Получи документы

Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет

Головцина Нина
Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

1. Игра «Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

Ход игры:

На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет:

- Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш».

Публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет» размещена в разделах

- Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».

Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.

2. Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или в конце).

Ход игры:

На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы.

- Какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов? «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.

- А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).

Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

3. Игра «Подбери слово к схеме» (звук Ш)

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков или «Ш» в слове (в начале, конце или середине).

Ход игры:

Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

4. Игра «Подбери слово к схеме» (звук С)

Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» в слове (в начале, конце или середине).

5. Игра «Кто в домике живет»

Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

Ход игры:

Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к, учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

6. Игра «Самый внимательный»

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.

Ход игры:

Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный.

7. Игра «Назови слово по первым буквам»

Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.

Ход игры:

Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:

игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).

8. Игра «Кто быстрее соберет вещи»

Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».

Ход игры:

Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).

Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков.)

9. Игра «Собери букет»

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах; развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л» или «ль» (белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р» или «рь» (красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый). На каждый стебель дети должны прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).

10. Игра «Любопытный воспитатель»

Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко отвечать на поставленный вопрос.

Ход игры:

Педагог задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на звук «М»

-Что ты любишь из еды? (Мороженое, молоко, мед)

-Куда ты любишь ходить? (В музей)

-Где вы будете отдыхать летом? (На море)

-Какой вид транспорта предпочитаете? (машина «Мерседес»)

-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на улице?

(Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо)

-Какие профессии вы знаете? (Музыкант, маляр, медсестра)

-Какие города вы знаете? (Москва, Минск, Мурманск)

-Какие имена вы знаете? (Маша, Миша, Милана)

11. Игра «Садоводы - любители»

Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги;

закрепить в словаре детей названия цветов.

Ход игры:

Педагог предлагает детям посадить цветы на клумбу. Раздает им открытки с изображением цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу» : в первую, верхнюю бороздку – цветы, названия которых состоят из одного слога. В среднюю – цветы, с названиями, состоящими из двух слогов. В нижнюю - с названиями из трёх. Учитель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом – в среднюю и, наконец, - в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.

12. Игра «Внимательные покупатели». Звук [к].

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка и т. п.

- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия

которых начинаются на звук [к]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

13. Игра «Внимательные покупатели». Звук [м].

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.

14. Игра «Внимательные покупатели». Звук [р].

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.

15. Игра «Внимательные покупатели». Звук [п].

Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.

16. Игра «От бочки до точки»

Цель: Закрепить знания детей о согласных звуках;

развивать внимание, мышление, память, интерес к занятиям обучению грамоте;

Ход игры:

Воспитатель рассказывает детям о том, повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

17. Игра «Рыбалка»

Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;

развивать внимание, мышление, память.

Ход игры:

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

18. Игра «Найди ошибку»

Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с картинками. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах.

19. Игра «Назови ласково»

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Ход урока:

Учитель просит детей встать в круг, сам становится в центр круга и бросает детям мяч, называя какой-нибудь фрукт. Дети возвращают мяч педагогу, называя этот фрукт ласково (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.).

20. Игра «Тим-Том»

Цель: Учить основам звукового анализа; развивать фонематический слух.

Ход игры:

Воспитатель просит встать всех детей из-за столов. Когда он произносит мягкий звук – садятся девочки, когда твердый – садятся мальчики.

«Г» и «ГЬ». Газета, гитара, глаза, газ, гири, гуси, генерал.

21. «Подбери слова»

Цель: Учить детей правильно подбирать определения (прилагательные) к словам, обогащать словарный запас.

Ход игры:

Педагог называет слово и кидает мяч ребенку. Он должен подобрать к этому слову прилагательное и бросить мяч обратно.

Вода (какая) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, холодная, теплая, горячая, ледяная, газированная, ледяная и др).

Река (какая) – бурная, тихая, быстрая, чистая, грязная, холодная, ледяная, газированная, минеральная, мелкая, теплая, широкая, узкая и др).

Море (какое) – соленое, бурное, тихое, штормовое, спокойное, голубое, черное, глубокое, мелкое, соленое, синее, белое и др).

Дождь (какой) – весенний, осенний, мелкий, моросящий, грибной, кислотный, холодный, теплый, сильный и др).

22. Игра «Поймай звук»

Цель: Учить основам звукового анализа; развивать фонематический слух.

Ход игры:

1 вариант:

Педагог произносит разные слова и просит детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат в слове звук «О». Если заданного звука нет – хлопать нельзя.

2 вариант:

Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч и называет слова. Дети должны поймать мяч, если в слове есть звук «О».

