Анна Никитина
Картотека нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования
▼ Скачать + Заказать документы
1. Нестандартное физкультурно-игровое оборудование «Мальчикам и девочкам»
Автор и изготовитель пособия: инструктор по физической культуре Никитина А. А., заместитель заведующего Дурнайкина Е. В. (МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек – Горбунок» Автозаводского района г. Н. Новгорода). Форма пособия (силуэт) заимствован из телевизионной передачи «Жить здорово».
Материал: фанера, шнурки, крючки, карточки.
Задачи:
1. Побуждать детей к двигательной деятельности.
Публикация «Картотека нетрадиционного физкультурно-игрового оборудования» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
2. Развивать у детей мелкую моторику.
3. Закреплять у детей представления о подвижных играх, разных видах спорта, о здоровье и вредных привычках, о строении и функции внутренних органов человека, правилах поведениях в физкультурном зале и т. д.
4. Способствовать гендерному развитию дошкольников.
Варианты использования пособия:
1. Зрительные ориентиры для разделения дошкольников на две подгруппы: мальчиков и девочек.
2. Планшет для выполнения ОРУ, перестроений и др. В конверты инструктор (воспитатель) вкладывает карточки-схемы с изображением различных физических упражнений, а дошкольники выполняют их (Фото 1) :
- разные способы построения (в колонну, шеренгу, круг и т. д.)
- ору на разные группы мышц
- полоса препятствий
3. Дидактические игры и упражнения по теме «Здоровье. ЗОЖ», «Человек. Строение человеческого тела». В конверты инструктор (воспитатель) вкладывает тематические карточки с изображением внутренних органов (сердце, легкие, желудок) и полезных и вредных факторов для их жизнедеятельности (гигиена помещения, полезная и вредная еда, занятия физкультурой и спортом, вредные привычки и др.). Задача игроков поместить предложенные карточки на нужный планшет. Например, «Полезно» (синего цвета, веселый смайлик) или «Вредно»(красного цвета, грустный смайлик) (Фото 2).
4. Дидактическая игра «Найди ошибку». В конверты инструктор (воспитатель) вкладывает фото с ошибками в выполнении овд, а дошкольники называют эти ошибки, а затем показывают, как правильно выполнять движения.
5. Для организации подвижных игр и игр по интересам. В конверт инструктор (воспитатель) вкладывает фото с изображением подвижной игры, в которую детям предстоит поиграть на занятии. Дети сами вкладывают в конверт карточки, карточки-схемы, показывая педагогу, в какую игру они хотят поиграть, с каким предметом выполнить ору (Фото 3).
6. Использовать шнуровку в индивидуальной работе с дошкольниками:
- заплести косички
- выложить из шнуров узоры
- украсить бусами (нанизать разноцветные крышки на шнур) и т. п.
7. Дидактические игры и упражнения по теме «Спорт». В конверты инструктор (воспитатель) вкладывает тематические карточки с изображением того или иного вида спорта, характерных атрибутов и элементов формы для каждого из видов спорта. Задача игроков подобрать к карточке «Вид спорта» подобрать соответствующие ему атрибуты
2. Нестандартное физкультурно-игровое оборудование «Чудо-круг»
(для детей 3-7 лет)
Автор и изготовитель пособия: инструктор по физической культуре Никитина А. А., заместитель заведующего Дурнайкина Е. В. (МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек – Горбунок» Автозаводского района г. Н. Новгорода).
Краткое описание пособия: пособие представляет собой основной круг (d=1.5м) из ткани розового цвета, на него пришиты три разноцветных круга разного диаметра (d=0.9м, 0.6м, 0.2м). Основной круг разделён на 10 секторов, на каждый сектор пришита «липучка», по периметру круга пришиты ручки из плотной тесьмы.
Материалы: ткань, «липучки» разного цвета, набор карточек : «Цифры», «Подвижные игры», «Животные», «Игрушки», «Инвентарь», волчок со стрелкой, гимнастические палки, мячи малого диаметра, мяч среднего диаметра.
Задачи:
1. Способствовать развитию интереса у дошкольников к общеразвивающем упражнениям и подвижным играм.
2. Закреплять у детей представления о подвижных играх: название игры, правила игры, какая игра по степени подвижности (большой или малой подвижности).
3. Развивать физические качества: ловкость, координацию движений, умение действовать по сигналу, меткость.
4. Воспитывать нравственно-волевые качества в коллективной двигательной деятельности.
Варианты использования пособия:
Вариант 1-Пособие для организации подвижных игр и игровых упражнений:
1.1 Подвижная игра «Удержи мяч»
Дети становятся в круг, держась за ручки круга. Инструктор кладет мяч в центр круга. По команде дети поднимают и опускают круг, не давая мячу упасть на пол. У кого упал мяч, тот проигравший.
