Оксана Ярочкина
Развитие межполушарного взаимодействия у детей посредством кинезиологических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Всем известно, что мир детства неразрывно связан с игрой. Дети должны жить в мире красоты, сказки, фантазии. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям.
А для того, чтобы этот путь был легче, необходимо с дошкольного возраста помочь ребенку использовать все возможности для дальнейшего успешного обучения. Поэтому в своей работе я использую как хорошо известные технологии, так и инновационные.
Публикация «Развитие межполушарного взаимодействия у детей посредством кинезиологических игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и согласованность языка.
Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие детей?
Мозг человека состоит из двух полушарий, у каждого их которых свои функциональные задачи. Правое полушарие отвечает за воображение, абстрактное мышление, интуицию. А левое за мыслительные операции, память, языковые способности, аналитическое мышление.
Ведущие полушарие – главный признак. Дети рождаются правшами (левополушарными, левшами (правополушарными) или амбидекстрами (равнополушарными).
Если межполушарное взаимодействие несформировано: происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении:
o проблемы в письме;
o устной речи;
o запоминании информации;
o счете как в письменном, так и в устном;
o в целом восприятии учебной информации.
По каким признакам можно определить несформированность межполушарного взаимодействия:
o зеркальное написание букв и цифр;
o псевдолеворукость;
o логопедические отклонения;
o неловкость движений;
o агрессия;
o плохая память;
o отсутствие познавательной мотивации;
o инфантильность.
Чтобы сохранить баланс между полушариями мозга, необходимо развивать связи между ними.
Есть простые игровые упражнения.
«Оладушки».
Правая рука лежит ладонью вниз, левая рука – ладонью вверх. Одновременная смена позиции: теперь правая – ладонью вверх, а левая – ладонью вниз. По мере усвоения упражнения темп движений можно ускорять.
Мы играли в ладушки -
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
«Пальчики здороваются». Поочередное соединение всех пальцев с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог пальцы одной руки соприкасаются с большим в следующем порядке: 1 – 2, 1 – 3, 1 – 4, 1 – 5, 1 – 4, 1 – 3, 1 – 2.
Ищет птичка и в траве,
И на ветках, и в листве,
И среди больших лугов,
Мух, червей, слепней, жуков.
«Перекрестное марширование».
Шагаем высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Делаем 6 пар движений. Затем шагаем, касаясь рукой одноименного колена. Делаем 6 пар движений. Заканчиваем касанием по противоположной ноге.
«Ухо – нос – хлопок». Левой рукой беремся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т. е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши. Меняем положение рук с точностью до наоборот.
Нам понадобятся карточки, на которых изображены квадратики и прямоугольники, на квадраты мы ставим два пальцы раздельно, на прямоугольник два пальца вместе. А также можно использовать следующие карточку, где нарисованы кружки и овалы. На кружки мы ставим кулак, а на овалы реб
«Зеркальное рисование»
Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Для детей также можно использовать нейропсихологические дорожки, где ребенку двумя руками нужно вести карандаш по дорожке.
Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка.
Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т. е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.
В развитии межполушарных связей важно не однократное выполнение упражнений, а постоянное, систематическое повторение и усложнение предлагаемых заданий. Очень важно соблюдать следующий принцип: сначала задание выполняется одной рукой, затем другой рукой, после двумя руками одновременно.
Я считаю, что использование игр на развитие межполушарных связей является необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность ребенка. При регулярном выполнении специальных движений образуется большое количество нервных волокон, связывающих полушария головного мозга. В результате применения этих упражнений я заметила, что ребенок может дольше удерживать свое внимание, сосредотачиваться, наблюдать за предметами и делать выводы из увиденного.