МААМ-картинки

Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»

Виктория Богдан
Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактические игры по развитию речи по русским народным сказкам.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи „Мир сказок“» размещена в разделах

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей

Материал: Большие карточки-фоны формата А4 с изображением иллю-страции к сказке «Колобок». Картинки-модули с изображением героев сказ-ки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточки-фоны с изображением иллюстраций к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть их, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Репка», по-нимать процесс взаимоотношения персонажей.

Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»

Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.

Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей

Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.

Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ».

Цель: продолжать развивать умение составлять целое из 4-х частей, сравнивать конечный результат с образцом. Развивать память, внимание, мышление.

Материал: Карточки с изображением героев русских народных сказок (образцы); комплекты отдельных частей (4 части) по каждой из карточек.

Ход игры: Воспитатель предлагает (детям) ребенку собрать карточку (какого-либо сказочного героя) из отдельных частей по образцу. Самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого, дети (ребенок) собирают картинку, затем сравнивают ее с образцом. Называют какого

сказочного героя они собрали. Можно спросить детей из каких сказок герои, которых они собрали.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ФРАГМЕНТ!».

Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, память. Закреплять умение составлять целое из частей, сравнивать конечный результат с образцом.

Материал: карточки с изображением героев мультфильма «По дороге с облаками!» (образцы); комплекты недостающих частей по каждой из карто-чек.

Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображениями ге-роев мультфильма, предлагает вспомнить название хорошо знакомого мультфильма. Воспитатель способствует возникновению у детей желания собрать изображения героев мультфильма из недостающих фрагментов, путем накладывания их на картинку.

Дидактические игры по развитию речи по сказкам Чу-ковского.

Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуков-ского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушате-лей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Узнай героя”

Цели:

• находить по словам-определениям героя;

самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характери-стике героев:

Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.

Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.

Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.

Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.

Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.

Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.

Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Все наоборот”

Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением

Больные – здоровые (зверята)

Злой – добрый (Бармалей)

Грустная – Веселая (Федора)

Грязный – чистый (мальчик)

Темно – светло (краденное солнце)

Высокий – низкий (жираф, бегемот)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Что делает?”

Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия

Подушка – ускакала

Простыня – улетела

Брюки – сбежали

Стол – ушел

Умывальник – выбегает

Муха – пошла на базар и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Кто? Что?”

Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?.

Муха-Цокотуха – самовар

Айболит – градусник

Федора – посуда

Крокодил – солнце и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Четвертый лишний”

Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой вы-бор.

Айболит, волки, корабль, орел

Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик

Утюг, скалка, блюдца, магнитофон

6. “Скороговорки”

Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.

Слишком много ножек у сороконожек.

Расскажи-ка про покупки

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки

Про покупочки свои.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Маленькие слова”

Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.

- И упал Айболит и лежит на снегу.

- Он в Африке, он в Африке

Под пальмою сидит.

- А рядом бегемотики

Схватились за животики.

- Я пришью ему новые ножки

Он опять побежит по дорожке.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Один-много”

Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа ро-дительного падежа

Одно дерево – много …

Одна пальма – много …

Один крокодил – много …

Одна обезьяна – много …

Одна зверушка – много …

Одно насекомое – много …

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Не плачь, мышонок”

В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.

Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:

– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.

Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.

– А ты кто?

Ребенок: Я Муха-цокотуха и т. д.

По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Бюро находок” (игра демонстрируется)

Воспитатель-ведущий:

– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К. И. Чуковского с этим словом

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Помогите!” (игра демонстрируется)

Горе! Горе! Крокодил

Солнце в небе проглотил

Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)

Эй вы, звери, выходите

Крокодила победите,

Чтобы жадный крокодил

Солнце в небо воротил.

Но мохнатые боятся:

Где нам с этаким сражаться!

Он и грозен и зубаст

Он нам солнце не отдаст!

Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т. д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Гости”

Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т. д.

Мальчик к бабушке Федоре.

Бармалей к Айболиту и т. д.

