Надежда Панова
Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о живой природе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Спасатель»
Цель игры:
1. Познакомить с понятиями «домашние животные» и «дикие животные».
2. Закрепить понятия «домашние животные» и «дикие животные».
Предметно-игровая среда: в разных местах групповой ячейке расположены стилизованный «лес», «дом с бабой и дедом», отдельно игрушки и животные.
Игровая задача: помочь животным попасть домой.
Общение: выполнив задание, дети проверяют, все ли правильно даются эти понятия.
Публикация «Картотека дидактических игр, направленных на закрепление знаний о живой природе» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Примечание: персонаж спасает неправильно. Дети убеждают, приводят выводы.
Дидактическая игра «Кто где живет»
Цель игры:
1. Познакомить (или закрепить) среды обитания животных (водная, подземная, воздушная, наземная).
2. Познакомить (или закрепить) названия животных, живущих в этих средах обитания.
3. Познакомить (или закрепить) детей с понятием приспособляемость.
Предметно-игровая среда: стилизованные среды обитания (лес, луг, воздух, игрушки животных (все вместе: рыбы, птицы, насекомые, звери).
Игровые действия: дети разносят животных по средам их обитания.
Игровая задача: расселить животных по их средам их обитания.
Общение: почему рыбы живут только в воде? Почему белка не может жить под землей? Почему крот не живет на дереве?
Примечание: персонаж.
Дидактическая игра «Новоселье»
Цель игры:
1. Закрепить типичные признаки птиц, зверей, рыб, насекомых.
2. Развивать умение анализировать, выделять существенные признаки, опираясь на графические модели.
Предметно-игровая среда: 4 круглых столика – «квартиры», табличка на квартире – графическое изображение типичных признаков животных, животные на 5-ом столике. «Квартир» может быть и меньше.
Игровая задача: животных нужно расселить по «квартирам», согласовывая порядок расселения с табличками на «квартирах».
Общение: назовите, одним словом кто живет в этой «квартире»? А в этой? Почему не может жить муха вместе с птицами? Они тоже летают.
Дидактическая игра «Назовите малыша»
Цель игры:
1. Упражнять детей в назывании детенышей животных.
2. Упражнять в звукопроизношении.
Предметно-игровая среда: игрушки взрослых животных и их детенышей (за неимением – такие картинки).
Игровые действия: перед детьми появляется «мама», говорит, что пропал ее малыш, просит позвать его. Дети зовут его хором и по одному (3-4 раза). Появляется малыш, и они уходят вместе. Появляется другое животное.
Игровая задача: помочь мамам – животным отыскать малыша – позвать.
Дидактическая игра «Кто я, а кто мама моя»
Цель игры:
1. Упражнять детей в названии животных и их детенышей.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Узнавать голоса животных.
Предметно-игровая среда: игрушки (или картинки) животных и их детенышей, настольная ширма.
Игровые действия: появляется детеныш, обращается к одному из детей: «Кто я?», Ребенок: «Твоя мама…» (корова, коза и т. д.).
Игровая задача: по голосу угадать какое животное. Назвать животных и их детенышей.
Дидактическая игра «Заведем домашних животных»
Цель игры:
1. Закрепить названия домашних животных.
2. Закрепить знания о том, почему люди заводят тех или иных животных.
Предметно-игровая среда: игрушки домашних животных, спрятанные за ширмой (настольной).
Игровые действия: дети сидят за столом, сделав руками «загончики» для животных. Животное появляется у него в «загончике», если его назвал и объяснил, зачем его заводит. Условие: никто не должен выкрикивать названия вне очереди. Каждый ребенок не должен повторяться.
Игровая задача: вспомнить домашних животных и назвать их.
Общение: Воспитатель: «Кого ты хочешь завести?», «А зачем тебе это животное?».
Примечание: если дети не могут вспомнить, оставшиеся картинки с домашними животными, то тогда воспитатель использует описательные загадки. Кто первый из детей отгадает, тому и картинка (или игрушка).
Дидактическая игра «Кто из чего?»
Цель игры:
1. Закрепить и обобщить знания детей о том, как по-разному появляются на свет разные животные.
2. Закрепить обобщающие понятия «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы».
Предметно-игровая среда: большие карточки с изображением птичьего яйца, рыбьей икры, личинок насекомого, детеныша зверей и набор раздаточных картинок со взрослыми животными.
Игровые действия: разложить картинки с изображением взрослых животных вокруг больших картинок, отображающих способ их рождения.
Общение: Кто это? Назовите, одним словом. Из чего они появились?
Дидактическая игра «Отгадайте, что в корзине»
Цель игры:
1. Закрепить знания детей о том, что растет в саду и в огороде.
2. Закрепить понятия «овощи» и «фрукты».
Предметно-игровая среда: корзинка с овощами (фруктами).
Игровые действия: Воспитатель: «Я пришла с огорода». В корзинке – то, что я там сорвала. Если вы назовете это, я это достану, покажу вам. Попробуйте отгадать все, что у меня в корзинке. Дети называют, воспитатель достает, пока дети не отгадают все.
Игровая задача: отгадать и назвать, что лежит в корзинке.
Общение: назовите одним словом то, что растет в огороде.
Примечание: в корзинке могут быть фрукты, ягоды, дары леса.
Дидактическая игра «Рассадим животных в автобусы»
Цель игры:
1. Закрепить в игре обобщающие понятия «рыбы», «звери», «птицы», «насекомые».
2. Развивать умение пользоваться условными знаками.
3. Формировать у детей знания о пищевых связях в природе.
Предметно-игровая среда: 4 автобуса с окошечками (из картона) с графическими изображениями типичных признаков на автобусе (табличка, говорящая о том, кто едет в автобусе, картинки, раздаточные этих видов животных и картинки змеи, черепахи, ящерицы.
Игровые действия: автобусы «стоят» в отдалении от детей. Перед ними «пассажиры» - раздаточные картинки животных. Дети берут по одной картинке и «рассаживают» животных.
Игровая задача: рассадить животных по автобусам согласно табличке, которые есть на каждом автобусе.
Общение: назовите одним словом тех, кто сидит в этом автобусе. Почему их сюда посадили? Персонаж: «Надо посадить ящерицу к зверям, потому что у нее тоже четыре ноги!». Почему лиса хочет сидеть с зайцем? Почему синичка хочет ехать в одном автобусе с насекомым?
Дидактическая игра «Почтальоны»
Цель игры:
1. Закрепить в игре понятия «звери», «рыбы», «птицы», «насекомые».
2. Учить детей «читать» схематические рисунки, строить предложения.
3. Расширять знания об окружающем.
Предметно-игровая среда: 4 круглых столика – «квартиры», на них «жильцы»: на одном – звери, на другом – птицы и т. д. Графические модели типичных признаков животных.
Игровые действия: дети сидят полукругом. Перед ними на столе разложены графические модели типичных признаков животных. На некотором отдалении от них 4 столика с животными. Дети поочередно «превращаются» в почтальонов, выбирают «письмо» и несут его жильцам. Если он принес письмо по адресу и прочел его правильно, то дети хлопают в ладоши, если нет - топают ногами.
Игровая задача: «почтальонам» (детям) нужно разнести почту - письма и телеграммы в эти квартиры и прочесть их жильцам.
Общение: Кому это письмо? Что ты прочтешь животным про них?
Примечание: предварительная беседа о почтальонах, их работе, о том, что чужие письма читать нельзя, но животные сами просят их прочесть, потому что читать не умеют.
Дидактическая игра «Птицы на кормушке»
Цель игры:
1. Закрепить умение детей узнавать и называть птиц, определять зимующая или перелетная.
Предметно-игровая среда: «кормушки» для птиц с насыпанными зернышками, раздаточные картинки птиц (перелетных и зимующих).
Игровые действия: персонаж сделал кормушку, хочет помогать птицам, кормить их. Персонаж: «Покормлю воробышка!» (дети, если правильно – хлопают в ладоши, если нет – топают ногами). «Покормлю журавлика!». Перелетных птиц на кормушку не сажают, отправляют в теплые края.
Общение: какие птицы на кормушке у персонажа? Назовите их, одним словом. Как называют тех, которые улетают в теплые края? Кто улетел?
Дидактическая игра «Соревнование»
Цель игры:
1. Кто больше узнает и назовет птиц (насекомых, рыб и т. д.)
2. Вызвать у детей интерес к природе.
3. Закрепить название птиц.
4. Закрепить умение узнавать птиц.
5. Воспитывать наблюдательность.
Предметно-игровая среда: раздаточные картинки с изображением птиц лежат врассыпную на круглом столе.
Игровые действия: дети сидят вокруг стола. По очереди они находят на столе картинку с изображением знакомой птицы, берут ее, показывают детям, называют. Если птица названа правильно, картинку ребенок забирает себе. И так до тех пор, пока не разберут все картинки, обсуждают у кого больше. Если ребенок не нашел картинку с изображением знакомой птицы, он пропускает ход, ждет следующего хода. Условие: назвать птиц можно только дождавшись своего хода (очереди).
Игровая задача: узнать и назвать как можно больше птиц.
Общение: Саша молодец, больше всех узнал птиц. Коля отстал от всего на одну. А Танечка никак не может узнавать многих птиц. Саша помоги Тане, поиграй с ней в эту игру, помоги ей.
Дидактическая игра «Рассели животных»
Цель игры:
1. Закрепить знания детей о том, кто, где живет и почему.
2. Формировать представление детей о приспособленности животных к своей среде обитания.
3. Воспитывать наблюдательность.
Предметно-игровая среда: большая картинка с изображением разных сред обитания (лес, луг, вода, воздух) и наклеенными бархатными кружочками, набор картинок животных наклеены бархатной бумагой сзади.
Игровые действия: помочь птицам найти корм, который они любят, и «посадить» их вокруг этого корма. Воспитатель одевает веночек лета, и ведет рассказ о том, как хорошо птицам летом. Воспитатель одевает веночек осени. Дети описывают состояние погоды. Воспитатель: «Как только становится прохладно, у птиц исчезает какой-то корм. Какой?». Дети: «Насекомые». Воспитатель прячет эту картинку. Птицы остаются без корма. Что делать птицам? Дети всех птиц расселяют кого куда (в теплые края, переходят на другой корм и т. д.). Воспитатель: «В середине осени становится еще холоднее. Какой корм теперь исчезает? Почему?». Аналогично с водоплавающими. Воспитатель надевает зимний веночек: «Наступила зима. Исчезает ли еще, какой корм?». Идет обобщение, вывод.
Игровая задача: помочь птицам в трудной ситуации.
Общение: назовите одним словом птиц, улетающих в теплые края. Остающихся на зиму.
Дидактическая игра «Перелет птиц»
Цель игры:
1. Закрепить понятия «перелетные» и «зимующие».
2. Закрепить умение детей узнавать и называть зимующих и перелетных птиц.
3. Бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга.
4. Имитировать полет птиц.
Предметно-игровая среда: 2 обруча с символами обозначающими «теплые края» и «зиму», раздаточные картинки птиц, разложенные на столе.
Игровые действия: взяв «волшебную картинку» по сигналу воспитателя, дети «превращаются в птиц», называя себя и начинают «летать». На сигнал «Осень!» - перелетные птицы улетают в обруч с символом «теплые края», а «зимующие» в обруч с символом «зима». Кто ошибается – выбывает. Условие: картинки каждый раз нужно брать другие.
Игровая задача: птица (ребенок) должна по сигналу найти свое место («теплые края» или «зима»).
Общение: назови, какая ты птица? Назовите себя одним словом (зимующие или перелетные). Что случится с этой ласточкой, которая осталась зимовать?
Дидактическая игра «Угости друга»
Цель игры:
1. Закрепить умение находить на ощупь овощи и фрукты, назвать их.
2. Развивать диалогическую речь.
3. Воспитывать у детей культуру общения, дружеские отношения.
Предметно-игровая среда: «ящик ощущений», муляжи овощей и фруктов, 2-ве тарелки.
Игровые действия: дети рассматривают эти овощи и фрукты, потом складывают в «ящик ощущений», закрывают его. Затем один (например: Коля, из детей подходит к любому ребенку, спрашивает: «Сережа, что ты хочешь?», Сережа: «Я хочу яблоко». Коля достает яблоко и угощает Сережу, в ответ Сережа благодарит. И так, пока все не окажутся с чем-либо. Воспитатель ставит одну тарелку для овощей, другую для фруктов. Дети кладут свои овощи или фрукты на нужную тарелку.
Игровая задача: найти на ощупь заданный фрукт или овощ. Вежливо разговаривать.
Общение: назовите одним словом то, что лежит на этой тарелке. А на этой? Где растут овощи? А фрукты? Что можно приготовить из овощей? А из фруктов?
Дидактическая игра «Порадуемся зиме»
Цель игры:
1. Закрепить названия времен года, их приметы, сезонный труд людей, жизнь животных.
2. Воспитывать положительные эмоциональные отношения к природе.
Предметно-игровая среда: картинки с приметами времен года.
Игровые действия: дети сидят перед воспитателем. Воспитатель выставляет картинки поочередно на мольберт. Если эта картинка с приметами зимы, то дети радуются (хлопают в ладоши, подрыгивают). Если картинка с изображение другого времени года, дети молчат. Условие: кто ошибается – выходит из игры. Побеждает тот, кто остался до конца игры.
Игровая задача: радостно отреагировать (нерадостно) определенному времени года, изображенного на картинке.
Общение: что делают люди, когда чему-то радуются? Нравится ли вам зима?
Примечание: картинки с изображением разных времен года. Аналогично можно «порадоваться» весне, лету, осени.
Дидактическая игра «Помоги животным»
Цель игры:
1. Закрепить с детьми умение узнавать и называть животных.
2. Закрепить знание пользы, которую приносит то или иное животное.
3. Развивать диалогическую речь, доказательную.
4. Воспитывать у детей отзывчивость, сочувствие, желание прийти на помощь.
Предметно-игровая среда: игрушки диких и домашних животных, игрушки – куклы: дед с бабкой, домик (можно плоскостной).
Игровые действия: на одном столе – домик и дед с бабой. На другом дикие и домашние животные. Дети помогают деду и бабе завести животных, отбирая их среди всех животных. Дед с бабой «приглашают» их к себе в гости и «объясняют» зачем им столько животных. Может, собачка им не нужна? Баба «выгоняет» собачку со двора, дети «спасают» животное, рассказывая, чем будет полезна им собачка.
Игровая задача: помочь животным, рассказав деду с бабой о том, какую пользу приносит то или иное животное.
Общение: воспитатель: «Жалко собачку. Помогите ей. Расскажите деду с бабой, что будет делать собачка». Собачка сама может обращаться к детям за помощью.
Примечание: ирга для среднего и старшего возраста.