ирина самушкова
Кинезиологические упражнения -средство формирования межполушарного взаимодействия для развития межполушарного взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
Детей, имеющих проблемы с речью, с каждым годом становится все больше. Речевой дефект у этих детей, как правило, связан с отклонениями в общей и артикуляционной моторике и отрицательно влияет на темп психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления, а также затрагивает двигательную сферу.
Обследование двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи позволяет обнаружить ряд закономерностей в отставании их физического развития.
Гипер – или гиподинамия;
Мышечная напряженность или снижение мышечного тонуса;
Публикация «Кинезиологические упражнения -средство формирования межполушарного взаимодействия для развития межполушарного взаимодействия» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нарушение общей моторики, особенно ациклических движений (лазание, прыжки в длину, метание);
Нарушение ручной моторики;
Общая скованность и замедленность выполнения движений;
Дискоординация движений;
Несформированность функций равновесия;
Недостаточное развитие чувства ритма;
Нарушение ориентировки в пространстве;
Замедленность процесса освоения новых движений;
Нарушение осанки, плоскостопие;
Заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, ловкости, скорости.
Столкнувшись в работе с проблемами детей с ограниченными возможностями здоровья, я стала интересоваться способами и методами коррекции недостатков физического развития и двигательных способностей. Мне хотелось с помощью движения объединить физическое и интеллектуальное развитие.
Свое внимание я обратила на Кинезиологию, науку о развитии головного мозга через движение. Кинезиология – это ключ корректировки таких важных психических аспектов как внимание, работоспособность, саморегуляция, контроль за собственной деятельностью, восприятие, речевая сфера, память, межполушарное взаимодействие, мыслительные операции, зрительно-моторная координация. Я сделала акцент на образовательной кинезиологии.
В основу коррекционной работы включила физические упражнения для стимуляции деятельности речевых центров. Сюда входят:
Элементы логоритмики. Это движения, которые сочетаются с речевым сопровождением (Звуком, словом, фразой, стихами и т. д.); они способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению. При выполнении этих упражнений в игровой форме дети ритмично, красиво и без напряжения двигаются.
Пальчиковая гимнастика включает в себя активные упражнения и игры для пальцев рук.
Артикуляционная гимнастика, стимулирующая функции рече-двигательного аппарата;
Координационная лестница;
Перекрестные движения.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Как показывают современные исследования, межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных двигательных («кинезиологических») упражнений, которые направлены на развитие общей двигательной координации, формирование крупных содружественных движений двумя руками и ногами, развитие координации рук и ног и т. д. То есть кинезиология направлена на развитие умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта. Работы В. М. Бехтерева, А. Н. Леонтьева, А. Г. Лурия, Н. С. Лейтеса доказали взаимосвязь манипуляций рук и движений вообще с высшей нервной деятельностью и развитием речи. Так, многим людям легче думать при повторяющихся физических действиях, например ходьбе. Кинезиологические упражнения синхронизируют работу полушарий, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание.
Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность. Возрастают показатели коррекции звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, лексико-грамматического развития речи, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным.
Считаю, что наша задача, как педагогов помочь раскрыть психо-физические возможности дошкольников и в этом нам прекрасно помогают кинезиологические упражнения.