Елена Головко
Картотека игр для развития речи детей старшей группы по лексической теме «Город»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Один - много»
Цель: образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме
Ход:
Дети называют существительные, употребляя слово «много»
Житель - …
Горожанин - …
Дом - …
Парк - …
Магазин - …
Аптека - …
Машина - …
Школа -
Игра «Закончи предложения»
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов ед. числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход:
Публикация «Картотека игр для развития речи детей старшей группы по лексической теме „Город“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Воспитатель говорит предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)
Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)
Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Слова - приятели»
Цель: умение подбирать синонимы
Ход:
Древний – старинный, старый
Малолюдный – малозаселённый
Многолюдный – многонаселенный, заселённый
Современный – молодой, новый
Игра «Скажи наоборот»
Цель: пополнять словарь антонимов
Ход:
Шумный – тихий
Безлюдный – многолюдный
Современный – старинный
Древний – молодой
Узкая – широкая
Внимательный – невнимательный
Игра «Слова - родственники»
Цель: формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по теме
Ход:
Город – горожанин, городок, городище, городской
Улица – переулок, уличный, улочка
Район – районный, райончик
Игра «Скажите ласково»
Цель: закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно – ласкательным суффиксом
Ход:
Город- городок, городишко
Деревня – деревенька
Магазин – магазинчик
Ларёк – ларёчек
Фонарь – фонарик
Улица – улочка
Игра «Сложные слова»
Цель: развивать умение составлять сложные слова
Ход:
Как называют людей, которые ходят пешком? (Пешеходы)
Как можно назвать людей, которые живут в одном селе? (Односельчане)
Как называется дом, который состоит из нескольких этажей? (Многоэтажный дом)
Как называется улица, на которой мало людей? (Малолюдная улица)
Как назвать город, в котором живёт много людей? (Многолюдный город)
Игра «Не бывает»
Цель: формировать умение употреблять существительные в имен. и родит. падеже
Ход:
Без чего не бывает городов? (Без улиц, домов, магазинов, дворов)
Без чего не бывает улиц? (Без дворов, домов, магазинов, тротуаров, детских площадок, дорог, фонарей)
Игра «Исправь ошибку»
Цель: закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными
Ход:
Красивая город.
Новая район.
Пешеходная переход.
Детский площадка.
Красивый улица.
Широкий дорога.
Автобусный остановка.
Железнодорожная вокзал.
Уличная фонарь.
Швейный фабрика.
Новая кинотеатр.
Игра «Новые слова»
Цель: развивать умение образовывать прилагательные от существительных
Ход:
Город (городской, улица (уличный, район (районный, центр (центральный, бульвар (бульварный, дорога (дорожный, пешеход (пешеходный, вокзал (вокзальный, село (сельский, дети (детский, школьники (школьный)
Игра «Какой? Какая?»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных
Ход:
Жители города – городские жители
Знак у дороги – дорожный знак
Шум города – городской шум
Фонарь на улице – уличный фонарь
Сад для детей – детский сад
Остановка для автобуса – автобусная остановка
Переход для пешеходов – пешеходный переход
Зал для концерта – концертный зал
Игра «Посчитай-ка»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1, 2, 5
Ход:
1 город – 2 города – 5 городов
1 парк – 2 … - 5 …
1 улица - 2 … - 5 …
1 площадь – 2 … - 5 …
1 река – 2 … - 5 …
1 мост – 2 … - 5 …
1 аптека – 2 … - 5 …
1 памятник – 2 … - 5 …
1 магазин – 2 … - 5 …
1 район – 2 … - 5 …
1 фабрика – 2 … - 5 …
Чистоговорки
ДА – ДА – ДА - большие города
ВЕМ – ВЕМ – ВЕМ – мы в городе живем
АТР – АТР – АТР - в городе театр
ИЦУ – ИЦУ – ИЦУ – мы идем в больницу
ШИЕ – ШИЕ – ШИЕ - улицы большие
ОГИ – ОГИ – ОГИ - в городе дороги
ОГЕ – ОГЕ – ОГЕ - опасно на дороге
ОР – ОР – ОР – нам поможет светофор
ОР – ОР – ОР - на перекрестке светофор
АРЬ – АРЬ – АРЬ - на улице фонарь
РИ – РИ – РИ – у дороги фонари
ОВКА – ОВКА – ОВКА - у дороги остановка
БЫ – БЫ – БЫ - вдоль улицы столбы
ОДА – ОДА – ОДА – мост для пешехода
ОД – ОД – ОД – есть подземный переход
Слоговая структура слова
«прохлопай» слова по слогам:
ГО – РОД; У – ЛИ – ЦА; ПЛО – ЩАДЬ; ПА – МЯТ – НИК; ПЕ – РЕ – У - ЛОК
Предложить детям рассказать о своём городе :