Марина Терещук
Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Терещук Марина Алексеевна
«Формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий»
Терещук Марина Алексеевна
Студент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятский государственный университет» (ВятГУ)
Россия, г. Киров
Публикация «Формирование знаний и умений у обучающихся 2 класса по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Аннотация. Статья посвящена вопросам формирования у второклассников знаний и умений по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий. Автор рассматривает методику обучения младших школьников нумерации чисел, возможность применения разноуровневых заданий на уроках математики.
Ключевые слова: младшие школьники, обучение нумерации чисел, методика обучения математике, разноуровневые задания на уроках математики.
Считается, что для младших школьников самым сложным для понимания предметом является математика. Математика - фундаментальный предмет начального школьного обучения, состоящий из разных разделов.
Раздел “Нумерация многозначных чисел” представляет для школьников большую трудность в усвоении. Это обусловлено терминологией и абстрактностью понятий. Поэтому, чтобы повысить интерес к изучению данного раздела, необходимо использовать приёмы активизации познавательной деятельности.
Так как познавательная деятельность формируется в процессе жизни человека, то педагог принимает в этом немалое участие. Ребёнок не родится с готовым умом, готовой способностью к познанию. Учебная деятельность требует от ученика вполне определенных познавательных средств. И учитель должен знать, располагает ли этими средствами ученик. Ведь нередко, многие учащиеся не могут усвоить раздел или тему из-за их трудности.
В настоящее время многие учителя и методисты используют в своей практике различные приёмы нестандартных заданий, способствующие увеличению активности учащихся на уроке и повышению уровня обученности детей, соответственно тема работы является актуальной, она звучит следующим образом – формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Объект - обучение второклассников нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Предмет - процесс формирования знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Цель - формирование знаний и умений у второклассников по нумерации чисел, посредством разноуровневых заданий.
Задачи :
1. Рассмотреть методику формирования знаний и умений у второклассников по нумерации чисел.
2. Представить особенности применения разноуровневых заданий при обучении нумерации чисел.
3. Провести экспериментальное исследование по теме формирования знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Методы:
– изучение и анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования;
–эксперимент;
– методы математической обработки данных.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что дана характеристика методики обучения второклассников нумерации чисел; проведён анализ образовательных программ по математике и проведен анализ методов разноуровневого обучения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан и апробирован урок с использованием разноуровневых заданий, направленных на обучение второклассников нумерации чисел.
Результаты исследований, их обсуждение.
Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий проводилась на базе МКОУ СОШ п. Косино, в эксперименте участвовали ученики 2 класса в количестве 10 человек, из них 5 девочек и 5 мальчиков.
С целью изучения сформированности умений и навыков по нумерации чисел во 2 классе предлагается методика сформированности умений и навыков по нумерации чисел. Задания составлены на репродуктивном, конструктивном и творческом уровнях. Детям необходимо выбрать задания разного уровня сложности, в частности : уровень А, уровень В и уровень С.
Разные по сложности задания позволяют учителю вести дифференцированную работу, исходя из индивидуальных возможностей детей.
Уровень А (программный минимум, уровень В (основной, уровень С (высокий). В основном - предлагаются задания, одинаковые по трудности, соответствующие обязательному уровню учащихся.
Уровни сформированности системы качеств знаний :
Первый уровень - базовый. Это уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания, когда обучающийся умеет распознавать учебную информацию, описывать ее, давать готовое определение, применять известные ему приемы деятельности. Задания уровня А соответствуют минимуму обязательного уровня.
Второй уровень В основной, который предполагает преобразование имеющихся знаний с целью узнать образец, а затем применить известный способ деятельности. Прочно усвоенные алгоритмы решения основных типов задач, признаки фактов, понятий, теорий, законов позволяют учащемуся использовать свои знания в измененной ситуации.
Уровень С требует от учащихся углублённых знаний, здесь даются задания типа : сравни, сделай вывод, найди закономерность, продолжи последовательность. Задания разного уровня позволяют осуществлять дифференцированный подход к обучению детей, помогают увидеть проблемы, связанные с изучением данной темы, выявить учащихся, с которыми необходимо работать дополнительно и учащихся, у которых уровень развития мышления выше.
Такие задания помогают выявлять уровень сформированности системы качеств знаний учащихся, способствуют развитию самооценки обучающихся. Могут быть использованы в самостоятельной работе, работе в парах.
На основании проведенного экспериментального исследования можно говорить, что половина испытуемых имеют базовый уровень, 3 человек средний и 2 повышенный.
Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, дает мощный импульс повышению познавательной активности. У учеников, в том числе и у слабых, появляется уверенность в своих силах. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, создает положительную мотивацию к учению.
Разноуровневые задания позволяют провести более широкий и более глубокий контроль за усвоением материала на ту или иную тему, а также по ряду тем. Это особенно важно в тех случаях, когда необходимо выявить «потолок» знаний в группе учащихся, определить среди них лидеров и отстающих. Тест выявляет общую картину усвоения материала и дает возможность для индивидуальной работы как с отстающими, так и с успевающими.
К результатам использования разноуровневых заданий, как одной из дифференцированных форм работы можно отнести:
- повышение уровня мотивации учения;
- обучение каждого ученика на уровне его возможностей и способностей;
- реализация желания сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
- утверждение сильных учащихся в своих способностях;
- испытание успеха слабыми учениками, и соответственно создание стимула к дальнейшему учению.
Разноуровневые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Разноуровневые задания с успехом можно применять наряду с другими формами контроля, обеспечивая информацию по ряду качественных характеристик знаний и умений учащихся.
Вывод:
1) в ходе работы были охарактеризованы особенности обучения второклассников нумерации чисел;
2) представлены особенности применения разноуровневых заданий при обучении нумерации чисел
3) в ходе исследования была выявлена эффективность условий формирования знаний и умений у второклассников по нумерации чисел посредством разноуровневых заданий.
Список литературы:
1. Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова. – Обнинск: Печать, 2015. – 242 с.
2. Астахов, А. П. Новейший психолого-педагогический словарь [Текст] / А. П. Астахов. – М. : Современная школа, 2010. – 928 с.
3. Бантова М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова. – М. : Просвещение, 2012. – 420 с.
4. Бондаренко С. М. Учите детей сравнивать [Текст] / С. М. Бондаренко – М. : Просвещение, 2017. – 286 с.
5. Введение в психологию [Текст] / Под ред. Петровского А. В. – М. : Академия, 2016. – 524 с.
6. Вейль, Г. Математическое мышление [Текст] / Под ред. Б. В. Бирюкова, А. Н. Паршина – М. : Наука. гл. ред. физ. - мат. лит., 2017. – 400 с.
7. Дорофеев Г. В., Кузнецова Л. В., Суворова С. Б., Фирсов В. В. дифференциация в обучении математике // Математика в школе. - 2010. - с. 15-21