Анастасия Акимова
Средства народной педагогики
▼ Скачать +Заказ
Народная педагогика (этнопедагогика) – это совокупность педагогических знаний и опыта воспитания, сохраняющаяся в народных культурных традициях, в народном художественном творчестве, в свойственных каждому народу особых устойчивых формах взаимодействия разных поколений друг с другом.
Народная педагогика сохраняет в себе общие черты национальной культуры и является важнейшим средством обеспечения преемственности поколений, целостности этноса.
Публикация «Средства народной педагогики» размещена в разделах
Средства народной педагогики :
- фольклор – произведения народного поэтического творчества (народные песни, сказки, пословицы, поговорки, скороговорки и т. д.);
- народные игрушки (куклы, лошадки, различные фигурки людей и животных издавна используются разными народами, чтобы рассказать детям об окружающем их мире, о взаимодействии человека с другими людьми, с природой);
- труд – средство, позволяющее не только готовить ребёнка к самостоятельному труду во взрослой жизни, но и укреплять связь поколений, передавая от старших младшим опыт практической деятельности;
- народные игры, отличающиеся большим разнообразием: подвижные (салки, прятки, горелки, жмурки, кошки-мышки, игры на внимание, пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевые ( например: дочки-матери, казаки-разбойники – такие, в который дети разыгрывают различные ситуации из жизни взрослых) и др. ;
- религия; постоянно обращаясь к богу, дети ясней представляли себе идеал нравственной жизни, а посещая храм, они любовались красотой убранства и стремились к прекрасному в жизни;
- народные праздники, которые были связаны с важными событиями в семье и в общине ( например: именины, свадьба) либо с религиозными традициями; таким образом, участвуя в праздниках, дети усваивали обычаи своего народа, религиозно-нравственные ценности, учились общаться с людьми разного возраста, и статуса;
- забота о младших и престарелых членах семьи воспитывала ответственность, милосердие;
- взаимопомощь в крестьянской общине (помощь погорельцам, сиротам, потерявшим кормильца, пострадавшим от болезни, стихийного бедствия, неурожая) развивала чувство сплоченности, формировала взаимовыручку;
- социальный контроль – особое средство, когда каждый член социальной группы, общины несёт ответственность не только за своих, но и за чужих детей (не задумываясь, поможет плачущему малышу, похвалит ребёнка за хороший поступок, сделает замечание шалуну, расскажет его родителям о плохом поведении и т. д.);
- быт как средство воспитания позволяет увидеть педагогический смысл в любой, даже самой обычной бытовой ситуации (напомнить ребёнку о его обязанности в работе по хозяйству, о том, что надо первым поздороваться со старшими и т. д.).
Данная картотека по теме: «Народная педагогика в воспитании дошкольника». Представлен материал по русскому народному творчеству, татарскому и мордовскому. Предложенные в каталоге материалы соответствуют возрасту детей и отражают все направления развития личности ребенка (эстетическое, нравственное, патриотическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание). Каталог эстетически оформлен, присутствуют яркие, красочные иллюстрации.