Шарнова Ирина Петровна
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В 90-ые годы прошлого века, в ходе практических экспериментов, ученые Н. А. Бернштейн, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, Л. В. Фомина и др. пришли к утверждению, что успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сензитивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
Публикация «Упражнения для развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Межполушарное взаимодействие- это особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.
Правое полушарие отвечает за эмоциональность, музыкальные и художественные способности; ориентацию в пространстве; обработку большого количества информации, а также за интуицию; воображение, за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за логику, память; абстрактное, аналитическое мышление; анализ информации, за правую половину тела.
Для развития межполушарных связей прибегают к различным упражнениям, которые задействуют как правое, так и левое полушарие. Приведу примеры некоторых упражнений, которые я использую с детьми дошкольного возраста
1. Обведение нарисованного предмета по контуру одновременно двумя руками.
2. Рисование (раскрашивание) правой, левой рукой и двумя руками одновременно.
3. Прохождение лабиринтов двумя руками одновременно.
4. Упр. «Лесенка» (пройти по ступенькам, выполняя заданные позы одновременно двумя руками)
5. Упр. «Звездочка» (одно рукой обводим контур нарисованной звездочки, ладонью другой – выполняем удары по количеству нарисованных палочек)
6. Упр. «Бусы для мамы» (ребенок указывает одной рукой на фигуру, второй рукой показывает позу, соответствующей данной фигуре)
7. Упр. «Волшебные крышечки» (ребенок одновременно двумя руками выкладывает по образцу крышки в ячейки двух таблиц)
8. Упр. «Кулак- ладонь»
9. Упр. «Поймай- отбрось» (дети парами садятся на пол напротив друг друга; у одного из пары- шарики красного, желтого, синего цвета. По команде взрослого ребенок перекатывает шарики другому игроку; тот ловит шары желтого цвета- левой рукой, красного- правой, синего – возвращает назад)
10. Упр «Тук- тук» (перед ребенком лежит таблица с цифрами; задача ребенка одновременно простучать руками столько раз, сколько показывают цифры слева и справа)
11. Упр. «Парный стук» (на столе разложены вырезанные прямоугольники и круги, пара детей встает напротив друг друга; задача участников одновременно воспроизвести ритмический рисунок, где прямоугольники обозначают количество ударов по столу ладошками, а круги- количество хлопков в ладоши)
Желаю успехов в развитии межполушарного взаимодействия!