Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека развивающих игр по теме «Город. Транспорт. Дорога»
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что очень важно научить ребенка выполнять правила безопасного поведения на дороге, в городе. Чтобы этому научить, ребенок должен иметь представления о дороге, о городе, о транспорте. Развивающие игры помогут систематизировать знания детей. Игры способствуют развитию интереса к познанию окружающего мира, мышления, воображения, внимания, памяти, речи.
«Отгадай и назови».
Публикация «Картотека развивающих игр по теме „Город, Транспорт, Дорога“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Игры, дидактические пособия с машинками
- Темочки
Педагог предлагает детям рассмотреть игрушки – самолет, поезд, машины. Затем предлагает отгадать загадки. Ребенок должен назвать вид транспорта и объяснить свой выбор:
Высоко он летит,
А в нем летчик сидит. (самолет)
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились
И умчались в путь далек,
Лишь оставили дымок. (поезд)
Пьет бензин как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (машина)
«Я спрашиваю, вы отвечайте».
Педагог задает детям вопросы, а ребята должны ответить.
- Какие части у машины? (колеса, кузов, кабина, руль, фары)
- Какой формы колеса у машины? (круглые)
- Что еще круглое у машины? (руль, фары)
- Какой формы кузов? (прямоугольный)
- Что умеет делать машина? (ехать, сигналить, тормозить, стоять, перевозить грузы и т. д.)
- Где едут машины? (по дороге)
- Где едет поезд? (по железной дороге, по рельсам)
- Какие части есть у поезда? (вагоны, паровоз, колеса, окна, тамбур)
- Какие части у самолета? (крылья, колеса (шасси, нос, хвост, окна (иллюминаторы)
- Где летает самолет? (в воздухе, в небе)
- Как назваются самолет, поезд, машина одним словом? (транспорт)
Логоритмическая игра «Поехали».
Дети бегают по группе, имитируя движение «вращения руля». Воспитатель произносит слова:
По шоссе спешат машины.
Шур-шур-шур -
Шуршат их шины.
А машины разные:
Голубые, красные.
Шур-шур-шур.
Дети звукоподражают «Р-р-р-р-р».
Воспитатель: Загорелся красный свет светофора – машины остановились. Зажегся зеленый свет – машины поехали.
Звукоподражательная игра «Веселое путешествие».
Дети выстраиваются «паровозиком» и имитируют движение поезда, приговаривают:
Поезд едет скрежеча:
Ча-ча-ча, ча-ча-ча.
Так работает мотор:
Р-р-р-р.
Вот я выглянул в окно:
О-о-о, о-о-о.
Ветер обдувает нос:
С-с-с, с-с-с.
Быстро едет паровоз.
Подвижная игра «Самолеты».
Воспитатель предлагает детям бумажные самолетики разных цветов. он раскладывает по группе 4 обруча (красный, желтый, зеленый, синий). Самолеты должны сесть на полянку своего цвета.
Самолеты загудели:
У-у-у-у-у-у.
Самолеты полетели:
У-у-у-у-у-у.
На полянку тихо сели
Да и снова полетели.
Игра повторяется несколько раз, меняется месторасположение обручей.
«Сложи».
Детям предлагается набор геометрических фигур. Воспитатель предлагает выложить выложить из геометрических фигур разные виды транспорта (с учетом индивидуальных способностей детей).
«Угадай – ка».
Вариант 1.
Перед детьми игрушки – кукла, зайчик, конструктор, мягкие игрушки, машина. Воспитатель говорит ребятам, что игрушки принесли с собой картинку. Они просят угадать, какая игрушка нарисована на картинке. Воспитатель: Я вам буду подсказывать. То, что нарисовано на картинке не похоже на человека. Что мы убираем? (куклу) То, что нарисовано на картинке, не имеет длинных ушей. Что мы убираем? (зайчика) Эта игрушка не для того, чтобы строить. Что нужно убрать? (конструктор) Эта игрушка не пушистая и не мягкая. Что мы уберем? (все мягкие игрушки) Что у нас осталось? (машина)
Ребята вместе с воспитателем проверяют, правильно ли они догадались.
Вариант 2.
У каждого ребенка набор картинок с изображением разных видов транспорта. Воспитатель предлагает поднять картинку с изображением того вида транспорта, о котором он говорит.
- Я работаю только от электрического тока (трамвай, троллейбус, электричка, метро, электромобиль).
- Я умею плавать (лодка, корабль, подводная лодка, вездеход, лайнер, парусник).
- Я доставляю почту (автомобиль, поезд, корабль, самолет, велосипед).
- Я – машина специального назначения («скорая помощь», «пожарная», милицейский автомобиль, аварийная).
- Я – военный транспорт (танк, самолет и т. д.).
- Я работаю на стройке (подъемный кран, бетономешалка, бульдозер, грузовик, экскаватор, самосвал).
- Я работаю на полях (трактор, комбайн, сеялка, грузовик).
- Я делаю город чище (снегоуборочные, поливальные, мусороуборочные машины).
«Хорошо – плохо».
Ребята становятся в круг. В руках у воспитателя мячик. Он предлагает назвать, что умеет делать машина. Игрок называет действие и передает мяч следующему игроку (тормозить, сигналить, ломаться, перевозить грузы, перевозить людей, мигать и т. д.). Затем воспитатель спрашивает игроков: машины это хорошо или плохо?
Игроки снова передаю мяч, называют, что в машине плохого? (ломается, дорогая, загрязняет воздух, шумит и т. д.)
Затем играющие называют, что в машине хорошего, передают мяч друг другу (можно быстро доехать, тепло, красивая и т. д.)
Воспитатель отмечает правильные ответы детей.
«Светофор».
Воспитатель загадывает загадку:
Стоит на улице, но не столб,
Мигает, но не лампочка,
Останавливает машины, но не милиционер.
- Кто догадался, что это? (светофор)
Воспитатель объясняет правила игры: «Я буду показывать сигналы светофора, а называть другой цвет, стараясь вас запутать. Будьте внимательными».
«Звуки города».
Дети сидят на ковре и слушают звуковые загадки. Они должны ответить на вопросы:
Что услышали? (сигналы машин, скрип тормозов, работает мотор и т. д.)
Где можно услышать такие звуки? (в городе, на улице, за окном, во дворе и т. д.).
«Закончи предложение».
Вариант 1.
Воспитатель говорит начало предложения, а дети заканчивают его.
- Пешеходы ходят по (тротуару).
- Машины ездят по (проезжей части дороги).
- Переходить дорогу можно по (пешеходному переходу).
- Движение на улице города регулирует (светофор).
- На проезжей части нельзя играть потому, что (можно попасть под машину).
- Правила дорожного движения необходимо знать для того, чтобы (не попасть в беду).
Вариант 2.
- Я смогу перейти дорогу, если…
- Здесь нельзя кататься на велосипеде, потому что…
- На дороге часто встречаются дорожные знаки, такие как…
- Если не соблюдать правила дорожного движения, то…
- Нельзя играть на проезжей части, потому что…
- Прежде, чем перейти улицу, надо…
- Трамвай нужно обходить…
- Если водитель слышит сирену «скорой помощи», то…
«Ты – моя частичка».
Дети стоят в кругу. У воспитателя мяч. Он бросает мяч по очереди каждому ребенку и говорит:
- Я – машина, ты – моя частичка… Кто ты?
Ребенок: Я - колесо, я - руль, я - сиденье)
- Я – город, ты – моя частичка…Кто ты? (улица, магазин, машина, транспорт)
- Я – улица, ты – моя частичка… Кто ты? (дорога, тротуар, троллейбус)
- Я – автобус, ты – моя частичка… Кто ты? (окна, салон, колеса, фары)
- Я – пожарная машина, ты – моя частичка… Кто ты? (лестница, пожарный шланг, сирена, фары)
«Один – много».
Игра с мячом. Воспитатель бросает мяч поочередно каждому ребенку, а дети называют чего много в городе.
Воспитатель: В нашем городе не один дом, а много…
Ребенок: Домов.
- Не одна улица, а много (улиц)
- Не один мост, а много (мостов)
- Не один магазин, а много (магазинов) и т. д.
«Знатоки улиц».
Воспитатель предлагает ребятам разделиться на две команды. Представитель команд поочередно называют улицы города. Побеждает та команда, которая последней назовет улицу города.
«Доскажи словечко».
Дети делятся на две команды и подбирают слова-определения к словам, предложенным воспитателем.
- Улицы какие? (шумные, многолюдные, широкие, узкие, длинные, красивые, праздничные, сверкающие и т. д.)
- Дома какие? (многоэтажные, жилые, деревянные, одноэтажные, кирпичные, высокие, низкие, красивые, новые и т. д.)
-Жители города какие? (трудолюбивые, заботливые, внимательные, неугомонные, воспитанные, молодые и т. д.)
«Можно – нельзя».
Воспитатель предлагает детям слушать внимательно высказывание. Если он говорит правильно, то ребята хлопают в ладоши и говорят «да-да-да», если допускает ошибку – топают ногами и говорят «нет-нет-нет».
- Можно переходить улицу на красный свет.
- Можно сажать деревья и цветы во дворе.
- Можно бросать фантики от конфет на тротуар.
- Можно ходить по газону.
- Можно кричать на улице.
И т. п.
«Скажи наоборот».
Воспитатель бросает мяч поочередно детям и просит закончить предложение.
Улица бывает длинная, а бывает (короткая, бывает маленькая, а бывает (большая, бывает светлая, а бывает (темная, бывает грязная, а бывает (чистая, бывает шумная, а бывает (тихая) и т. д.
В конце игры воспитатель спрашивает: «Я на какой улице вы живете?».
Графическое упражнение «Узнай, что это?».
Воспитатель предлагает детям индивидуальные карточки с цифрами и говорит : «То, что есть на нашей улице, спряталось на этих листах. Если вы соедините линией цифры по порядку – вы увидите, что там «спрятано» (различные дома, деревья, транспорт, фигурки людей и т. д.) Дети соединяют точки, вырезают силуэты различный объектов. Воспитатель предлагает расположить объекты на «улице» (полосе бумаги).
«Собери вместе».
Воспитатель предлагает детям разложить картинки с изображением различного транспорта по обручам, обозначенным карточками-символами, уточняя его название и назвачение (наземный, водный, воздушный, подземный).
«Загадки».
Воспиатель предлагает детям отгадать загадки, перечисляя части транспорта :
Палуба, якорь, корма, нос, каюта. Что это? (корабль)
Крылья, кабина, хвост, мотор. Что это? (самолет)
Кабина, салон, колеса, кресла, руль. Что это? (автобус)
Кабина, кузов, колеса, руль, фары. Что это? (грузовик)
Колеса, купе, вагоны. Что это? (поезд)
Корма, нос, весла. Что это? (лодка)
Колеса, руль, рама. Седло. Чтот это? (велосипед)
Винт, хвост, колеса, кабина. Что это? (вертолет)
Игра – соревнование «Сравни и разложи».
Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды и разложить картинки с изображением различных видов транспорта (велосипед, машина, поезд, самолет, ракета) от самого медленного к самому быстрому. После выполрнения задания команды проверяют друг у друга правильность выполнения задания.
Упражнение «Угадай по описанию».
Воспитатель предлагает детям выбратькартинку с изображением ккого-либо транспорта и, не называя его, описать по схеме: внешний вид, части, назначение. Другие игроки отгадывают.
Логоритмическая игра «На транспорте».
Дети стоят в кругу, выполняя движения.
На транспорте ездим мы постоянно, (разводят руки в стороны)
Автобусы возят нас непрестанно, (маршируют на месте)
Трамваи, троллейбусы…есть и метро, (загибают пальцы)
Которое спряталось очень хитро. (приседают, группируясь)
Вот в небе над нами летят самолеты, (руки в стороны, раскачиваются из стороны в сторону)
И в них за штурвалом, конечно, пилоты. (имитируют вращение штурвала)
По морю большие плывут корабли, (делают волнообразные движения руками)
С бортов их давно уж не видно земли. (наклоняются, прикладывая «козырьком» руку ко лбу)
Мы знаем еще мотоциклы, мопеды
И очень удобные велосипеды… (бегут по кругу друг за другом)
«Назови профессии на транспорте».
Воспитатель предлагает детям рассматреть иллюстрации, назвать профессии на транспорте и действие (автослесарь ремонтирует, водитель управляет, крановщик, механик, гонщик, пилот, штурман., летчик, капитан, вагоновожатый, кондуктор, контролер, регулировщик… и т. д.).
«Чем похожи».