1.2 Подвижная игра «Бегемотики бежали»
Круг лежит на полу, на липучки приклеены карточки с цифрами. В середине круга стоит водящий с закрытыми глазами и произносит слова, другие дети бегут по кругу.
Слова водящего:
Бегемотики бежали
И на кнопочку нажали
Пип-стоп!
Кто стоит на цифре…
Водящий называет цифру и открывает глаза. Ребёнок, который стоит на названной цифре показывает любое упражнение, а остальные ребята дружно повторяют за ним.
1.3 Подвижные игры имитационного (подражательного) характера:
«Мир животных», «Мир игрушек».
Круг лежит на полу, на липучки приклеены карточки с животными (игрушками). В середине круга стоит волчок со стрелкой. Дети изображают движение тех животных, на которых показала стрелка волчка.
1.4Подвижная игра «Карусель»
Дети становятся в круг, держась за ручки круга. По команде инструктора дети идут по кругу ускоряя и замедляя шаг.
Еле, еле. Еле, еле.
Завертелись карусели,
А потом, потом. Потом,
Все бегом. Бегом, бегом.
Тише, тише, не шумите,
Карусель остановите,
Раз, два, Раз, два.
Вот и кончилась игра.
1.5 Игровое упражнение «Закати мяч в середину"
Круг лежит на полу, дети с помощью гимнастических палок закатывают малые мячики в середину пособия.
Вариант 2 – Приё м на занятиях по физической культуре:
-в основной части занятия:
Круг лежит на полу, на липучках прикреплены карточки с подвижными играми. С помощью ребёнка, или «волшебной стрелки», или волчка выбирается подвижная игра.
-в конце занятия:
Круг лежит на полу, на липучках прикреплены карточки с изображением предметов для выполнения общеразвивающих упражнений. Дети выбирают предмет для разминки на следующее занятие.
3. Нестандартное физкультурно-игровое оборудование «Божьи коровки»
(3-7лет)
Автор и изготовитель пособия: инструктор по физической культуре Никитина А. А.
Краткое описание пособия: пособие представляет собой два овала из фанеры ( размер : 600*450, раскрашенных под насекомое «божья коровка», к которым снизу прикреплены ролики, чтобы пособие передвигалось по твёрдой поверхности.
Материалы: фанера, алкидная краска красного и чёрного цвета, лак, мебельные ролики (4шт.).
Задачи:
1. Формировать умение двигаться в непривычных условиях правильно, быстро и находчиво.
2. Развивать физические качества: ловкость, силу, равновесие.
3. Вызвать интерес к играм-эстафетам с использованием нетрадиционного физкультурного инвентаря.
Варианты использования:
Вариант 1 – Пособие для игр-эстафет (старший дошкольный возраст) :
- ребёнок ложится на пособие животом вниз или садится на него и, отталкиваясь руками, передвигается до линии финиша и обратно.
- ребёнок бежит (прыгает) до «божьей коровки», обегает её и возвращается к команде.
Вариант 2 – Зрительный ориентир для построения в колонну, шеренгу, круг (младший дошкольный возраст) :
Инструктор предлагает детям построиться в одну линию около «божьей коровки», в одну колонну за «божьей коровкой», вокруг «божьей коровке».
Вариант 3 – Пособие для индивидуальной работы (3-7лет) :
Инструктор индивидуально упражняет детей в умение сохранять равновесие на пособие.
4. Нестандартное физкультурно-игровое оборудование «Весёлые старты»
(3-7лет)
Автор и изготовитель пособия: инструктор по физической культуре Никитина А. А., заведующий Петухова Н. Н. (МБДОУ «Детский сад № 115 «Конек – Горбунок» Автозаводского района г. Н. Новгорода).
Краткое описание пособия: пособие представляет собой стойку-рамку с натянутыми в ней тремя разноцветными шнурами с шарами (шнуры натянуты таким образом, что представляют собой замкнутое кольцо). Цвет шнура соответствует цвету шарика. В пособие используется три цвета: красный, жёлтый и зелёный. В верхней и нижней планке пособия установлены ролики, с помощью которых шнуры с шарами свободно двигаются вверх и вниз.
Материал: рейки, фанера, ролики (12шт., шнуры трё х цветов: красный, жёлтый, зелёный; пластмассовые шары: красный, жёлтый, зелёный.
Задачи:
1. Формировать координацию движений пальцев и кистей рук.
2. Закреплять знания основных цветов: красный, жёлтый, зелёный.
2. Развивать зрительно-моторную координацию, быстроту реакции, ловкость.
3. Воспитывать здоровый дух соперничества.
Использование:
Три ребёнка встают около пособия, каждый выбирает себе одну цветную дорожку, на которой внизу находится шарик. По команде дети начинают перебирать руками шнур, чтобы шарик добрался до верха и вернулся обратно вниз. Побеждает тот ребёнок, который справился с заданием первый.