Марина Мишина
Картотека прогулок для старшей группы
▼ Скачать
Пытливый ум — залог успешного развития личности. Тем более если речь идёт об интеллектуально и физически формирующемся дошкольнике. Богатым и не иссекаемым источником новой информации и связанных с ней вопросов, которые дают сильный толчок к поиску интересных ответов, является прогулка. Для каждого возрастного этапа в дошкольном образовательном учреждении создаются картотеки досуга на улице и методические рекомендации по организации и проведению прогулок. В том числе и для детей 5–6 лет, то есть тех, кто ходит в старшую группу детского сада.
Публикация «Картотека прогулок для старшей группы» размещена в разделах
Кроме основной цели проведения прогулок в детском саду, а именно повышения иммунитета и улучшения общего состояния здоровья, досуг на улице способствует реализации триединого направления образовательного процесса:
Научить детей находить, фиксировать и анализировать изменения в окружающем мире, связанные со сменой времён года и деятельностью человека (например, убрав со скамейки в парке листья, дворник сделал возможным использовать её по прямому назначению).
Работа по развитию и совершенствованию навыка наблюдать за природой, людьми, пространством.
Воспитание позитивного отношения к людям, животным, растениям, а также результатам труда человека, направленного на сохранение и приумножение имеющихся природных и материальных богатств.
Прогулка 1
Наблюдение за автомобилем
Цели: научить понимать значение и функции автомобиля; закреплять умение определять материал, из которого сделана машина (металл, стекло).
Ход наблюдения
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина.)
Для чего нужен транспорт? Какие машины едут по нашей улице? Что удобнее перевозить на таких машинах: людей или грузы? (Людей.) Как эта машина называется? (Легковая.) А кто ведет ее?
У машины металлический корпус, стекла предохраняют водителя от ветра и дождя.
Трудовая деятельность
Навести порядок в песочнице – формировать у детей навыки трудовой деятельности.
Подвижные игры
«Мы — шоферы», «Послушные листья» - учить внимательно слушать команды воспитателя;
«Раз, два, три - беги» - развивать быстроту бега.
Индивидуальная работа
Ходьба по гимнастической скамейке и спрыгивание на обе ноги - развивать чувство равновесия и умение прыгать с возвышенности.
С/р игра «Троллейбус выезжает по маршруту» - учить детей договариваться о сюжете и правилах игры, развивать умение использовать предметы – заменители.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 2
Наблюдение за травой
Цели: дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями, осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет.
Ход наблюдения
Божья коровка на длинной травинке –
Как светофор на зеленой тропинке.
Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле.
Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво.
Что происходит с деревьями осенью? Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. В сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится. Почему осень называют золотой? Какое явление называют листопадом? Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?
Трудовая деятельность
Уборка беседки - приучать работать сообща, добиваться выполнения задания общими усилиями.
Подвижные игры
«Найди, где спрятано» - учить ориентироваться в пространстве.
«Прыгай выше» - учить действовать по сигналу.
«Караси и щука» - упражнять детей в беге,
Индивидуальная работа
«Перейди речку» - вырабатывать координацию движений.
Самостоятельная деятельность детей с в/м
Прогулка 3
Наблюдение за грибами
Цель: развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о грибах, правилах поведения на природе.
Ход наблюдения
В лесу осеннем в сентябре
В скучный день дождливый
Вырос гриб во всей красе
Важный, горделивый.
Под осиной его дом,
Шляпа красная на нем.
Многим этот гриб знаком.
Как его мы назовем? (Подосиновик.)
Почему гриб назван подосиновиком? (Потому что он растет под осиной.)
Какой еще гриб получил свое имя от дерева, около которого растет? (Подберезовик.)
Правила поведения в природе
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе.
Трудовая деятельность
Подмести дорожки от песка - воспитывать желание трудиться.
Подвижная игра:
«Мы веселые ребята» - формировать умение действовать по сигналу; упражнять в беге;
«Белки в лесу» - упражнять детей в прыжках со скамейки в обозначенное место.
«Сделай фигуру» - учить детей при помощи рук, туловища, объединяясь в пары изобразить различные фигуры.
Индивидуальная работа: Развитие движений.
цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Игры с песком «Дороги и мосты» - учить детей прокладывать в песке дороги, строить мосты, подбирать игрушки и природный материал для дополнения полученной постройки.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 4
Наблюдение за солнцем
Цель — познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем.
