Галина Прохорова
Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка:
«Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Движение может заменить лекарство –
но ни одно лекарство не заменит дви-
жения»
Ж. Тассо.
Публикация «Кинезиологические упражнения — гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Работая с детьми, я на практике убедилась, что перед педагогом-психологом стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
У детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения, снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика, часто нарушена координация движений.
Поэтому, на мой взгляд, актуальна для коррекционно-развивающих групп кинезиология или гимнастика для мозга. Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина, и. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики).
Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад.
В Россию метод целостного подхода балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем привезла из США Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991 по 1997 год.
Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.
Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк я стала использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях и вне занятий.
В своей коррекционно-развивающей работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения :
1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.
Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации.
2. Дыхательные упражнения.
Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
3. Глазодвигательные упражнения.
Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
4. Телесные упражнения.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит. д. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.
При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.
5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
6. Массаж
Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.
7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологических упражнений :
- во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно.
- если же детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.
- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.
- под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.
Предлагаю вашему вниманию коррекционно-развивающую деятельность с кинезиологическими упражнениями для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Осенние листья – путешественники»
Цель: совершенствование коммуникативных навыков через игровые, развивающие и кинезиологические упражнения.
Задачи:
• Развитие эмоциональной сферы; мелкой и крупной моторики;
• Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
• Воспитывать у детей желание сотрудничать со сверстниками; учить взаимодействовать друг с другом;
• Обобщать знания детей об основных приметах осени, изменениях, происходящих осенью. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней осени;
• Учить анализировать явления, используя имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий.
• Развитие речи, познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Ход занятия:
Дети входят в зал и встают в круг.
Психолог: Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу «Доброе утро!». Я предлагаю передавать друг другу осенний лист и называть свое имя ласково.
Дети садятся на стульчики.
Психолог: Ребята, какое время года вам больше всего нравится? (Дети отвечают). А мне больше всего нравится осень. Она навевает романтическое настроение – на деревьях красочный убор, под ногами тихо шелестит шелковый ковер из пестрых листьев. Многие поэты, художники и композиторы любят осень и посвящают ей свои произведения. Мы с вами тоже отправимся в осень.
Упражнение “Слон”.
Задачи: Это упражнение помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
Психолог: Вот мы с вами «попали в осень». Осень бывает разная! Каких только цветов и оттенков не увидишь ранней осенью!
Детям демонстрируются репродукции картин ранней и поздней осени.
Обратите внимание, какими яркими, насыщенными красками рисуют художники раннюю осень. А теперь посмотрите, какие цвета используют художники для написания поздней осени? (Дети отвечают, что цвета темные, мрачные).
Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»
Задачи: Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
Листья осенние тихо кружатся, (качают руками над головой, провожая кисть руки взглядом вправо, влево) Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (проводят по полу вправо, влево) Будто опять закружиться хотят. (провожают взглядом) И под ногами шуршат, шелестят (встают, водят руками вверх и вниз по очереди, провожая взглядом) Будто опять закружиться хотят. (садятся на стульчики)
Психолог: Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Но вот налетел осенний ветер, подхватил листья и закружил их.
Упражнение «КРЮКИ»
Задачи: помогает избавиться от напряжения, способствует объединению эмоции лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга, приводя к интегрированному состоянию, которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.
Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Вернуться в исходное положение.
Психолог: Ребята, как вы думаете, чем отличается осень от других времен года? Что бывает только осенью? ( Дети отвечают: листопад, сбор урожая, птицы улетают на юг и т. д.) Осенью бывает разная погода. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? ( Дети отвечают: Золотая, солнечная, ясная, ранняя и т. д.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами вы опишите осень? ( Дети отвечают: Поздняя, хмурая, пасмурная и т. д.)
Психолог: У меня в руках лист. Давайте с ним поиграем: я говорю слово, а вы передаете друг другу лист и называете слова «родственники» ( Дети отвечают: лист, осень, дождь, лужа, ветер, холод, листопад и т. д.) Ребята, давайте немного пофантазируем. Посмотрите внимательно на этот листочек. Откуда он прилетел? Почему листочек так выглядит, что с ним могло приключиться? Как можно его назвать? Давайте вместе сочиним его историю: как он появился на свет, когда? Что листочек мог видеть весной, летом? Кто о нем заботился? А что с листочком случилось осенью?
(Дети составляют импровизированный рассказ.)
Психолог: Какая замечательная история получилась!
Упражнение «Двойной рисунок».
Задачи: помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
Психолог: Ребята рассмотрите внимательно свои рисунки, на что они похожи? (Ответы детей : на свернувшегося ежика, грустного клоуна, красивую рыбку, трусливого зайчика, на веселую бабочку, нахохлившуюся птичку)
Психолог: Ребята, а теперь давайте отдохнем:
Релаксация «Путешествие на осеннем листе»
Задачи: способствует расслаблению, снятию напряжения.
Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на осеннем листе. Прыгните на осенний лист, похожий на корабль. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этом корабле. Теперь начинается путешествие. Наш корабль медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть наш лист-корабль перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем листе-корабле, и он везет вас назад, на ваше место в зале. Слезьте с листа-корабля и поблагодарите его за то, что он так хорошо вас покатал. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.
Психолог: Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем.
Предлагаю вашему вниманию коррекционно-развивающую деятельность с кинезиологическими упражнениями для детей подготовительной группы на тему: «Возвратим зиме память»
Цель: подготовка детей к школьному обучению, развитие познавательных психических процессов.
Задачи: Обобщить знания детей об основных приметах зимы, изменениях, происходящих зимой в растительном и животном мире. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней зимы.
Учить анализировать явления, используя имеющие знания о зиме в решении задач, выполнении упражнений, заданий.
Развивать мышление, память, восприятие, школьные навыки.
Оборудование: снежинки с цифрами, карточки с картинками, карточки с недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи, оценочные карточки: солнышко, облачко, тучка, вата.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Психолог (В образе зимы) : Раз, два,три, четыре, пять –становитесь в круг играть.
Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (вдох – выдох три раза).
А сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала (называть шепотом имена по 3 имени).
2. Основная часть.
Психолог: Мы отправимся сегодня с вами в сказку. А в сказке есть всегда сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль зимы.
Психолог: Ребята, злая волшебница меня заколдовала. И я не могу вспомнить зимние месяцы, что характерно для зимы.
Ребята, давайте вместе мы поможем сегодня зиме возвратить память.
Телесное упражнение «Перекрестное марширование»
Задачи: Развитие межполушарного взаимодействия. Снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.
Дети шагают высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь одноименно колено. Закончить касаниями по противоположной ноге.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать.
По тропиночке пойдем
Друг за дружкою гуськом.
На носочки встали
И к лесу побежали.
Ноги выше поднимаем
И на кочки мы не наступаем.
И снова по дорожке
Мы весело шагаем.
Психолог-Зима: Вот мы и пришли в лес. А кто же нас встречает в лесу.
ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте ребята, я хозяин леса - Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости, а скажите какой лес бывает. (осенний, зимний, сосновый, хмурый, загадочный, сказочный)
Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес. (Дети показывают эмоции радости, хмурости). Посмотрите, какой красивый зимний у меня лес.
ЛЕСОВИЧОК: Ребята, посмотрите, сколько много снежинок в лесу. На каждой снежинке написана цифра. Вам надо сейчас надо правильно разложить числовую прямую. (Дети совместно раскладывают цифры от 1до 10) (Коллективная работа)
Психолог-Зима: Ребята, а сейчас надо дорисовать картинки.
ЛЕСОВИЧОК: А давайте теперь с вами скажем про приметы зимы.
А какие зимние месяцы вы знаете?
(одежда человека зимой)
(что происходит с животными зимой)
(что можете сказать про птиц)
(какая погода зимой)
ЛЕСОВИЧОК: Есть такая пословица “ Возле леса жить - голодному не быть!” Как вы можете объяснит эту пословицу.
- Какие лесные ягоды вы знаете?
-Какие деревья растут в лесу?
- А без чего лес не может существовать (без солнце, возы. света). А еще лесу необходим покой и тишина.
Психолог-Зима: Ура, я все вспомнила, я вспомнила, что птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в спячку, человек стал тепло одеваться. Спасибо вам.
Упражнение на развитие мелкой моторики руки, массаж пальцев: (с резиновыми шипованными мячиками-ежами).
Я мячом круги катаю
Взад-вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Словно я ласкаю кошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапку кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь, последний трюк,
Мяч летает между рук.
- Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова
- Указательный – чтобы дыхание было ровным.
- Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.
- Безымянный – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы
- Мизинец – чтобы лучше работало сердце.
Психолог - Зима: А скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир? Стоят на полянке две сыроежки, да поганка. Чего больше, шляпок или ножек (Ответы детей).
ЛЕСОВИЧОК: А рядом с моим лесом живет лесник. Он приглашал нас в гости. Ой, кажется метель начинается.
Психолог-Зима: Ребята, а чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем. Чередование перекрестных и односторонних шагов, или перекрестные прыжки. А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли. (Дети массируют мочки ушей). А теперь потрем ладошки. (Дети массируют ладони рук).
Психолог-Зима: (Раздаются картинки)
Упражнение на развитие мышления «Какая картинка лишняя. Почему? Объясни свой ответ»
Вот и подошло к концу наше путешествие.
Давайте скажем до свидания нашему Лесовичку.
Психолог: Ребята, перед вами шкала достижений. Оцените себя. Оцените занятие (солнышко, облачко, тучка)
Прощание с группой. Раз, два, три, четыре, пять, скоро встретимся опять.
Такая работа дает положительные результаты в работе с детьми. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.