Получи документы

Концептуальное изложение «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий»

Светлана Сибгатуллина
Концептуальное изложение «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий»
▼ Скачать + Заказать документы

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека. Наука о движении с греческого «Природная мудрость тела». Она существует уже 2000 лет, используется во всем мире.

Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Публикация «Концептуальное изложение „Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий“» размещена в разделах

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Так или это на самом деле. Действительно ли, что упражнения на развитие межполушарных связей (кинезиологические упражнения) улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речи, активизируют процессы чтения и письма.

Цель: Повышение компетентности воспитателя в вопросах использования здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом и интилектуальном развитии дошкольников.

Задачи: : 1. Изучить методическую литературу по теме. 2. Наметить направления работы с детьми по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологические упражнения) в физическом и интилектуальном развитии. Обогатить развивающую среду дидактическим материалом и оборудованием для выполнения кинезиологических упражнений.

3. Определить пути взаимодействия с родителями по использованию нетрадиционных здоровьесберегающих технологий (кинезиологических упражнений) в физическом развитии и оздоровлении дошкольников.

4. Использовать упражнения на развитие межполушарных связей в своей педагогической деятельности.

Актуальность: Постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии ставит перед педагогом задачу поиска эффективных форм и приёмов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Ответ на эффективность кинезиологических упражнений нашла, изучив работы Сиротюк А. Л. Семенович А. В. которые доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи и наглядно увидела в своей педагогической практике.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математическое, знаковое, а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. А для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов.

Развивающая направленность кинезиологических упражнений идёт от движения к мышлению, а не наоборот. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Данная кинезиологическая методика позволяют выявить скрытые способности ребёнка дошкольного возраста и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга. А ведь как интересно научиться таким движениям, которые выполняют даже космонавты во время подготовки к полетам.

Работая с детьми, я отметила такую закономерность: дети с плохо развитой моторикой, мало двигающиеся, отстают в общем развитии и интеллекте. Наши дети очень разные, есть двуязычные дети, которым очень тяжело понимать значение слов и действий. А метод кинезиологии помогает таким детям через движения развиваться во всех направлениях. Но самое главное - изучая материалы метода кинезиологии, я поняла, что для наших детей в детском саду он очень актуален, и к тому же не требует никаких материальных и методических затрат. Руки всегда основная часть тела ребенка, они рядом и постоянно в дошкольном возрасте требуют нагрузки в движении. Как показывает практика, большое количество детей, поступающих в школу, имеют нарушения в развитии мелкой и крупной моторики.

Ведь специалисты (Е. И. Аркин, Н. А. Берштейн, Д. Б. Эльконин) утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное взаимодействие тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, подтверждая связь тонкой моторики с развитием мозга. Чем лучше развита способность двигаться, тем больше потенциал к обучению и развитию интеллектуальных способностей.

В современном мире на мой взгляд существует ещё одна острая проблема: родители покупая детям всевозможные ходунки, лишают ребёнка ползать. Тем самым противоречат природе ребёнка. Ведь почему так важно для ребенка научиться ползать?

Ползание - это необходимый этап развития ребенка. Развитие малыша на первом году жизни называется психомоторным, то есть развитие двигательных навыков неотделимо от развития интеллекта, психики, речевых навыков. Ребенок развивается последовательно, освоив один этап, переходит к следующему. Перешагнув или пропустив какой-то из этапов, мы оставляем в развитии ребенка пробел, заполнить который другими навыками невозможно.

Ползание готовит ручки малыша к манипуляциям с мелкими предметами, мышцы спины - к нагрузке прямохождением. Во время ползания укрепляется связь между правым и левым полушариями мозга – это влияет на развитие интеллекта и речи. Ползание – это универсальное упражнение, укрепляющее все мышцы тела. Кроме того, свободное ползание дает малышу первый опыт самостоятельного передвижения в пространстве, укрепляет его уверенность в собственных силах, питая его любознательность и настойчивость в достижении цели.

Часто в результате ползания уходят или компенсируются небольшие нарушения тонуса, асимметрия, кривошея и другие подобные проблемы. Иногда с началом ползания становятся видны скрытые особенности развития мозга (недостаточная связь между некоторыми отделами мозга) - когда ребенок упорно, больше 2-3 недель ползает неким специфическим образом: подволакивает или подгибает одну руку или ногу, ползает только назад. Если в этот момент помочь ребенку научиться ползать правильно, то это скажется благоприятно и на развитии мозга, возможно скомпенсировав особенности развития.

Кроме того, современный мир, наполненный обилием компьютеров, различных гаджетов, не требует от детей ручных усилий, и поэтому моторные навыки ослабляются: дети плохо держат карандаш, кисточку, ножницы, отчего и происходят постоянные зажимы кисти, что ведет к нарушению даже эмоционального состояния. А все это в дальнейшем сказывается на восприятии и усвоении любого обучающего материала и на здоровье. Это ещё одно противоречие современности с природой. И лишний раз подтверждает значимость развития межполушарных связей.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Чем выше у ребенка способность к обобщению, тем быстрее он приобретает возможность мыслить абстрактно. А переход к абстрактному мышлению обозначает совершенно новый, качественно более высокий уровень развития интеллекта ребенка, характеризующийся, как правило, высоким показателем речевой активности, используемой в качестве инструмента получения и передачи информации, знанием и применением логических приемов, способностью ребенка формировать суждения и некоторые умозаключения. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи ребенок будет иинициативным и самостоятельным. Это позволит ему легче адаптироваться в социальной жизни.

Уже с младшего дошкольного возраста главной задачей я ставлю интеллектуальное развитие через метод кинезиологии и сохранение индивидуального в ребёнке. Обучение детей организую в форме игры и связанных с ней деятельностью, обеспечивающих эмоциональное взаимодействие и общение с взрослым. Создаю условия для свободного выбора ребёнком содержания деятельности и возникновения взаимообучения детей.

Многие серьезные проблемы в обучении и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей ведущим является левое полушарие. Левое полушарие

«отвечает» за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположного полушария.

Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое «своей» половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно левое полушарие можно обозначить как аналитическое («стараюсь», «хочу», а правое – как рефлекторное («могу»).

Поэтому без слаженной работы обоих полушарий головного мозга не будет ни общения, ни познания.

Отсутствие этой слаженности - основная причина трудностей в учебе, в том числе и развитии интеллекта. Вот поэтому интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия – вот путь устранения трудностей в познании ребенком, а также в различных видах деятельности. Каждый ребенок рожден на свет наделенным мощным инстинктом познания. Поэтому так важно помочь детям, имеющим некоторые проблемы в развитии, своевременной помощью.

Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушария.

Мне хотелось, чтобы дети с помощью «простых» движений смогли «переключать» свои полушария, меньше тратя энергии на выполнение основной работы. В этом я отмечаю ещё один плюс кинезиологических упражнений. Мне интересно, занимаясь с детьми наблюдать, как в ходе тренировок от кинезиологических упражнений наблюдается динамика в преодолении мыслительных операций, и это сказывается на развитии интеллекта и даже эмоциональной сферы.

Чтобы разнообразить развивающие пособия, я внесла на занятиях такие, кажется, простые, но оказалось, такие интересные пособия как прищепки, пробки, пуговицы, скрепки, счетные палочки. Они помогают не только развивать моторику, но и мыслительные операции: задания с ними давали больше возможностей для фантазии, сообразительности.

Кинезиологические упражнения сейчас очень популярны и используются не только детьми, но и взрослыми. Сами комплексы упражнений можно взять из книги А. Сиротюк «Обучение детей с учетом психофизиологии», Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте».

Основная форма работы — использование элементов кинезиологических упражнений на занятиях. Занятие проходит в первой половине дня и по подгруппам по 10-14 детей.

Каждое занятие состоит из 3-х частей

Первая часть – приветствие.

Это позволяет детям настроиться на совместную деятельность. Чаще всего применяю такие приветствия - как:

-Мы вначале будем хлопать,

А затем мы будем топать,

А потом мы повернемся

И друг другу засмеемся (дети выполняют движения).

Второй раз с этими же словами, но в конце - «И друг другу улыбнемся». Со временем, я придумываю разные способы приветствия, но обязательно с движениями.

Вторая часть – основная, которая выполняет всю смысловую нагрузку. Предложенные в этой части игры и упражнения перекликаются друг с другом – есть и интеллектуальные и кинезиологические упражнения. Разнообразие приемов дает возможность быть детям в тонусе, поддерживать интерес на протяжении всего занятия.

Конечно дети меняют положения – то сидя, то стоя, то в кругу, то за столами. Занятие в этой части построено таким образом, что один вид деятельности сменяется другим.

1. Интеллектуально-развивающие игры и упражнения. Направлены на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи, восприятия.

2. Дыхательно-координационные упражнения (кинезиология) Направлены на активизацию и энергетизацию работы стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария, снятие мышечного напряжения.

3. Симметричные рисунки (кинезиология) направлены на развитие координации движений и графических навыков, активизации стволовых структур мозга и межполушарного взаимодействия.