Ход наблюдения
Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, и зовут тебя все … Солнце. Давайте посмотрим, какая сегодня погода? Теплая, хорошая. А почему сегодня так тепло? Потому что солнышко греет. Солнце очень горячее, оно находится далеко от нас, в космосе и оттуда светит, обогревает всю землю. Посмотрите на солнце. Вы можете долго смотреть на него? Нет. Потому что оно очень яркое и горячее. Ни одна ракета не может долететь до солнца. Потому что оно находится так далеко, что не хватит целой жизни: а если долетит, то расплавится, вот какое оно горячее. Какого цвета? Какой формы? Оно дарит свое тепло и животным и растениям, и насекомым. Без его света на земле не было бы жизни. Стало бы очень темно и холодно. Предложить посмотреть на солнце и ответить на вопросы. Что вы ощущаете, когда обращаете лицо к солнцу? Можно ли на него смотреть прямо, не больно ли глазам? Положить два камешка. Один — на солнышко, другой — в тень, закрыв деревянным ящичком, чтобы там было темно. Через некоторое время проверить, какой камешек теплее. Сделать вывод, что на солнце предметы нагреваются быстрее, чем в тени.
Трудовая деятельность
Сбор ягод рябины на участке ДОУ - учить приходить на помощь взрослому при сборе ягод.
Подвижная игра «Пожарные на ученье» - учить легко и быстро лазать по канату и гимнастической стенке. «Обезьянки» - учить уверенно, запрыгивать на предметы. «Гуси – лебеди» - автоматизировать правильное выполнение движений при ходьбе и беге;
Индивидуальная работа
Упражнения с мячом - продолжать выполнять упражнения с мячом; развивать скорость бега.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Прогулка 5
Наблюдение за рябиной
Цель: продолжать знакомить детей с рябиной.
Ход наблюдения
Улетели птицы разные, А рябина осень празднует,
Смолк их звонкий перепев, Бусы красные надев.
О. Высотская
Как выглядит рябина? Где она растет? Какие звери любят ягоды рябины? Какие птицы клюют ягоды рябины и когда? Что дает рябина людям?
Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую разными золотисто-красными листьями, надела ожерелье из алых ягод. Растет она в лесах, парках и садах. Если медведь найдет в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево, с удовольствием полакомится ее плодами. Лесные великаны-лоси, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полевки, ежики, бурундуки и белочки. В предзимние ноябрьские дни прилетают стайки снегирей и свиристелей. Они облепляют рябину и склевывают ее сочные сладкие ягоды. Из ягод рябины варят варенье и джем, а рябиновый мёд — душистый и полезный. У рябины хорошая древесина — тяжелая, упругая и прочная. Делают из нее посуду, рукоятки к топорам и молоткам, а из гибких веток плетут красивые корзины.
Трудовая деятельность
Сбор листьев осины, рябины, ивы для гербария - учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев.
Подвижные игры
«Коршун и наседка», «Кто дальше?» - учить бегать, держась друг за друга, слушать сигнал воспитателя.
«Ловишка в кругу» - упражнять в ритмической ходьбе, в беге с увертыванием и в ловле.
Индивидуальная работа
Учить прыжкам на одной (правой, левой) ноге.
Рисование на асфальте мелками «Осенний лес» - учить передавать силуэты различных растений.
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 6
Наблюдение за птицами
Цели: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.
Ход наблюдения
Воды зашумели быстрого ручья,
Птицы улетают в теплые края.
Какие птицы улетают в теплые края?
Зачем они это делают?
Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.
Воспитатель предлагает детям закончить предложение:
Воробей маленький, а журавль. (большой).
Утка серая, а лебедь. (белый).
Трудовая деятельность
Развешивание и наполнение кормушек – обсудить, почему важно подкармливать птиц осенью; рассказать, как выбрать место для кормушки, организовать развешивание и наполнение кормушек.
Подвижные игры
«Круговорот», «Холодно — горячо» - добиваться выполнения правильной техники в освоенных ранее видах ходьбы.
«Трамвай» - учить детей двигаться парами, согласовывать свои движения с действиями других играющих.
Индивидуальная работа
Развитие движений - улучшать технику ходьбы (ходьба приставным шагом).
Игры по желанию детей с выносным материалом.
Прогулка 7
Наблюдение за ветром
Цели - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. научить определять силу ветра.
Ход наблюдения
Неизвестно где живет, Засвистит по речке дрожь Прилетит, деревья гнет. Озорник, а не уймешь? Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер. Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать? Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу? (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)
Трудовая деятельность
Кормление птиц – обсудить с детьми, чем питаются птицы, чем нужно подкармливать их в холодное время.
Подвижные игры
«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки» - учить быстро действовать при потере равновесия.
«Куропатки и охотники» - развивать ловкость, меткость.
Индивидуальная работа
Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).
Прогулка — это самый подходящий способ приобщения малышей к природе родного края. Вот почему регулярные пребывания на свежем воздухе являются важным компонентом образовательной программы детского сада. По продолжительности прогулка в старшей группе составляет летом 3–4 часа (до обеда и после дневного сна) и 1–1,5 часа зимой (только до обеда).