Головцина Нина
Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
1. Игра «Цепочка слов»
Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
Ход игры:
На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У педагога – карточка с изображением карандаша. Учитель поясняет:
- Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова «карандаш». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «карандаш».
Публикация «Картотека дидактических игр по обучению грамоте для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, сразу найдете два предмета, то приложит картинку тот, кто назовет ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком».
Когда будет выложена вся цепочка, педагог предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя первый и последний звуки в каждом слове.
2. Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или в конце).
Ход игры:
На доске вывешиваются картинки с изображение автобуса, платья и книги. Педагог предлагает детям назвать изображенные предметы.
- Какой одинаковый звук слышится в названиях всех предметов? «Правильно – звук «А». Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова – поясняет учитель. – Одно начинается со звука «А», в другом звук «А» находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком.
- А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих детей).
Под каждой картинкой – полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
3. Игра «Подбери слово к схеме» (звук Ш)
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков или «Ш» в слове (в начале, конце или середине).
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клеточка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук «ш», а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
4. Игра «Подбери слово к схеме» (звук С)
Цель: Упражнять детей в нахождении места звуков «С» в слове (в начале, конце или середине).
5. Игра «Кто в домике живет»
Цель: Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
Ход игры:
Играют 3-4 детей. Каждый играющий получает домик с буквой. Педагог берет из стопки картинку с изображение животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (жираф – в домике ж и в домике р, то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что это животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к, учитель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.
6. Игра «Самый внимательный»
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Ход игры:
Педагог предлагает детям найти одинаковый звук в словах. После того, как они назовут звук, педагог просит дать характеристику этого звука. Например: пила, аист, игла, ива. Дети называют звук «а» - гласный, или торт, телефон, тумба - звук «т» - согласный.
7. Игра «Назови слово по первым буквам»
Цель: Учить различать гласные и согласные звуки; развивать речь, внимание, фонематический слух; воспитывать внимательное и доброжелательное отношение к ответам других детей.
Ход игры:
Педагог вывешивает картинки и просит назвать слово, которое состоит из первых звуков названий предметов:
игла, груша, рыба, улитка, шар, кот, изба (игрушки).
8. Игра «Кто быстрее соберет вещи»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков «р»-«л», «с»-«ш».
Ход игры:
Педагог показывает детям большую карту, посередине которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звуки «с» или «ш» (свитер, сарафан, сапоги, костюм, сандалии, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами – кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть буквами с и ш).
Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой – вещи со звуком «ш». Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет в свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков.)
9. Игра «Собери букет»
Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах; развивать внимание, мышление, память.
Ход игры:
Педагог выставляет на доске две нарисованные вазы, на которых изображены цветы разной окраски. Объясняет: «Сегодня, дети, мы будем составлять букеты из разных цветов разной окраски. В вазе, на кармашке которой ландыш, должны быть такие цветы, в названии которого есть звук «л» или «ль» (белый, голубой, желтый, зеленый, фиолетовый). В вазе, на которой ромашка, должны быть цветы таких оттенков, в названии которых есть звук «р» или «рь» (красный, оранжевый, серый, сиреневый, розовый). На каждый стебель дети должны прикрепить по одному цветку». Выполнив задание, ребенок называет цвет, выделяя голосом нужный звук, а остальные проверяют правильность ответа. Например: «В букете есть красные и розовые цветы. Я добавил оранжевый (звук «р»).
10. Игра «Любопытный воспитатель»
Цель: Развивать фонематический слух, внимание, мышление, умение четко отвечать на поставленный вопрос.
Ход игры:
Педагог задает вопросы, а дети дают ответы, в которых слова начинаются на звук «М»
-Что ты любишь из еды? (Мороженое, молоко, мед)
-Куда ты любишь ходить? (В музей)
-Где вы будете отдыхать летом? (На море)
-Какой вид транспорта предпочитаете? (машина «Мерседес»)
-Какие вывески с названиями магазинов, учреждений, можно встретить на улице?
(Музей. Мастерская. Мебель. Молоко. Мясо)
-Какие профессии вы знаете? (Музыкант, маляр, медсестра)
-Какие города вы знаете? (Москва, Минск, Мурманск)
-Какие имена вы знаете? (Маша, Миша, Милана)
11. Игра «Садоводы - любители»
Цель: Упражнять детей в делении слов на слоги;
закрепить в словаре детей названия цветов.
Ход игры:
Педагог предлагает детям посадить цветы на клумбу. Раздает им открытки с изображением цветов. Вывешивает перед ними наборное полотно с тремя полосками. Предлагает детям «посадить цветы на клумбу» : в первую, верхнюю бороздку – цветы, названия которых состоят из одного слога. В среднюю – цветы, с названиями, состоящими из двух слогов. В нижнюю - с названиями из трёх. Учитель вызывает детей сначала для посадки цветов в верхнюю бороздку, потом – в среднюю и, наконец, - в нижнюю. В заключение дети хором произносят названия цветов и определяют, правильно ли они посажены.
12. Игра «Внимательные покупатели». Звук [к].
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает на своем столе различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка и т. п.
- Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к]. Эти игрушки вы можете взять. Выбирайте, но будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
13. Игра «Внимательные покупатели». Звук [м].
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.
14. Игра «Внимательные покупатели». Звук [р].
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.
15. Игра «Внимательные покупатели». Звук [п].
Цель: Учить детей различать твердые и мягкие согласные звуки; развивать внимание, мышление и память.
16. Игра «От бочки до точки»
Цель: Закрепить знания детей о согласных звуках;
развивать внимание, мышление, память, интерес к занятиям обучению грамоте;
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?
17. Игра «Рыбалка»
Цель: Упражнять детей в различении заданного звука в словах;
развивать внимание, мышление, память.
