Кунурова Асемгуль Маратовна
Картотека дидактических игр на формирование диалогической речи
▼ Скачать + Заказать документы
на формирование диалогической речи
Игры с предметами (телефоном)
«Заказ такси по телефону»
Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок в такси)
Игровая задача : помочь зайке вызвать такси, чтобы поехать в поликлинику
Ход игры:
Публикация «Картотека дидактических игр на формирование диалогической речи» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель вовлекает детей в игру, сообщая, что к вам за помощью обратилась зайка, она заболела и ей нужно вызвать такси на 10 часов утра, чтобы добраться до поликлиники.
- Поможем зайке вызвать такси?
- Да!
- Сейчас я буду звонить в такси, а ваша задача внимательно слушать, как я буду вести диалог (набирает номер, имитирует звонок) .
- Алло! Это диспетчер такси? Доброе утро. Могу я заказать такси?
- На какое время вам нужна машина?
- На 10 часов утра.
- Ваш адрес.
- Куда поедете?
- В детскую поликлинику.
- Назовите ваш телефон.
- Такси скоро будет. Перед приездом вам позвонят и назовут номер машины. До свидания.
- Спасибо. До свидания.
- Кто желает вызвать такси для зайки?
Дети по желанию имитируют звонок в такси, воспитатель помогает построить диалог, исправляет, дополняет их диалог
Звонок на работу маме (папе)
Дидактическая задача: закрепить навыки ведения культурного диалога по телефону; уточнить правила поведения в ситуации звонка на работу родителям.
Игровая задача: помочь своего товарищу
Ход игры
1. Беседа о том, в каких случаях можно звонить на работу родителям, почему без особой необходимости звонить не следует.
2 Разъяснение правил поведения в этой ситуации : «Ваши родители могут находиться не рядом с телефоном, поэтому за ними должен кто-то пойти. Нужно обязательно извиниться за беспокойство и объяснить причину, по которой вам необходимо поговорить с мамой. Если у мамы сотовый телефон, то нужно узнать, не помешает ли ваш звонок ее работе».
3. Показ разговора. Подготовленный ребенок звонит, а воспитатель исполняет роль сослуживицы.
— Алло! Добрый день. Вас беспокоит Алеша, сын Рябининой Татьяны Ивановны. Я у бабушки, а она заболела. Если вам нетрудно, позовите маму к телефону.
— Хорошо, Алеша. Ты подожди, не клади трубку, я схожу за мамой.
— Спасибо.
— Алло, Алеша, что случилось?
— Мама, бабушка заболела и просила не задерживаться сегодня.
— Что с бабушкой?
— Она простыла, и у нее болит голова.
— Хорошо, я сразу после работы заеду за тобой. А ты, Алеша, играй тише, чтобы не беспокоить бабушку. Договорились?
— Ладно. Пока, мама. Мы ждем.
— До встречи, сынок.
«Звонок в поликлинику»
Дидактическая задача: закрепить навык ведения диалога по телефону (звонок в поликлинику)
Игровая задача: помочь Буратино вызвать врача на дом по телефону
Ход игры
1. Беседа.
— К вам приходил когда-нибудь врач на дом? Кто его вызывал? Как?
— Врача вызывают, если у больного высокая температура, когда он сам не может пойти в поликлинику. Врача вызывают и к детям, и к родителям, если они тяжело болеют, и к бабушкам. Это очень грустно, когда кто-то болеет, но если вовремя вызвать врача, то можно помочь больному.
-Ребята, сегодня когда я шла в садик, на крылечке я нашла письмо от Буратино, он пишет, что Мальвина очень сильно заболела, у нее высокая температура и сильный кашель, и просить у вас помощи : «Ребята помогите вызвать врача Мальвине, а я в это время буду помогать Мальвине справляться с кашлем и температурой»
- Готовы помочь Буратино вызвать врача Мальвине?
- Да, готовы!
- Давайте поиграем в нашу игру с телефоном и научимся звонить в поликлинику.
- Кто желает вызвать врача Мальвине по телефону? (Дети предлагают свои кандидатуры)
- Кто хочет быть регистратором в поликлинике? Регистратор принимает вызовы врача на дом, обязательно уточняет, что болит у пациента, его фамилию, имя, возраст, адрес.
2. Демонстрация вызова врача.
— Алло! Добрый день. Это регистратура детской поликлиники?
— Да. Здравствуйте.
— Я бы хотела вызвать врача на дом.
— Что случилось?
— У нас заболела Мальвина. У нее очень высокая температура и сильный кашель.
— Нет ли насморка и головной боли?
— Нет, только кашель.
— Ваш адрес?
— Наш адрес ул. Ленина 56
— Врач придет во второй половине дня.
— Спасибо. До свидания.
— Всего доброго.
3. Самостоятельное разыгрывание ситуации детьми (2—3 раза). Воспитатель поощряет творчество детей в обыгрывании телефонного разговора.
Словесные игры
«Угадай, кто я»
Дидактическая задача: учить детей воспринимать сообщения и высказывать в ответ свое мнение.
Игровая задача: угадать о каком сказочном герое говорит ведущий
Ход игры
Выбирается ведущий. Его задача – представить себя в роли сказочного персонажа и назвать свои характерные черты (или черту). Остальные дети отгадывают.
Например :
— Я очень маленького роста, - сообщает ведущий игрок.
