушений речи, сочетание нарушения опорно-двигательного аппарата, глухоты и умственной отсталости.
Сложность воспитания и социализации таких детей обусловлена тем, что аномальное развитие психики ребенка проявляется в разнообразных нарушениях познавательной деятельности, в грубых отклонениях в плане эмоций и воли, уровень их этического, морального развития находится в прямой зависимости от того, когда с ними начали проводить коррекционно-воспитательную работу. «Необходимо с раннего возраста воспитывать у этих детей культурные потребности и познавательные интересы.
Еще одной проблемой социализации детей со сложной структурой дефекта является недостаточная их включенность в культурно-досуговую деятельность. В силу своих особенностей они не способны к полноценному участию в общественных мероприятиях, занятиям в кружках, клубах, спортивных секциях. Это обусловлено недоразвитием внимания, наблюдательности, восприятия, представлений, проблемами с моторикой и всей двигательной сферой в целом, а главное, с активностью самих учащихся, вернее с ее отсутствием.
Таким образом, роль детских садов в социализации детей со сложными дефектами становится более значимой.
Досуговая деятельность в детском саду способствует культурному отдыху детей, их эмоциональной разрядке, позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья включиться в общественную жизнь, расширить свой социальный опыт, опыт социального и коммуникативного взаимодействия, формировать социальные навыки поведения.
Также досуговая деятельность позволяет закрепить и применить знания и умения, полученные детьми на занятиях в новых условиях, в новой обстановке, создает дополнительные условия к созданию условий для творческого взаимодействия детей и взрослых, дополнительному включению членов семьи в образовательный процесс, повышения их педагогической грамотности.
Формы организации досуга могут быть различными:
- проведение дней рождения детей,
- тематические развлечения,
- праздники осени, зимы, весны,
- игра по станциям,
- спортивные праздники.
Всю организацию досуга можно разделить на несколько этапов:
1. Продумывание и составления сценария;
2. Подготовка материалов и оборудования;
3. Проведение досуга;
4. Анализ проведения.
1. При продумывании и составлении сценария мероприятия важно;
• Четко определить его цели и задачи (в познавательном, речевом,
социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, физическом развитии и т. п.).
• Определить тематику мероприятия. (Мероприятие – это единство, объединенное одной темой).
• Определить форму проведения мероприятия.
• Форма и содержание мероприятия должны соответствовать возрасту детей, их уровню развития, психолого–физиологическому состоянию на момент проведения мероприятия. В ходе подготовки должны быть учтены как уровень развития детей группы в целом, так и индивидуальные возможности каждого ребенка в частности (физические, эмоционально-волевые, интеллектуальные, речевые).
• Определение времени и места проведения мероприятия.
• Подбор заданий (игр, конкурсов, вопросов, заданий) для участников мероприятия.
Структура построения досуга должна способствовать предотвращению наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
2. Подготовительный этап начинается с четкого распределения обязанностей среди организационной группы по подготовке и проведению мероприятия. Организация досуга в группе детей со сложными дефектами требует тщательной подготовки с участием всех специалистов группы.
• Следует дать информацию о проводимом мероприятии;
• Подготовить место проведения мероприятия согласно выбранной тематике;
• Подготовить музыкальное оформление.
• Подготовить реквизит (материалы, оборудование, необходимые для проведения конкурсов, заданий, карточки с вопросами, костюмы ведущих)
3. Проведение мероприятия.
Выполнение вышеперечисленных этапов организации мероприятия является гарантией успешности проведения мероприятия, его большого воспитательного, коррекционно-развивающего эффекта. Важно помнить, что при проведении мероприятия рекомендуется придерживаться следующих правил:
• Начало и конец мероприятия должны быть яркими, запоминающимися;
• Все занятые в проведении должны хорошо знать, что и когда следует делать;
• Во время проведения мероприятия важно, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, по своим возможностям был вовлечен в активную деятельность в зоне своего ближайшего развития, вне зависимости от своих психофизических особенностей, учебных возможностей.
• Во время проведения досуга важно проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности, создания ситуации «успешности».
4. Анализ проведения.
Точку в проведении досуга можно поставить лишь после того, как будет проведен анализ. Анализ мероприятия может включать в себя следующие пункты:
• Кто присутствовал;
• Кто принимал участие, количество участников;
• Соответствие мероприятия уровню развития детей;
• Активность во время проведения мероприятия.
• Какие функции выполняло мероприятие: познавательную, развивающую, воспитательную. • Поставленные задачи выполнены или не выполнены?
• Что удалось, а что следует улучшить?
Таким образом, можно отметить, что организация досуговой деятельности по форме и содержанию являющейся синтезом различных видов творчества, игры, общения, способствует не только эстетическому воспитанию детей, обогащению их жизненного опыта, развитию деятельностных способностей, но и несет в себе коррекционно-развивающую функцию, является неотъемлемой частью образовательного процесса. Данная деятельность позитивно влияет на весь процесс обучения, воспитания и социализацию детей со сложными дефектами.