23. Игра «Где твое имя, догадайся»

Цель: Тренировать детей в нахождении звука в слове; развивать внимание и мышление.

Ход игры:

На доске изображения двух плоскостных домиков, на которых крепятся буквы. В этих домиках спрятаны имена детей группы.

В первом домике находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук «М». Во втором – имена со звуком «Ш». Вначале каждый из детей проговаривает свое имя вслух и определяет: есть ли в нем звуки «М» и «Ш», чтобы узнать, в какой домик поселить свое имя. По сигналу дети выходят к своим домикам. Игра повторяется 2-3 раза с разными звуками.

24. Игра «Поиск»

Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества слогов в словах; развивать внимание и мышление.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки с буквами и слогами в кабинете на разных предметах – парте, стуле, шкафу; прикрепляет к шторам, картине, доске. А дети должны найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.

Например: Карточка с буквой «С» лежит на диване, это неправильно, она должна лежать на шкафу. Карточка с буквой «Ш» прикреплена к шторе – это правильно.

25. Игра «Звуковая мозаика»

Цель: Продолжать учить детей определять наличие указанного звука в словах; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую разноцветную дорожку. Красный квадрат – услышав твёрдый звук [p], коричневый – услышав мягкий звук [p’]. Догадайтесь, почему твёрдому звуку [p] соответствует красный цвет? А почему мягкому звуку [p’] соответствует коричневый цвет? (в слове «красный» изучаемый звук твёрдый, а в слове «коричневый» он мягкий).

ПРЕКРАСНАЯ, РОДИНА, РЯБИНА, АРАЛ, БАЙКОНУР, РЕЧКА

(на доске правильный вариант коврика). Самопроверка.

26. Игра «Имена»

Цель: Закреплять знания детей о звуках; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Учитель предлагает детям встать в одну линию, после чего просит сделать 1 шаг вперед тем детям, в чьих именах есть заданный звук.

27.«Найди звук». Звуки «с», «сь»

Цели: учить различать звуки «с», «сь»; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Воспитатель выставляет на доске вверху слева большой синий кружок, внизу слева маленький зеленый кружок, в середине — предметные картинки : слои, автобус, лиса, поросенок, синица, лось. К доске вызывают детей по одному. Ребенок называет предмет по желанию, затем произносит с помощью воспитателя слово с интонационным выделением «с» или «сь». Если в слове есть звук «с», то предметная картинка ставится после большого синего кружка; если в слове есть звук «сь», то картинка ставится после маленького зеленого кружка. Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», а другой — со звуком «сь».

28.«Найди звук». Звуки «м», «мь»

Цели: учить различать звуки «м», «мь»; развивать внимание, мышление и память.

29.«Найди звук». Звуки «н», «нь»

Цели: учить различать звуки «н», «нь»; развивать внимание, мышление и память.

30.«Найди звук». Звуки «л», «ль»

Цели: учить различать звуки «л», «ль»; развивать внимание, мышление и память.

31.«Найди звук». Звуки «в», «вь»

Цели: учить различать звуки «в», «вь»; развивать внимание, мышление и память.

32.«Найди звук». Звуки «т», «ть»

Цели: учить различать звуки «т», «ть»; развивать внимание, мышление и память.

33. Игра «Найди пару»

Цели: Закреплять знания детей о звуках; развивать внимание, мышление и память.

Ход игры:

Воспитатель раздает детям по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова-названия начинались с одного звука (машина—малина, стол—слон.). Детям нужно найти свою пару.

Публикации по теме:

Дидактические пособия по обучению детей грамотеДидактические пособия по обучению детей грамоте Звуковые дорожки,звуки–символы,домики для звуков. Такие пособия у каждого ребёнка на занятии по грамоте Дорожка звуков. Идём по дорожке.

Картотека дидактических игр для детей 3–4 летКартотека дидактических игр для детей 3–4 лет Дидактическая игра – это средство обучения и воспитания, воздействующие на эмоциональную интеллектуальную сферу детей стимулирующее их деятельность,.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Лето или осень» Цели: закрепить знания признаков осени, воспитание ловкости.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактические игры для детей 5-7 лет 1. Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?» Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими.

Картотека дидактических игр для детей 5–7 лет Дидактическая игра «Дерево, кустарник, цветок» Цель: расширять кругозор детей. Ход игры. Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч.

Картотека дидактических игр по обучению грамоте.Картотека дидактических игр по обучению грамоте. Учебная программа дошкольного образования определяет содержание работы с дошкольниками по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей.

Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста.Картотека игр по обучению грамоте и чтению ребенка дошкольного возраста. Грамота - довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти - шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет
Опубликовано: 30 марта 2024 в 23:59
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Головцина Нина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД