Валентина Бушукина
Картотека логопедических домашних заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Осень
1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них полными ответами. Объясните, как нужно отвечать на вопросы; подскажите, с какого слова нужно начать ответ. Например:
— Какое сейчас время года?
— Сейчас осень.
— Почему ты так думаешь? Начни ответ со слов на улице.
— На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду.
Публикация «Картотека логопедических домашних заданий» размещена в разделах
2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень. Расскажите ребенку о том, чем эти периоды характеризуются.
• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг. Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие
дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава
и цветы. Заканчивается отлет птиц.
3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы — организуйте беседу.
— Какое сегодня небо?
— Небо чистое и голубое.
— А каким чаще бывает небо поздней осенью?
— Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.
— Какие листья ты видишь на деревьях?
— Листья красные, желтые, оранжевые.
— А какими бывают деревья поздней осенью?
— Поздней осенью деревья голые.
-Обрати внимание на траву под деревьями. Какая она?
- Трава ещё зелёная, в ней цветут цветы.
- Что произойдёт с травой поздней осенью?
- Поздней осенью трава пожелтеет и засохнет.
— Что происходит с насекомыми поздней осенью?
— Поздней осенью насекомые исчезают.
— Посмотри на небо. Кого ты видишь?
— Перелетные птицы летят в теплые края.
4. Предложите ребенку разделить названия осенних месяцев на слоги: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
5. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины, тополя, осины, ясеня по характерным особенностям ствола, ветвей, коры, листьев. Поговорите с ребенком о цвете осенних листьев, используя прилагательные золотые, алые, коричневые, жёлтые,бордовые.
Например: алые листья клена, золотые листья березы,
6. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья». Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными. Например:
Береза. —Березовые листья.
Клён. - Кленовые листья.
Рябина. -Рябиновые листья.
Рассказ по опорным картинкам «Осень»
После лета наступает осень.
Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.
Солнечных дней становится мало, часто идут дожди.
Становится холодно, поэтому перелётные птицы улетают на юг.
Животные тоже готовятся к зиме: меняют шубку на более тёплую (заяц, белка,запасают корм (белки, ежи).
Насекомые прячутся под кору деревьев, под старые пни.
Осенью на полях убирают урожай: овощи в огороде, а фрукты в саду.
Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, обувают сапоги.
Тема «Деревья»
1. Понаблюдайте за деревьями в парке, на улице. Как они изменились весной? Расскажите о строении деревьев. Что есть у дерева? (Корень, ствол, ветки, листья, у дуба- жёлуди ; у хвойных: иголки, шишки.
Деревья бывают с листьями (лиственные) и с иголками (хвойные) Лиственные: берёза, дуб, клён, тополь… Хвойные: ель, сосна. Где растут деревья? (В лесу, парке, саду, на улице и т. д.)
2. Выучите с ребёнком текст и проведите пальчиковую гимнастику
Ветер по лесу летал Плавные движения ладонями
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
3. Поиграйте в игру «Отгадай листочек» Сорвите с разных деревьев по листочку, пусть дети отгадают, какие это листья
Лист березы — березовый;. дуба — дубовый;. тополя — тополиный;
… клена — кленовый;. липы — липовый.
ДЕРЕВЬЯ
Образование существительных
с уменьшительно-ласкательным суффиксом
«Назови ласково»
Тополь — тополек,
дуб — дубок,
осина — осинка (осиночка,
береза — березка (березонька,
рябина — рябинка (рябинушка,
ива — ивушка,
елка — елочка,
сосна — сосенка,
клен — кленок,
яблоня — яблонька,
шишка — шишечка,
ветка — веточка,
лист — листик, листок, листочек,
лес — лесок,
иголка — иголочка.
ДЕРЕВЬЯ
Образование существительных множественного числа
в именительном и родительном падежах «Один — много»
Клен — клены — кленов;
тополь — тополя — тополей;
осина — осины — осин;
береза — березы — берез;
ива — ивы — ив;
рябина — рябины — рябин;
дуб — дубы — дубов;
липа — липы — лип;
ель — ели — елей;
елка — елки — елок;
сосна — сосны — сосен;
яблоня — яблони — яблонь;
плод — плоды — плодов;
шишка — шишки — шишек;
желудь — желуди — желудей;
сережка — сережки — сережек;
крона — кроны — крон;
макушка — макушки — макушек;
корень — корни — корней;
ствол — стволы — стволов;
ветка — ветки — веток;
сук — сучья — сучьев;
иголка — иголки — иголок;
лепесток — лепестки — лепестков;
лес — леса — лесов;
чаща — чащи — чащ.
ДЕРЕВЬЯ
Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах «Посчитай»
Одно дерево — два дерева — пять деревьев,
одно высокое дерево — два высоких дерева — пять высоких деревьев
Упражнение «Посчитай»
Одно дерево- два дерева- пять деревьев
Одно высокое дерево- два высоких дерева-пять высоких деревьев
Одна ветка — две ветки — пять веток,
одна сосновая ветка — две сосновые ветки — пять сосновых веток,
один могучий дуб — два могучих дуба — пять могучих дубов.
ДЕРЕВЬЯ
Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
Лист березы — березовый; ветка сосны — сосновая;
. рябины — рябиновый;. ели — еловая;
. дуба — дубовый;. тополя — тополиная;
. сосны — сосновый;. осины — осиновая;
. клена — кленовый;. липы — липовая.
ДЕРЕВЬЯ Поиск соответствующего понятия «Чьи плоды (семена?»
Желуди растут на — дубе;
яблоки растут на — яблоне;
круглая шишка на — сосне;
длинная шишка у — ели;
грозди рябины растут на — рябине;
сережки растут — на березе, ольхе, иве.
Поиск соответствующего понятия «Какие бывают леса?»
Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес — лиственный;
если в лесу растут сосны и елки — хвойный;
если в лесу растут ели, березы и дубы, то этот лес — смешанный.
Классификация понятий «Четвертый лишний»
Клен, рябина, ель, осина (ель);
липа, тополь, ива, яблоня (ива);
береза, дуб, клен, смородина (смородина);
яблоня, груша, слива, рябина (рябина).