Ход игры:
Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).
Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.
18. Игра «Найди ошибку»
Цель: Закрепить знания детей о звуковом анализе слова; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Детям раздаются карточки с картинками. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах.
19. Игра «Назови ласково»
Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход урока:
Учитель просит детей встать в круг, сам становится в центр круга и бросает детям мяч, называя какой-нибудь фрукт. Дети возвращают мяч педагогу, называя этот фрукт ласково (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.).
20. Игра «Тим-Том»
Цель: Учить основам звукового анализа; развивать фонематический слух.
Ход игры:
Воспитатель просит встать всех детей из-за столов. Когда он произносит мягкий звук – садятся девочки, когда твердый – садятся мальчики.
«Г» и «ГЬ». Газета, гитара, глаза, газ, гири, гуси, генерал.
21. «Подбери слова»
Цель: Учить детей правильно подбирать определения (прилагательные) к словам, обогащать словарный запас.
Ход игры:
Педагог называет слово и кидает мяч ребенку. Он должен подобрать к этому слову прилагательное и бросить мяч обратно.
Вода (какая) – питьевая, чистая, грязная, мыльная, холодная, теплая, горячая, ледяная, газированная, ледяная и др).
Река (какая) – бурная, тихая, быстрая, чистая, грязная, холодная, ледяная, газированная, минеральная, мелкая, теплая, широкая, узкая и др).
Море (какое) – соленое, бурное, тихое, штормовое, спокойное, голубое, черное, глубокое, мелкое, соленое, синее, белое и др).
Дождь (какой) – весенний, осенний, мелкий, моросящий, грибной, кислотный, холодный, теплый, сильный и др).
22. Игра «Поймай звук»
Цель: Учить основам звукового анализа; развивать фонематический слух.
Ход игры:
1 вариант:
Педагог произносит разные слова и просит детей хлопнуть в ладоши, когда они услышат в слове звук «О». Если заданного звука нет – хлопать нельзя.
2 вариант:
Дети стоят в кругу, педагог по очереди бросает им мяч и называет слова. Дети должны поймать мяч, если в слове есть звук «О».
23. Игра «Где твое имя, догадайся»
Цель: Тренировать детей в нахождении звука в слове; развивать внимание и мышление.
Ход игры:
На доске изображения двух плоскостных домиков, на которых крепятся буквы. В этих домиках спрятаны имена детей группы.
В первом домике находятся те из них, которые в своем звучании имеют звук «М». Во втором – имена со звуком «Ш». Вначале каждый из детей проговаривает свое имя вслух и определяет: есть ли в нем звуки «М» и «Ш», чтобы узнать, в какой домик поселить свое имя. По сигналу дети выходят к своим домикам. Игра повторяется 2-3 раза с разными звуками.
24. Игра «Поиск»
Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества слогов в словах; развивать внимание и мышление.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает карточки с буквами и слогами в кабинете на разных предметах – парте, стуле, шкафу; прикрепляет к шторам, картине, доске. А дети должны найти все карточки и проверить, правильно ли они разложены.
Например: Карточка с буквой «С» лежит на диване, это неправильно, она должна лежать на шкафу. Карточка с буквой «Ш» прикреплена к шторе – это правильно.
25. Игра «Звуковая мозаика»
Цель: Продолжать учить детей определять наличие указанного звука в словах; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Каждый перед собой выкладывает на парте звуковую разноцветную дорожку. Красный квадрат – услышав твёрдый звук [p], коричневый – услышав мягкий звук [p’]. Догадайтесь, почему твёрдому звуку [p] соответствует красный цвет? А почему мягкому звуку [p’] соответствует коричневый цвет? (в слове «красный» изучаемый звук твёрдый, а в слове «коричневый» он мягкий).
ПРЕКРАСНАЯ, РОДИНА, РЯБИНА, АРАЛ, БАЙКОНУР, РЕЧКА
(на доске правильный вариант коврика). Самопроверка.
26. Игра «Имена»
Цель: Закреплять знания детей о звуках; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Учитель предлагает детям встать в одну линию, после чего просит сделать 1 шаг вперед тем детям, в чьих именах есть заданный звук.
27.«Найди звук». Звуки «с», «сь»
Цели: учить различать звуки «с», «сь»; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Воспитатель выставляет на доске вверху слева большой синий кружок, внизу слева маленький зеленый кружок, в середине — предметные картинки : слои, автобус, лиса, поросенок, синица, лось. К доске вызывают детей по одному. Ребенок называет предмет по желанию, затем произносит с помощью воспитателя слово с интонационным выделением «с» или «сь». Если в слове есть звук «с», то предметная картинка ставится после большого синего кружка; если в слове есть звук «сь», то картинка ставится после маленького зеленого кружка. Затем один ребенок называет все слова со звуком «с», а другой — со звуком «сь».
28.«Найди звук». Звуки «м», «мь»
Цели: учить различать звуки «м», «мь»; развивать внимание, мышление и память.
29.«Найди звук». Звуки «н», «нь»
Цели: учить различать звуки «н», «нь»; развивать внимание, мышление и память.
30.«Найди звук». Звуки «л», «ль»
Цели: учить различать звуки «л», «ль»; развивать внимание, мышление и память.
31.«Найди звук». Звуки «в», «вь»
Цели: учить различать звуки «в», «вь»; развивать внимание, мышление и память.
32.«Найди звук». Звуки «т», «ть»
Цели: учить различать звуки «т», «ть»; развивать внимание, мышление и память.
33. Игра «Найди пару»
Цели: Закреплять знания детей о звуках; развивать внимание, мышление и память.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям по одной предметной картинке, но так, чтобы у двоих детей слова-названия начинались с одного звука (машина—малина, стол—слон.). Детям нужно найти свою пару.