Ольга Коденко
Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из важнейших задач коррекционной педагогики — повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.
Публикация «Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Криотерапия для детей
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка.
Развивая мелкую моторику, совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребенка, творческие способности, фантазия и речь. Главной целью развития мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, развивая моторику, мы создаем предпосылки для развития высших психических функций.
Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики : пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используют в коррекционно – развивающей работе. Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, малораспространенные.
Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики, который я активно использую в своей работе. Это – криотерапия.
Криотерапия (от латинского "крио" - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.
Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего возрастает сократительная способность мелких мышц кисти. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики.
Почему же именно криотерапия? Использование данного метода способствует: развитию тактильной чувствительности, активизации иннервации мышц тонкой моторики, а также развитию моторных центров коры головного мозга. Он позволяет мне, как дефектологу, решать ряд задач коррекционно – развивающего обучения, а главное ее проведение не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.
Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.
Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Я сделала свои льдинки многоразовыми, заполнила маленькие шарики водой, и теперь после занятия шарики снова отправляются замораживаться, что облегчает дальнейшую подготовку.
Элементы криотерапии я стала использовать в работе с детьми еще в прошлом учебном году, мы пробовали рисовать цветными льдинками. Ребята проявили большой интерес, и подробно изучив его, с этого учебного года, я стала активно использовать криотерапию на своих занятиях.
В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Передо мной встала задача, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция. Я разработала картотеку игр, в которой учитывала основные задачи обучения детей с ОВЗ.
Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей. С помощью игр «Выполни по образцу», «Разложи по цвету», «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик», «Ледяная стройка», «Ледяное ожерелье» закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.
Пространственные представления мы с ребятами закрепляем, играя в игры «Бассейн», «Расположи верно», «Ледяной холст». Чтобы закреплять знания по лексическим темам, я предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием. Игры «Продолжи ряд», «Исправь ошибку» «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию высших психических функций.
Очень интересным и необычным для детей является рисование цветными льдинками, пальчиковое рисование на ледяном холсте, что способствует развитию воображения, закреплению представлений о свойствах предметов, развитию изобразительной деятельности. Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.
Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу: у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие.
Метод криотерапии способствует развитию не только мелкой моторики, но и интеллектуальной сферы детей. Играя в игры со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.
Из практики, могу сказать, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия. Не смотря на мой не большой опыт, я рекомендую Вам использовать криотерапию в работе, и вы сами сможете убедиться в его безграничных возможностях.