Виктория Богдан
Картотека дидактических игр по развитию речи «Мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры по развитию речи по русским народным сказкам.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»
Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.
Публикация «Картотека дидактических игр по развитию речи „Мир сказок“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей
Материал: Большие карточки-фоны формата А4 с изображением иллю-страции к сказке «Колобок». Картинки-модули с изображением героев сказ-ки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточки-фоны с изображением иллюстраций к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть их, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «РЕПКА»
Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.
Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Репка», по-нимать процесс взаимоотношения персонажей.
Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО СКАЗКЕ «ТЕРЕМОК»
Цель: Продолжать развивать внимание, память, связную речь, способ-ствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-картинками.
Задача: Пробуждать интерес и желание поиграть в сказку. Закрепить умение детей выстраивать последовательность героев по сказке «Колобок», понимать процесс взаимоотношения персонажей
Материал: Карточка формата А 4 с изображением иллюстрации к рус-ской народной сказке. Картинки-модули с изображением героев сказки.
Ход игры: Воспитатель показывает детям (ребенку) карточку с изображением иллюстрации к русской народной сказке. Предлагает рассмотреть ее, вспомнить название. Совместно с детьми проговаривается содержание сказки обращая внимание на картинки-модули с изображением героев сказки и их взаимоотношения. Затем воспитатель предоставляет возможность детям (ребенку) согласно сюжету, сопровождать рассказ русской народной сказки самостоятельными игровыми действиями, используя картинки-модули с изображением героев сказки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ».
Цель: продолжать развивать умение составлять целое из 4-х частей, сравнивать конечный результат с образцом. Развивать память, внимание, мышление.
Материал: Карточки с изображением героев русских народных сказок (образцы); комплекты отдельных частей (4 части) по каждой из карточек.
Ход игры: Воспитатель предлагает (детям) ребенку собрать карточку (какого-либо сказочного героя) из отдельных частей по образцу. Самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого, дети (ребенок) собирают картинку, затем сравнивают ее с образцом. Называют какого
сказочного героя они собрали. Можно спросить детей из каких сказок герои, которых они собрали.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «НАЙДИ ФРАГМЕНТ!».
Цель: развивать логическое мышление, воображение, внимание, память. Закреплять умение составлять целое из частей, сравнивать конечный результат с образцом.
Материал: карточки с изображением героев мультфильма «По дороге с облаками!» (образцы); комплекты недостающих частей по каждой из карто-чек.
Ход игры: Воспитатель показывает детям карточки с изображениями ге-роев мультфильма, предлагает вспомнить название хорошо знакомого мультфильма. Воспитатель способствует возникновению у детей желания собрать изображения героев мультфильма из недостающих фрагментов, путем накладывания их на картинку.
Дидактические игры по развитию речи по сказкам Чу-ковского.
Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. Не одно поколение детишек воспитано на сказках Чуков-ского. Выразительные, яркие, динамичные, они завораживают ребенка, ведь Чуковский в своих сказках – играет с малышами, и для маленьких слушате-лей чтение этих сказок превращается в забавную игру. Дети с удовольствием декламируют стихи Чуковского, что способствует их речевому развитию. Содействовать речевому развитию детей мы решили через игры, основанные на сказках Чуковского.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Узнай героя”
Цели:
• находить по словам-определениям героя;
• самостоятельно придумывать и подбирать слова-определения к характери-стике героев:
Гадкий, нехороший, жадный – Бармалей.
Добрый, внимательный, заботливый – Айболит.
Грозный, зубастый, бессовестный – Крокодил.
Маленькие, толстопятые, неуклюжие – медвежата.
Маленький, бесстрашный, храбрый – комарик.
Кривоногий, хромой, хороший – Мойдодыр.
Кровожадный, беспощадный, злой – Бармалей.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Все наоборот”
Цель: уметь подбирать к словам-определениям слова с противоположным значением
Больные – здоровые (зверята)
Злой – добрый (Бармалей)
Грустная – Веселая (Федора)
Грязный – чистый (мальчик)
Темно – светло (краденное солнце)
Высокий – низкий (жираф, бегемот)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Что делает?”
Цель: подобрать к предметам и героям сказок слова-действия
Подушка – ускакала
Простыня – улетела
Брюки – сбежали
Стол – ушел
Умывальник – выбегает
Муха – пошла на базар и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Кто? Что?”
Цель: уметь различать живое – неживое, правильно ставя вопросы; кто, что?.
Муха-Цокотуха – самовар
Айболит – градусник
Федора – посуда
Крокодил – солнце и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Четвертый лишний”
Цель: определить какой предмет из названных лишний. Объяснить свой вы-бор.