5. “Неожиданная встреча”

Мойдодыр – Муха-цокотуха

Айболит – паук (обыывание)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Незнайка

Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).

Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю

Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.

Комарик – это …

Бармалей – это …

Тараканище – это …

Федора – это …

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. “Объяснялки”

Продолжи предложения.

Комарик храбрый, потому что …

Таня и Ваня непослушные, потому что …

Море погасло, потому что …

Мойдодыр рассердился, потому что …

Посуда убежала от Федоры, потому что…

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Путаница”

Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?

Из болота тянут жирафа.

Муха цокотуха в шапочке Айболита.

Краденое солнце в зубах волка и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Письмо” (пишем письмо герою)

Пример: “Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена. ”

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется)

Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок : “Мой-додыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”.

Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.

Дидактические игры по развитию речи по сказкам А. С. Пушкина

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Золотая рыбка»

Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложе-ний.

Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.

– Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из кото-рых нужно составить предложение.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Шифровки»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.

На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг.

– Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картин-ки.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»

Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противополож-ным значением.

Игра с мячом.

– Старик добрый, а старуха … (злая).

– Старуха строптивая, а старик … (покорный).

– Сначала море спокойное, а потом … (бурное).

– Землянка была старая, а терем … (новый).

– Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).

– Землянка была низкой, а терем … (высоким).

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В синем море-океане»

Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водо-рослей, раковин и золотой рыбки.

– Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расска-жите, что она делает?

(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Семейка слов»

Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершен-ствование навыков словообразования.

Игра с мячом.

– Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.

– Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)

– Как называют пирог с рыбой? (рыбник)

– Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)

– Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)

– А по-другому? (рыбак)

– Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)

– Что делал старик на море? (рыбачил)

– Как называют суп из рыбы? (рыбный)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кого не стало?»

Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, па-мяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в сво-бодной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.

– Кого не стало?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Звуковая чехарда»

Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.

Игра с мячом.

– Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон)

– В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха)

– Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черно-мор)

– Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Подбери схему»

Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.

На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя.

– Кого вы видите на картинках?

– Какая звуковая схема подойдет? Почему?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Вспомни сказку»

Цель: развитие памяти, ловкости.

Игра с мячом.

– Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.

– Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?

– У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?

– В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?

– В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Составь подписи к картинкам»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи.

На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

– Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произ-ведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Кто скорее?»

Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.

Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.

– Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь и прочитай слова»

Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.

На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина.

– Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.

Публикации по теме:

«Путешествие в страну сказок». Открытое занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну сказок» Интеграция ОО: Познание, коммуникация, художественная литература. Цель: закрепить знания детей о русских.

Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возрастаАльбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Комплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 летКомплект дидактических игр по развитию речи с нейропсихологическим подходом (автоматизация звуков) для детей с ТНР 3–7 лет Данное пособие предназначено для индивидуальной работы логопеда с детьми с ТНР 3-7 лет. Цель данного комплекта игр: Развитие речи и автоматизация.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок»Конспект образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Ларец сказок» Задачи: Образовательные: учить узнавать сказку по загадкам, иллюстрациям, предмет расширить словарный запас;.

Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме»Конспект ОД по развитию речи на основе дидактических игр с элементами двигательной активности «В гости к Зимушке-зиме» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ Закрепить знания детей о зиме. Учить детей словообразованию. Активизировать употребление в речи ранее усвоенных.

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие в страну сказок» Цель и задачи: — создать условия для закрепления знаний детей о русских народных сказках; — создать условия для формирования умения узнавать.

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок» Задачи: Речевые: Совершенствование навыка словообразования имен существительных прилагательных. Совершенствование навыка словообразования.

Дидактическое пособие по развитию речи «Сказочный город» к Международному Дню сказокДидактическое пособие по развитию речи «Сказочный город» к Международному Дню сказок К Международному дню сказок. Пособие по развитию речи "Сказочный город". Описание: картонный город из башен и домиков с воротами, который.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»
Опубликовано: 12 декабря 2022 в 13:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Богдан (УИ 2850993) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД