Коновалова Наталья Владимировна
Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы»
Тема урока : «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы».
Цель: закрепить знания обучающихся по пройденным темам.
Задачи: способствовать развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи синонимы и антонимы, однозначные и многозначные слова; содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса;
Публикация «Конспект урока русского языка „Обобщение и закрепление знаний по разделам „Слово и его значение“ и „Синонимы и антонимы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Противоположности, антонимы
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Планируемые результаты: личностные – осознавать богатство русского языка
предметные – определять слово по лексическому значению; знать содержание понятий синонимы, антонимы, однозначные, многозначные слова; правильно писать слова с изученными орфограммами.
метапредметные – осознавать роль слова для выражения мыслей, способность контролировать свою деятельность и оценивать её результаты.
Ход урока
1. Орг. этап. Здравствуйте, ребята. Внимательно посмотрите на парты, всё ли необходимое вы достали, есть ли те, кто не готов начать урок?
Присаживайтесь.
Ребята, чтобы быть бодрыми и готовыми к труду, мы каждое утро делаем зарядку. Давайте подготовим и наши пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого
Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки
Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем – пальчики «шагают» по столу.
Проверяем правильность посадки, открываем тетради.
Запись числа в тетрадях.
2. Актуализация знаний.
Минутка чистописания. Слоги ос ен.
3. Работа по теме урока.
Чтобы узнать, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке, посмотрите на буквосочетания из минутки чистописания. Какое слово можно составить, используя их? Верно, мы будем говорить об осени, и в ходе работы вспомним всё, что изучали на последних уроках.
Запишем это слово.
Выделим орфограммы. Какую функцию выполняет «ь» в этом слове?
Кто сможет озвучить лексическое значение слова осень? Время года, следующее за летом.
СЛАЙД. Вспомните, как называется эта картина Ильи Семёновича Остроухова.
Давайте составим предложение со словосочетанием золотая осень так, чтобы сказуемым в этом предложении был синоним слова «началась». Что мы называем синонимами? Какой синоним подберём к слову «началась»?
Наступила золотая осень. Выделим грамматическую основу. Какие члены предложения составляют грамм. основу? Что такое подлежащее? Сказуемое?
Ребята, какие слова мы называем однозначными? Многозначными? Есть ли в этом предложении многозначные слова? Наступила – в значении началась. Какое ещё значение есть у этого слова? Золотая – сделанная из золота / жёлтая. Почему осень называют золотой? В прямом или в переносном значении употреблены многозначные слова в этом предложении? Какое значение мы называем прямым? Переносным?
Как преображаются деревья осенью? Составим предложение.
Деревья оделись в яркий/ красивый наряд. Запишем. Орфограммы. Это предложение распространённое или нераспространённое? Чем они различаются? Есть ли в этом предложении словосочетание с переносным значением?
Ребята, вы знаете, что чтобы предложение звучало красиво и правильно, слова в предложении должны стоять в определённой форме. Я составила предложение, но где-то ошиблась. Помогите, пожалуйста, исправить ошибки.
СЛАЙД.
Холодный осенний ветер срывает листья с деревьев. Это предложение мы записывать не будем, но обсудим орфограммы.
Ветер из предыдущего предложения сорвал листья с деревьев и перепутал их.
СЛАЙД. Ребята, помогите, пожалуйста, листикам вернуться на свои места так, чтобы получилось предложение.
Прежде, чем записать это предложение, обсудим орфограммы. Запишем, выделяя орфограммы.
Ребята, словосочетание «разноцветный ковёр» употреблено в этом предложении в прямом или в переносном значении?
4. Физкультминутка. Я буду озвучивать лексическое значение слов, а вы должны будете отгадать слова и догадаться, что вам нужно делать.
Животное, тело которого покрыто перьями – это… Машем руками, как птицы крыльями.
Согнуть верхнюю часть туловища вперёд или в сторону. Выполняем наклоны вперёд, назад, влево, вправо.
Быстро передвигаться, сильными толчками ног отделяясь от земли. Бежим на месте.
Опуститься туловищем, согнув ноги в коленях. Приседаем по 5 раз.
Зверёк с длинными ушами и сильными задними ногами. Считается трусливым. Прыгаем, как зайчики.
5. Продолжение работы по теме урока.
Давайте вспомним, как изменяется продолжительность дня и ночи с приходом осени?
СЛАЙД. Чем являются слова день и ночь, длиннее и короче? А что мы называем антонимами?
Запишем первую часть этого предложения. Дни стали короче.
Давайте подумаем, какие ещё антонимы можно употребить, сравнивая осень с летом?
Летом тепло, а осенью….
Летом весело, а осенью…
Летом небо ясное, а осенью …хмурое, пасмурное.
Ребята, а бывают ли осенью осадки? В каком виде выпадают осадки осенью? Часто ли осенью бывают дожди? Какое предложение запишем? Часто идут дожди. Орфограммы.
Как осень меняет жизнь некоторых птиц? Как называются птицы, которые осенью улетают в тёплые края?
СЛАЙД. Составим предложение. Перелётные птицы улетают на юг. Орфограммы. Выделим грамматическую основу. Определим связь слов в предложении. К какому слову зададим вопрос от подлежащего? От сказуемого?
Каких перелётных птиц вы знаете?
Как осенью изменяется температура воздуха?
Чтобы правильно записать следующее предложение, нам потребуется заглянуть в словарь синонимов на с. 141 учебника.
СЛАЙД. Замените первое слово в предложении синонимом, а последнее - антонимом.
Запишем это предложение. Орфограммы.
Прочтите предложения, которые мы сегодня записали. Как можно назвать эти предложения вместе? Что такое текст? Походит ли первое записанное нами слово для заголовка? Как ещё можно озаглавить наш текст?
6. Подведение итогов урока. Сегодня мы хорошо поработали, много вспомнили. И чтобы проверить, все ли из вас усвоили пройденную тему, мы проведём небольшой тест. Подпишите листочки. Фамилия и первая буква имени. Обратите внимание, что все ответы теста - словарные слова. Будьте внимательны, не забывайте выделять орфограммы!
СЛАЙД. 1. Запишите слово, лексическое значение которого я сейчас прочту.
Лиственное дерево, имеющее белую кору.
2. Запишите антоним к слову печально.
3. Запишите синоним к слову школьник.
4. Запишите нераспространённое предложение, в котором сказуемым будет являться слово рисовать, а подлежащим слово школьник. Выделите грамматическую основу.
6. Рефлексия. У вас на столах лежат красные и жёлтые кленовые листочки. Если вы хорошо усвоили пройденные темы, работа на уроке показалась вам несложной, то прикрепите к дереву на доске жёлтый листик. Те, кто понял, что многое из пройденной темы не помнит, кому работа на уроке показалась сложной, прикрепят к дереву красные листья.
7. Д. З. Дописать 2-3 предложения к тексту.
Большое спасибо за урок.