— Ты – Дюймовочка? – предполагает кто-либо из детей.
— Нет. Я не девочка, а мальчик.
— Тогда, наверное, ты Мальчик-с-пальчик.
— Нет. У меня нет братьев, а есть друзья, с которыми я живу.
— Я думаю, что ты – Жихарка.
— Правильно.
Угадавший ребенок становится ведущим.
«Да и нет»
Дидактическая задача: познакомить с вопросом как формой получения информации, знаний; активизация речевой поисковой активности.
Материал: семь-восемь предметов различного назначения — игрушки, предметы быта, овощи, одежда.
Ход игры
Предметы раскладываются на столе.
Воспитатель говорит : «Посоветуйтесь друг с другом и загадайте какой-нибудь предмет, но мне не говорите. А потом я буду задавать разные вопросы, чтобы угадать, какой предмет вы загадали, а вы можете отвечать только «да» или «нет». Все поняли?».
Детям дается время для обдумывания. Затем воспитатель начинает задавать вопросы.
- Этот предмет нужен в хозяйстве? - Его едят?
- Его надевают на тело?
- Он лежит посередине стола? Он лежит рядом с.? - Он круглый? Он коричневый? И т. п.
Нужно придерживаться определенной логики : от назначения предмета - к его расположению — к выяснению внешних признаком, лишь затем назвать отгадку.
«А теперь поменяемся ролями. Я загадаю один из предметов, а вы будете задавать вопросы».
Вариант игры.
Дети делятся на команды. У каждой — свой стол с предметами. Сначала одна команда загадывает какой-нибудь предмет, а другая отгадывает с помощью вопросов. Потом дети меняются ролями. Выигрывает та команда, которая задаст больше вопросов.
«Будь внимателен!»
Дидактическая задача: учить детей корректно реагировать на различные сообщения.
Игровая задача: поддержать радость или сочувствие воспитателя
Ход игры
Педагог говорит детям о том, что людям очень часто хочется рассказать о своих радостях или неприятностях. Вежливые, воспитанные люди на радостное сообщение отвечают : «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно», «Я горжусь вами (тобой)». На невеселое сообщение следует сказать : «Я сочувствую тебе (вам)» или «Мне очень жаль» .
— Но чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поиграем и поучимся быть внимательными. Я буду сообщать о чем-нибудь хорошем или неприятном для меня. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.
— Я еду в гости.
— Я победила в конкурсе воспитателей.
— У меня сегодня очень сильно болит голова.
— Я купила себе красивое платье.
— Я потеряла свой любимый шарфик и т. д.
Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим.
«Передай письмо»
Дидактическая задача: активизировать в речи детей различные варианты выражения просьбы.
Материал: разноцветные конверты, набор картинок.
Ход игры
В игре участвуют 5—7 детей. Они сидят на стульчиках в ряд. Воспитатель-почтальон вынимает из сумки конверт и говорит : «Письмо Саше». Названный ребенок садится на последний стул. Почтальон передает конверт по цепочке со словами : «Будь добр, передай письмо Саше» или «Ты не сможешь передать письмо Саше?» и т. п. Дети по цепочке передают письмо, повторяя сказанную воспитателем фразу. Получивший письмо благодарит. Игра продолжается. Воспитатель меняет варианты выражения просьбы.
Усложнение. В дальнейшем игра предполагает присоединение к фразе речевого этикета обращения : «Вера, я тебя очень прошу, передай письмо.» .
Можно использовать в игре и дополнительные задания.
Воспитатель. Письмо от Меховушки? Расскажи, пожалуйста, в кого она превратилась, какой она стала?
Ребенок. Меховушка превратилась в тигренка. Тигренок одет в теплую шубу, потому что зима. Он играет с ребятами в снежки.
Примечание. Во время игры необходимо следить, чтобы дети, передавая письмо, не забывали проговаривать просьбу. Примерные формулы выражения просьбы, используемые в игре :
— Если тебе нетрудно. — Будь добр.
— Ты не мог бы.? — Я тебя очень прошу,.
— Сделай доброе дело, передай.
— Передай, пожалуйста.
«Ошибка»
Дидактическая задача: развивать внимание к речевым сообщениям и умение толерантно относиться к ошибочным суждениям, доброжелательно их исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.
Ход игры
Воспитатель : «Я буду сообщать вам о чем-то. Если вы заметите ошибку в моих рассуждениях, исправьте ее и объясните, почему вы так считаете. А если вы согласны с моим утверждением, то скажите так : «Да, вы правы, И. О.» или «Я согласен с вами, И. О.» .
Примеры суждений :
— Карлсон жил в маленьком домике у леса.
— Пятница идет после среды.
— Буратино — один из жителей цветочного городка.
— Мыть руки вредно для здоровья.
— Если слушаться взрослых, то ничего интересного не будет.
— Если на деревьях есть листья, то это лето.
«Волшебный ключ»
Дидактическая задача: закрепить умение детей использовать в речи различные варианты выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, воспитатель приглашает детей мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т. п.) . Встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит : «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу : «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а воспитатель стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?» .
Примерные формулы выражения просьбы- разрешения :
— Разрешите пройти.
- Разрешите, пожалуйста.
- Позвольте пройти.
— Пропустите меня, пожалуйста.
— Вы не могли бы пропустить меня?
— Если можно, пропустите, пожалуйста.
— Извините, я могу пройти?