Оксана Тарасова
Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет «Звук [Ц], буквы Ц, ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по «Обучению грамоте» для детей 6-7 лет
Тема: «Звук [Ц], буква Цц»
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6–7 лет „Звук [Ц], буквы Ц, ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Цель: Ознакомление с буквой Цц, и звуком ц; формирование навыка чтения слогов, слов, предложений новой буквой; закрепление представлений о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных; совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия
Ребята. К нам пришло видео сообщение. Внимание на экран.
(Показываю картинки от сказки «Курочка Ряба». На 6 картинке Курочка обращается к детям, что снесла я яичко не золотое, а простое, а мышка утащила его и спрятала, отдаст нам яйцо, если мы ее познакомим с буквой и звуком Ц. Помогите мне вернуть яйцо.
Поможем курочке? (Да) А как мы это сделаем? (выполним задания)
Первое задание. Познакомим мышку со звуком Ц. (раздаю зеркала)
ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ ЗВУКА Ц.
Губы растянуты в улыбке, слегка прижаты к зубам.
Зубы сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются
Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С).
Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широкий, боковые края напряжены.
В момент выдоха передняя часть спинки языка мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.
Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони ощущается холодный поток воздуха.
Голосовые связки разомкнуты, звук Ц – глухой, всегда твердый.
- Давайте произнесем звук Ц.
Характеристика звука Ц – согласный, глухой, свистящий, твердый.
Второе задание. Поиграйте со звуком Ц. (беру мяч)
А теперь давайте поиграем в игру «Назови ласково» (с мячом).
Мыло – мыльце.
Одеяло – одеяльце.
Окошко – оконце.
Блюдо – блюдце.
Масло – маслице.
Корыто – корытце.
Сало – сальце.
Книжка – книжица.
Дверь – дверца.
Д/и «Определи место положения звука Ц в слове». (цветок, огурец, цапля, скворец, курица, умница, цирк, циплёнок).
Д/ «Хлопни в ладоши, если услышишь звук Ц». (сова, хомяк, цапля, кот, курица, еденица, ракета, яйцо).
Физминутка
Шел цыпленок по дорожке
Прыгал он на тонкой ночке
А ещё кружился смело,
Крыльями махал умело.
Он спешил к себе домой, к маме – курочке рябой.
Третье задание. Знакомство с буквой.
Звук Ц обозначается буквой Ц. (показать изображение буквы Ц).
Придумайте слово, которое начинается на звук Ц (ответы детей)
Четвертое задание. Звуко-буквенный разбор слова КУРИЦА
курица – слово из 3 слогов: ку-ри-ца. Ударение падает на 1-й слог.
Транскрипция слова: [кур’ица].
к — [к] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
у — [у] — гласный, ударный
р — [р’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий, мягкий (парный)
и — [и] — гласный, безударный
ц — [ц] — согласный, глухой непарный, твёрдый (непарный, всегда произносится твёрдо)
а — [а] — гласный, безударный.
Пятое задание. А теперь давайте попробуем напечатать букву Ц в тетрадях. (воспитатель показывает, как печатается буква, дети обводят по точкам, затем пробуют самостоятельно).
Слышится звонок. Включаю запись на диктофоне: Спасибо, ребята, мышка вернула мне яйцо, а из него появился цыпленок.
Заключение. Чем мы с вами занимались на занятии? Кому мы помогли? Справились с заданием?