Айболит, волки, корабль, орел
Самовар, Муха-Цокотуха, уж, комарик
Утюг, скалка, блюдца, магнитофон
6. “Скороговорки”
Цель: учить четко проговаривать текст, постепенно увеличивая темп.
Слишком много ножек у сороконожек.
Расскажи-ка про покупки
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки
Про покупочки свои.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Маленькие слова”
Цель: правильно употреблять в речи предлоги, знать их значение.
- И упал Айболит и лежит на снегу.
- Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит.
- А рядом бегемотики
Схватились за животики.
- Я пришью ему новые ножки
Он опять побежит по дорожке.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Один-много”
Цель: упражнять в умении ставить слова в форму множественного числа ро-дительного падежа
Одно дерево – много …
Одна пальма – много …
Один крокодил – много …
Одна обезьяна – много …
Одна зверушка – много …
Одно насекомое – много …
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Не плачь, мышонок”
В этой игре взрослый берет на себя роль мышонка, который остался один. Он горюет и плачет, а разные герои сказок Чуковского пытаются развлечь его беседой.
Воспитатель, исполняющий роль мышонка, причитает:
– Бедный я, бедный. Кто со мной поговорит, кто мои слезки вытрет.
Ребенок: Я с тобой поговорю, я твои слезки вытру.
– А ты кто?
Ребенок: Я Муха-цокотуха и т. д.
По просьбе мышонка дети поют песенки, читают стихи, показывают книги, приглашают поиграть и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Бюро находок” (игра демонстрируется)
Воспитатель-ведущий:
– Работает бюро находок. В бюро находок потерянные вещи. Забрать их можно только тогда, когда расскажешь строчку из произведения К. И. Чуковского с этим словом
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Помогите!” (игра демонстрируется)
Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил
Воспитатель берет на себя роль крокодила (в руках игрушка с солнышком в пасти)
Эй вы, звери, выходите
Крокодила победите,
Чтобы жадный крокодил
Солнце в небо воротил.
Но мохнатые боятся:
Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст
Он нам солнце не отдаст!
Останавливаем сказку! Кто нам поможет. Позовем героев из других сказок К. Чуковского, ну хотя бы из сказки “Муха-Цокотуха” (дети берут на себя роль Мухи-цокотухи, паука, бабочки-красавицы и т. д.) и пытаются уговорить крокодила вернуть солнце. А может, придут герои сказки “Телефон” и будут звонить крокодилу.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Гости”
Герои сказок ходят друг к другу в гости. Муха-цокотуха к бабушке Федоре. Рассказывает о своей истории, слушает Федору, дает советы, помогает. Мойдодыр к Федоре. Учит Федору быть чистоплотной. Учит мыть посуду и т. д.
Мальчик к бабушке Федоре.
Бармалей к Айболиту и т. д.
5. “Неожиданная встреча”
Мойдодыр – Муха-цокотуха
Айболит – паук (обыывание)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Незнайка
Незнайка никогда не читал сказок Чуковского – дети знакомят его с героями сказок по фотографии (картинке).
Мойдодыр – это умывальник, который рассердился на мальчика-грязнулю
Муха-цокотуха – это именинница, которая пригласила к себе на чай букашек, таракашек и с ней приключилась серьезная неприятность.
Комарик – это …
Бармалей – это …
Тараканище – это …
Федора – это …
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. “Объяснялки”
Продолжи предложения.
Комарик храбрый, потому что …
Таня и Ваня непослушные, потому что …
Море погасло, потому что …
Мойдодыр рассердился, потому что …
Посуда убежала от Федоры, потому что…
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Путаница”
Рассмотри рисунки. Что перепутал художник?
Из болота тянут жирафа.
Муха цокотуха в шапочке Айболита.
Краденое солнце в зубах волка и т. д.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Письмо” (пишем письмо герою)
Пример: “Здравствуй, Айболит! Пишет тебе Алена Иванова. Когда я слушаю, Айболит про тебя сказку, я всегда очень переживаю. Трудно было тебе добраться до Африки. И зверят жалко, которые заболели. А потом я радуюсь, ведь ты, Айболит, вылечил всех своим гоголем-моголем. Я бы тоже хотела его попробовать. Наверное, вкусное лекарство. Очень трудная у тебя работа, Айболит, ты наверное, очень устал. Я приглашаю тебя к себе в гости, приезжай, отдохнешь – в лес сходим, на рыбалку. До свидания Айболит, жду тебя в гости. Алена. ”
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА “Встреча крокодилов” (игра демонстрируется)
Выставляется галерея портретов крокодилов из разных сказок : “Мой-додыр”, “Краденое солнце”, “Бармалей”, “Тараканище”, “Путаница”, “Телефон”.
Дети определяют героя: из какой сказки, дают характеристику, определяют, где крокодил злой, где трусливый, где сердитый, добрый. Крокодилы встретились, и каждый рассказывает свою историю.
