Наталья Алимахмадова
Каталог игр по математическому развитию для средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Число
«Угости белочек грибами»
Цель: формировать умение детей сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришли белочки. Давайте угостим их грибками. Каждой белочке надо дать по грибочку. Белочек раскладывайте правой рукой слева направо, между ними оставляйте окошки. Всем белочкам хватило грибочков? Сколько белочек? Сколько грибочков? Что надо сделать, чтобы их стало поровну? Предлагаю уравнять двумя способами: путем добавления и убавления. Поровну ли белочек и грибочков? Как еще можно сказать? Белочкам очень понравилось с вами играть.
Публикация «Каталог игр по математическому развитию для средней группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
«Найди пару»
Цель: формировать умение сравнивать две группы предметов на основе счета, устанавливать равенство и неравенство двух множеств.
Ход игры: Воспитатель говорит: посмотрите, у нас есть карточки с разным количеством игрушек. Но они все перепутались. Их надо сложить так, чтобы, на двух карточках было одинаковое количество предметов. Эти карточки я вам раздам, и вы будете искать себе пару. Почему вы стали вместе? Сколько яблок? Сколько груш?
«Парочки»
Цель: формировать счетные умения. Развивать внимание.
Ход игры: детям раздают по 6 карточек с разным количеством предметов. Жетоны лежат картинкой вниз. Первый игрок берет жетон и сравнивает количество предметов на жетоне со своей карточкой. Если у ребенка совпало количество определенных предметов с жетоном, то он оставляет жетон себе, закрывает им карточку. При этом ребенок объясняет, почему он оставляет жетон себе. Выигрывает тот, кто быстрее закроет свою карточку.
Величина
«Сбор фруктов»
Цель: развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.
Материал : яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие; три корзины большая, поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0, 5 см.
Описание: воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.
«Овечки»
Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине, пользуясь терминами «длиннее, короче, самая длинная, самая короткая». Формировать знания о домашних животных.
Ход: детям предлагается помочь овечкам добраться до поляны с сочной травой по дорожкам разной длины и определить, какая из них доберется быстрее и почему.
«Волшебный лес»
Цель: практиковать детей в сравнении предметов по высоте и толщине. Закрепить умение употреблять в речи термины «самый высокий, выше, ниже, самый низкий, самый толстый, тоньше, тонкий, тоньше»
Ход: детям предлагается решить игровую ситуацию: волшебник - задавака сказал, что сможет в один миг пересадить все деревья в лесу по высоте, да ошибся.
Детям предлагается пересадить деревья по высоте.
Форма
«Разложи фигуры»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических фигурах, развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: набор геометрических фигур.
Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
«Найди свой домик»
Цель: формировать осмысленное восприятие формы геометрических фигур, умение сравнивать свою геометрическую фигуру с другими, большего размера и находить среди них такие же; развивать внимание, зрительное восприятие, сообразительность.
Оборудование: маленькие карточки с изображением геометрических фигур, отличающихся по цвету и величине (6 х 8) – круги, квадраты, треугольники; три геометрические фигуры большего размера, обручи.
Ход игры:
Маленькие карточки раздаются каждому играющему;
По сигналу «Стоп!» все должны остановиться, рассмотреть свою фигуру и
Поискать такую же в обручах;
По сигналу «Найди свой домик!» нужно быстро прибежать на место.
Воспитатель раскладывает обручи и большие геометрические фигуры в них в разных местах группы или участка. Дети получают карточки с изображением геометрических фигур.
Воспитатель говорит: «В этом домике живут круги, а в этом – квадраты, и т. д.»
После этого детям предлагается «погулять» по группе. По сигналу воспитателя дети находят свой домик, сравнивая свою фигуру с той, что находится в домике.
Игра повторяется несколько раз, при этом воспитатель каждый раз меняет домики местам.
«Сложи узор»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их цвет, анализировать положение предметов в пространстве; закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрически фигуры по размеру; развивать внимание, мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
2. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.
3. Можно предложить ребенку составить свой узор.
Пространство
«Куда спряталась мышка?»
Цель: Научить находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п.
Ход игры: Воспитатель начинает игру с загадки: Под полом таится. Кошки боится. Кто это? (мышка).
Далее воспитатель говорит, что к нам в гости прибежала мышка, она хочет с нами поиграть. Предлагает детям закрыть глаза, а мышка в это время прячется (воспитатель ставит ее на стол, под шкаф). Дети, открыв глаза ищут мышку, найдя ее ребята должны описать где она находилась, используя слова: вверху, внизу, на, слева, справа, посередине, под и т. п.
«Куда пойдешь, то и найдешь»
Цель: сформировать пространственные направления «от себя» : вперед, назад, налево, направо, вверх, вниз.
Ход игры: В комнате спрятаны игрушки. Воспитатель дает задание детям: иди вперед, остановись, направо, … Ребенок показывает названное направление, идет в этом направлении и берет игрушку.
«В какой руке игрушка?»
Цель: Закрепить умение ориентироваться «на самом себе», знать части тела, различать правую и левую руку
Ход игры: Игрушки лежат перед детьми на столе. По сигналу воспитателя «раз, два, три левой (правой) рукой бери!» Ребенок должен взять игрушку в правую или левую руку. Потом можно предложить детям посчитать, а воспитатель должен взять игрушку в правую или левую руку. Можно допустить ошибку, чтобы дети ее исправили.
Время
«Время суток»
Цель:
-закрепить знание времени суток.
-Учить отгадывать смысловые загадки.
Развивать логическое мышление, внимание.
Материалы : карточки с временем суток, на каждого ребенка : утро, день, вечер, ночь.
Ход игры:
1. Для всей группы : Воспитатель загадывает загадку о времени суток, дети должны поднять карточки с правильным ответом над головой.
2. Для одного или нескольких детей: В центре стола выкладывается большое изображение времен суток, и ребенок должен положить правильно карточку совпадающей с данным временем суток.
"Части суток"
Цель: закрепить знание времени суток.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе 4 картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, читает стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.
"Когда это бывает? "
Цель: закрепить знание времени суток.
Ход игры: Показать детям картинки с контрастными частями суток (утро-вечер, день-ночь, побеседовать, что нарисовано на картинке, когда это бывает, почему ты так думаешь, что ты делаешь утром днём, какое сейчас время суток).