Воспитатель предлагает сравнить и сказать, чем похожи:
Самолет и птица,
Стрекоза и вертолет.
«Четвертый лишний».
Воспитатель предлагает детям наборы картинок. Задача – определить, что лишнее и объяснить выбор.
- Автобус, транвай, грузовик, троллейбус.
- Парусник, корабль, автомобиль, лодка.
- Ледокол, вертолет, самолет, дирижабль.
- «Пожарная машина», «скорая помощь», грузовик, милиция.
«Подбери парное слово».
Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает детям мяч по очереди и называет пару слов, а ребенок должен подобрать парное слово на заданное педагогом (по ассоциации) и бросить мяч воспитателю.
Море – корабль, небо - (самолет).
Поезд – машинист, автобус - (шофер).
Мотоцикл – два, троллейбус -. (четыре).
Самолет – аэропорт, корабль -(порт).
Автомобиль – дорга, поезд -(рельсы).
Графическое упражнение «Спрятанная картинка».
Воспитатель предлагает детям индивидуальные карточки, рна которых нарисованы точки, обозначенные цифрами. Дети должны соединить цифры по порядку, угадать, какой вид транспорта получился, и заштриховать его.
«Объясни ситуацию».
Воспитатель читает стихотворение:
По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил, легко попасть впросак.
Все время будь внимательным и помни наперед:
Свои имеют правила шофер и пешеход.
Затем воспитатель раздает детям картинки, предлагает их рассмотреть и
Объяснить, какая ситуация на ней изображена и как ее избежать.
«Стоп».
Дети стоят в шеренгу. Воспитатель говорит слова: «Быстро шагай, смотри – не зевай!». Дети идут к воспитателю. На слово «Стоп» дети останавливаются. Тот, кто не среагировал на сигнал, возвращаются на исходную позицию. Выигрывает тот, кто первым подойдет к воспитателю,
«Дорожные знаки».
На доске дорожные знаки. Воспитатель показывают дорожный знак и загадывает загадки. Дети называют знак.
1. Затихают все моторы,
И внимательны шоферы,
Если знаки говорят:
«Близко школа! Детский сад!».
2. И зайчишку, и Маришку,
И соседнего мальчишку
Это т знак оповещает –
Въезд машинам запрещает.
3. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут.
Установленный порядок
Нарушать нельзя и тут.
4. Этот знак такого рода:
Он на страже пешехода.
Переходим с куклой вместе
Мы дорогу в этом месте.
«Собери вместе».
У ребят дорожные знаки. Воспитатель предлагает разложить картинки с изображением дорожных знаков по обручам (предупреждающие, запрещающие, указательные, разрешающие).
«Это я».
Воспитател преджлагает детям быть внимательными. Если они согласны с его высказыванием, то должны дружно отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если не согласны – молчать.
Кто из вас идет вперед только там, где переход?
Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что красный свет – это значит, хода нет?
Знает кто, что свет зеленый означает: путь открыт?
Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
Кто из вас в салоне тесном уступил старушке место?
Это кто по мостовой гонит мяч перед собой?
Кто будет слушаться без спора указаний светофора?
Кто как таюлицу умножения знает правила движения?
Логоритмическая игра «В нашем городе».
Дети стоят в кругу и выполняют движениея.
В нашем городе все есть : (хлопают в ладоши)
Справа – скверик небольшой, (поворот направо)
Прямо – парк, а слева – дом. (поворот прямо, потом влево)
Если хочешь все запомнить,
Посмотри опять кругом. (повороты вокруг оси)
Я по городу иду,
Я в беду не попаду, (шагают на месте)
Потому что твердо знаю –
Правила я выполняю. (грозят пальцем)
Что за правила такие? (разводят руки в стороны, поднимая
Очень, в общем-то, простые. плечи)
С ними будет жизнь прекрасна,
Весела и безопасна. (хлопают в ладоши)
«Улица города».
Воспитатель предлагает рассмотреть макет «Улица» и расставить дорожные знаки, светофоры, указатели, пешеходные переходы, обосновав их месторасположение.
«Разложи в обручи».
Воспитатель предлагает детям разложить картинки с изображением транспорта по трем обручам : пассажирский, грузовой и специальный транспорт. Дети раскладывают, объясняя свой выбор.