Дидактические игры по развитию речи по сказкам А. С. Пушкина
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Золотая рыбка»
Цель: совершенствование навыка составления, чтения и анализа предложе-ний.
Изображение золотой рыбки с крупными снимающимися чешуйками. На обратной стороне чешуек написаны слова: золотая, рыбка, живет, в океане.
– Это золотая, не простая рыбка приплыла к нам и принесла слова, из кото-рых нужно составить предложение.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Шифровки»
Цель: совершенствование навыков звукового анализа и синтеза слов.
На наборном полотне картинки с изображениями старика, старухи, слуг.
– Рассмотрите звуковые схемы и положите их под соответствующие картин-ки.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Скажи наоборот»
Цель: пополнение активного словаря прилагательными с противополож-ным значением.
Игра с мячом.
– Старик добрый, а старуха … (злая).
– Старуха строптивая, а старик … (покорный).
– Сначала море спокойное, а потом … (бурное).
– Землянка была старая, а терем … (новый).
– Одежда у старика была бедной, а у боярыни … (богатой).
– Землянка была низкой, а терем … (высоким).
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В синем море-океане»
Цель: совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).
На наборном полотне выставлены плоскостные изображения камней, водо-рослей, раковин и золотой рыбки.
– Золотая рыбка – владычица морская – живет в синем море-океане. Расска-жите, что она делает?
(Золотая рыбка выплыла из раковины. Золотая рыбка заплыла за камень. Золотая рыбка выплыла из-за камня. Золотая рыбка проплыла в зарослях водорослей.)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Семейка слов»
Цель: обогащение экспрессивной речи однокоренными словами, совершен-ствование навыков словообразования.
Игра с мячом.
– Мы попробуем образовать слова одной семейки со словом рыбка.
– Как назвать очень большую рыбу? (рыбища)
– Как называют пирог с рыбой? (рыбник)
– Как называется процесс ловли рыбы? (рыбалка)
– Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов)
– А по-другому? (рыбак)
– Если старик рыбак, то как можно назвать его старуху? (рыбачка)
– Что делал старик на море? (рыбачил)
– Как называют суп из рыбы? (рыбный)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Кого не стало?»
Цель: развитие диалогической речи, зрительного внимания, восприятия, па-мяти, автоматизация правильного произношения и дифференциация в сво-бодной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.
На наборном полотне изображения сказочных персонажей. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает по одному герою.
– Кого не стало?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Звуковая чехарда»
Цель: развитие фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза.
Игра с мячом.
– Имена кого из героев «Сказки о царе Салтане…» заканчиваются твердым согласным звуком Н? (Салтан, Гвидон)
– В названиях кого из героев сказки есть твердый согласный звук Х? (ткачиха, повариха, Бабариха)
– Имя кого из героев содержит два звонких твердых согласных Р? (Черно-мор)
– Название кого из героев сказки начинается с мягкого согласного звука Ль? (Лебедь)
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Подбери схему»
Цель: развитие навыков звукового анализа и синтеза слов.
На столе карточками со схемами, на наборном полотне картинки с изображениями героев сказок Пушкина. Определить, какая схема подойдет к имени героя.
– Кого вы видите на картинках?
– Какая звуковая схема подойдет? Почему?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Вспомни сказку»
Цель: развитие памяти, ловкости.
Игра с мячом.
– Я буду бросать мяч и задавать вопрос. Вы будете ловить мяч и отвечать на мой вопрос, при этом бросив мяч мне.
– Кто и в какой сказке Пушкина пел песенку «Во саду ли, в огороде»?
– У кого из героев и в какой сказке «месяц под косой блестит»?
– В какой сказке на берег выходят тридцать три богатыря и как зовут их дядьку?
– В какой сказке главный герой превращался в насекомых и в каких?
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Составь подписи к картинкам»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти, совершенствование навыков чтения, синтаксической стороны речи.
На столе иллюстрации к сказкам Пушкина и карточки со словами. Нужно определить, к какому произведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.
– Посмотрите на иллюстрации и слова. Нужно определить, к какому произ-ведению сделана каждая из этих иллюстраций, а потом из данных слов составить под картинкой название произведения.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА. «Кто скорее?»
Цель: развитие зрительного внимания, восприятия, памяти.
Дети достают картинки из мешочка и называют, к какому произведению Пушкина они подходят.
– Рассмотрите картинки и назовите, к какому произведению Пушкина они подходят.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Составь и прочитай слова»
Цель: совершенствование навыка составления и чтения слов.
На столе перед детьми карточки со слогами. Нужно составить и прочитать имена героев сказок Пушкина.
– Составьте и прочитайте имена героев сказок Пушкина.