4. Графические диктанты. Направлены на развитие умений действовать по правилам и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной ориентировки и мелкой моторики руки.

5. Пальчиковая гимнастика (кинезиология) Способствует развитию психических функций (внимания, памяти, мышления и речи, а также подвижности и гибкости кистей рук.

6. Упражнение для профилактики нарушений зрения и предупреждения зрительного переутомления. Способствует снятию рефлекса периферического зрения, ритмированию правого полушария, активизации мозга и межполушарного взаимодействия (кинезиология).

Третья часть - заключительная – прощание. Основная цель - создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях. Игры и приемы могут быть разными. Я применяю такие игры как «Пирамида любви»,

«Обнималки».

Игра «Пирамида любви» - Дети все по одному кулачку складывают пирамиду на руку воспитателя – образуется пирамида. Все держат руки и в конце говорят «Всем-всем - до свидания». Или «Обнималки» - дети обнимаются в паре с кем хотят, потом 2-3 раза меняются с другими и тоже обнимаются, а в конце, я стараюсь каждого погладить и поблагодарить за работу. Детям это очень нравится.

Применение различных гимнастик на занятиях позволяет развивать у детей в

комплексе межполушарное взаимодействие, а именно:

• Дыхательная гимнастика играет огромную роль в оздоровлении детей Она проводится в различных режимных моментах в течение всего дня- на утренней гимнастике, на занятиях, в свободной деятельности и т. д. Для того чтобы ребенок научился говорить, думать надо научить его правильному дыханию. Для этого на своих занятиях я с детьми изучаю игровые приемы дыхательных техник (перечень дан в приложении)

• Психогимнастика М. И. Чистяковой. Психогимнастика – это специальные этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. В каждой группе детского сада имеются дети, у которых наблюдаются излишняя утомляемость, истощаемость, непоседливость, вспыльчивость, раздражительность, замкнутость.

Кинезиологическая гимнастика включает в себя упражнения :

- для развития межполушарного взаимодействия;

- развития творческого (наглядно -образного) мышления (правое полушарие);

- развитие абстрактно-логического мышления (левое полушарие);

- профилактика нарушения зрения и активизации работы мышц глаз

• Суставная гимнастика

- самомассаж ушей;

- потирание ладоней;

- поколачивание пальчиками и другое

В начале своей работы я стала применять самые легкие упражнения еще в ясельной группе и старалась не только обучать детей, как учиться самой. Давалось в этом возрасте больше дыхательных упражнений и пальчиковых игр. Ведь у детей младшей группы еще очень слабая общая и мелкая моторика и координация. Но чтобы заинтересовать детей, я проводила занятия с применением кинезиологических упражнений на сюжетах сказок. Это давало больше эффекта, чем простое механическое заучивание положения рук и многократного его повторения.

Опыт накоплен пока небольшой, но багаж умений применения кинезиологических упражнений постоянно пополняется. Я стараюсь на занятиях добиваться того, чтобы дети не просто выполняли кинезиологические упражнения, а осознанно подходили к каждому движению.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая мною в ДОУ, строилась на основе этапов:

1-й этап - диагностический. Методы диагностики показателей межполушарного взаимодействия.

Было проведено анкетирование родителей о психологических особенностях детей и значении развития мелкой и крупной моторики для будущих школьников.

Наблюдение за детьми в естественных условиях проживания, т. е. в группе, на занятиях, в свободной деятельности, игре

После диагностики и обработки определились направления в работе:

• Работа с семьей (консультации, беседы, семинары-практикумы, тренинги, презентации).

• Работа с детьми (коррекционно-развивающие занятия, праздники)

2-й этап - подготовительный. Изучение литературы по проблеме межполушарного взаимодействия для развития ребенка, подбор упражнений по кинезиологии в соответствии с возрастом 3-4 лет, практическая отработка приемов и упражнений по кинезиологии, пополнение и оснащение информационными и дидактическими материалами, изготовление пособий для применения кинезиологических упражнений.

3-й этап - апробация методов, приемов и пособий для развития межполушарного взаимодействия т. е. определено направление коррекционно-развивающей работы с детьми.

а) применение прищепок, пуговиц, скрепок, счетных палочек, пробок (нетрадиционных пособий)

б) групповые и индивидуальные консультации для педагогов- на темы: «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет», «Применение психогимнастики для релаксации и снятия стресса», (приложение № 4, «Применение кинезиологических упражнений для развития межполушарных взаимодействий».

