Тамара Николаевна Лазарчук
Развитие графических навыков письма у дошкольников. Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю опыт работы по развитию графических навыков письма у дошкольников.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом. Эти затруднения обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью навыков зрительно – двигательной координации, произвольного внимания, аналитического восприятия, зрительной памяти.
Публикация «Развитие графических навыков письма у дошкольников, Образцы заданий для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Чтобы как можно лучше подготовить руку детей к систематическому письму, я со старшей группы начинаю проводить специальные занятия, цель которых направлена на тренировку мелкой моторики руки, при этом стараюсь сочетать их с решением умственного развития детей. Сейчас существует много тетрадей на любую тематику. В своей работе я использую не только их, а и обыкновенные тетради с крупной клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 -3 раза в неделю по пять – десять минут как часть комплексного занятия по математике, обучению грамоте. Копирование рисунков не включаю в занятия.
Система работы включает:
• знакомство с тетрадью;
• вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них;
• печатаные цифры по клеткам;
• печатаные буквы по клеткам;
• продолжи узор;
• графические диктанты (подготовительная группа);
• рисование по клеткам предметов сложной формы (подготовительная группа).
Образцы заданий для детей подготовительной к школе группе.
1) Графический диктант - это выполнение узоров, рисунков под диктовку. Развивает умение слышать и понимать, словесную инструкцию, выполнять задания по образцу.
Правила выполнения зависят от вида графического диктанта, которые я условно делю на два вида.
1) линейные - узор, выполняемый в строчку. Сначала под диктовку, а затем ребенок продолжает рисовать узор самостоятельно.
Например, самые простые варианты:
Для детей ставлю точку в тетради. Все дети ставят карандаши или ручки на эту точку, и я начинаю диктовать.
1) Одна клетка вниз.
2) Одна клетка вправо.
3) Одна клетка вверх.
4) Одна клетка вниз.
5) Одна клетка вправо.
6) Одна клетка вверх.
Второй вариант.
1) Одна клетка наискосок вверх вправо.
2) Одна клетка наискосок вниз вправо.
3) Одна клетка наискосок вверх вправо.
4) Одна клетка наискосок вниз вправо.
5) Одна клетка наискосок вверх вправо.
6) Одна клетка наискосок вниз вправо.
• объемные - под диктовку выполняется объемный рисунок, который в последствии копируется рядом.
2) «Продолжи»
Ребенку даю готовый образец узора, который он должен самостоятельно проанализировать и продолжить.
Задание можно усложнить, предложив ребенку потренироваться копировать и обратное, то есть, переворачивая рисунок в зеркальном отображении.
Поначалу детям очень тяжело выполнять даже линейные задания, поэтому знакомство с тетрадью, ручкой, клеткой я начинаю в старшей группе. Обводим клеточки, рисуем палочки в разном направлении, учимся ориентироваться на листе бумаги, и только в подготовительной группе переходим к графическим диктантам. Моим детям нравятся такие задания. В конце подготовительной к школе группе они начинают играть в сюжетно ролевую игру «Школа» и первым делом пишут диктанты под диктовку своих друзей, самостоятельно составляют узоры. Все вы наверное обратили внимание как хорошо мои воспитанники рисуют. А ведь это не только дар от природы, а и их систематическое занятие по развитию графических навыков приносит свои плоды.