в) Презентация на семинаре-практикуме для педагогов и родителей нашего детского сада «Роль кинезиологических упражнений в развитии интеллекта», «Гимнастика мозга методом кинезиологии», «Методы и приемы кинезиологических упражнений».

г) развивающие занятия в младшей группе по развитию интеллекта с помощью кинезиологических упражнений в течение года.

4-й этап - анализ проведенной работы за определенный период, методическая, диагностическая и практическая работа, составление рекомендаций для родителей и педагогов для применения в различной деятельности приемов кинезиологии.

5-й этап - написание опыта работы и представление его на методических встречах перед педагогами нашего детского сада.

Каждое занятие начинается с игрового или сюрпризного момента. Много ли ребенку надо, чтобы почувствовать любопытство, а затем и желание участвовать в этом процессе- выполнении кинезиологических упражнений.

И для этого, чтобы руки работали ловко, я предлагаю им вначале помассажировать каждый пальчик, потом уже выполнить упражнение – например, «кулак-ребро- ладонь». После такой тренировки внимание активизируется, и дети без труда выполняют задание с лабиринтом на карточке.

Я использую на занятиях такие приемы как подражание, действия по образцу, выполнение задания по словесной инструкции.

В своей работе с детьми также использую следующие кинезиологические методы :

1. Дыхательные упражнения.

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

2. Глазодвигательные упражнения.

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

3. Телесные упражнения.

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания. При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что способствует развитию психических функций.

4. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи. (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

5. Массаж

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

6. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Выводы:

Изучив большое количество материалов по данной теме, проведённая практическая работа даёт мне право сказать, что кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость, готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю, способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.

А дальнейшее применение этого опыта поможет мне научить детей лучше и с удовольствием обучаться, и не только смягчит, сделает радостными взаимоотношения в семье, но и поможет раскрыться личности ребенка. Со временем взрослые заметят его прогресс в самых разных сферах деятельности, свободу в движениях, большую открытость, выразительность. На смену былой зажатости, скованности и постоянным сомнениям в себе самом придет стремление к самовыражению и умение достичь этого. Это скажется и в развитии интеллекта.

Библиографический список:

1. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.

2. Афонькин С. Ю., Рузина М. С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.

3. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб. : Речь, 2001.

4. Данилова Н. Н., Крылова А. Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.

5. 7. П. Деннисон, Г. Деннисон «Программа «Гимнастика ума». Пер. С. М. Масгутовой, Москва, 1997 г.

6.. В. Д. Еремеева «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г.

7. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб. : Речь, 2002.

8. Рузина М. С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб. : Речь, 2003.

9. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент, характер, личность – М. : Наука, 1984.

10. Сиротюк А. Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001г.

11. Сиротюк А. Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», «Сфера», Москва 2003г

12. Стамбулова Н. Б. Опыт использования специальных физических упражнений для развития некоторых психических процессов у младших школьников – М. ,1977

13. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод заме-щающего онтогенеза: Учебное пособие. — М. : Генезис, 2007.

14. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.

15. Сухомлинский В. А Самый отстающий в классе…// Воспитание школьников – М., 1991.

16. Хризман Т. П. Развитие функций детского мозга – Л., 1978.

17. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.

18. Шанина Г. Е Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие – М., 1999.

Публикации по теме:

Детство как объект здоровьесберегающих технологий ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов её национальной безопасности является.

Использование здоровьесберегающих технологий Сегодня уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования.

Использование здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья актуальная тема во все времена. Современные дети все реже бывают на свежем воздухе, все чаще проводят перед телевизором.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Актуальность проблемы формирования здорового образа жизни у дошкольников состоит в том, что с каждым годом растёт количество детей, имеющих.

Из опыта работы об использовании здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающие технологии. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее.

Кинезиологические упражнения для дошкольников «Пальчики играют-речь нам развивают»Кинезиологические упражнения для дошкольников «Пальчики играют-речь нам развивают» Кинезиологические упражнения для дошкольников Уважаемые родители! Представляем вашему вниманию мастер-класс на тему: «Пальчики играют –.

Концептуальное изложение «Формирование элементарных математических представлений через дидактические игры». Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Огромную роль.

Применение здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья детей в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях актуальна, своевременна и достаточно.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Семинар-практикум «Кинезиологические упражнения для дошкольников» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Кинезиологические упражнения для дошкольников». Мне бы хотелось,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Концептуальное изложение «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий»
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 07:44
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Концептуальное изложение «Кинезиологические упражнения как вид здоровьесберегающих технологий»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Сибгатуллина (УИ 337907) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД