МААМ-картинки

Семинар специалистов ДОО «Активизация речи ребенка в младенческом и раннем возрасте»

Татьяна Власова
Семинар специалистов ДОО «Активизация речи ребенка в младенческом и раннем возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 456 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 456 г. Челябинска»)

Районный семинар специалистов ДОО

Тема: "Активизация речи ребенка

в младенческом и раннем возрасте"

Подготовили:

Учитель-логопед Власова Т. С.

Учитель-логопед Качалкина Н. А.

Челябинск 2025

1 слайдСегодня мы поговорим как важна активизация речиребенкауже в младенческом и раннем возрасте.

2 слайдДетство является периодом самого интенсивного и бурного развития в жизни человека. И речь малыша начинает развиваться с самого рождения.

Речь - это один из видов коммуникации человека. это как процесс говорения (речевую деятельность, так и его результат (речевые произведения,фиксируемые памятью или письмом).

3 слайдДля того, чтобы овладеть языком, понимать его и общаться на нём, ребенок должен:

1. Находится в так называемой «языковой среде» - иметь возможность слышать

речь окружающего;

2. Овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем слова.

4 слайд «Критическим» периодом развития речи ребенка являются

первые три года жизни.

Если в первые три года не будет уделено должного внимания развитию речи малыша, то вдальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

Развитие речи ребенка идет по двум направлениям.

1. Это развитие понимания речи;

2. Развитие «активной» собственной речи как способности говорить, т. е.

а) импрессивной речи

б) экспрессивной речи

5 слайдРассмотрим, как формируется речь ребенка от рождения до 3 лет.

Процесс формирования речи начинается задолго до того, как родители слышат первые слова у ребенка.

На первом году жизни ребенок проживает довербальный период своего речевого развития. Он учится реагировать на голос взрослого, выделять его среди множества бытовых шумов, узнавать среди разных голосов голос мамы.

В первые 2 месяца, малыш учится интонировать крики, то есть звуками обозначать, когда он доволен, а когда голоден или испытывает дискомфорт. Позднее дети начинают гулить — произносить звуки с разной интонацией в ответ на голос близких, эмоционально окрашивать их, будто разговаривая со взрослым.

Уже к 5–6 месяцам, появляется лепет. Лепет представляет собой отдельные слоги, которые могут повторяться и имитировать речь взрослых. Именно слыша лепет, родителям кажется, что в 6–7 месяцев ребенок впервые четко произнес слово «мама», хотя наверняка он просто повторял за родителями звуки, не вкладывая в них конкретный смысл.

А вот ближе к 1году ребенок вполне может произносить лепетные слова — простые по звучанию, состоящие из одинаковых или близких по звучанию слогов (ма-ма, би-би, ку-ка и т. д.). Одно и то же по звучанию слово может обозначать разные вещи в зависимости от ситуации. Тогда же появляется звукоподражание (гав-гав, ту-ту и др.).

6 слайдНа втором году жизни от ребенка можно услышать первые слова, которые он использует для общения. Они могут быть искажены по звучанию, но нести для ребенка определенный смысл. Важно, что дети используют их произвольно, то есть целенаправленно (в отличие от лепета). Слова простые — «мама», «баба», «дай», «бам» и т. д. Если слова схожи по звучанию с теми, что используют родители, они закрепляются в первую очередь.

В этот период в обиходе малыша появляются двусловные фразы: ребенок объединяет во фразы простые слова — «папа дай», «мама нет» (мамы нет дома) и т. д. Малыши манипулируют фразами во время игр, объясняют свои действия, проявляют большой интерес к речи окружающих их взрослых — прислушиваются к ней, стараются повторять. Именно на втором году жизни происходит рост активного словаря ребенка: у малышей появляется большое количество слов, которые они используют в соответствии с контекстом и ситуацией.

В 3–3,5 года дети начинают использовать грамматические конструкции: изменяют слова по числам, падежам, родам. В это же время дети начинают активно использовать речь для коммуникации со своими сверстниками.

7 слайдРекомендации логопеда родителям и педагогам по развитию речи

у детей от 0 до 1 года:

• Эмоционально общаться с ребёнком. Петь ему простые песенки, рассказывать потешки. Это способствует развитию слухового восприятия и, как следствие, понимания речи и собственной речевой активности ребёнка.

• Использовать игры-подражания. Они необходимы для развития артикуляционных навыков, слухового внимания и поддерживают развитие лепета. Например, совместные «разговоры», в которых взрослый активно и отчётливо произносит повторяющиеся слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т. д.).

• При уходе за ребёнком «оречевлять» всё происходящее. Называть части тела малыша, предметы одежды, игрушки и т. д.

• Вызывать у ребёнка потребность говорить. Для этого можно не давать сразу игрушку, которую он просит, а подождать речевой реакции («ляля, би-би»).

• Чаще рассматривать предметы и игрушки, называя их, сопровождать словами движения ребёнка.

• Когда ребёнок уже умеет сидеть, разговаривать с ним, обращая его внимание на зеркало и его отражение в нём. Наблюдая за выражением своего лица в зеркале и сравнивая его с выражением лица взрослого, малыш научается управлять своей мимикой.

Важно помнить, что занятия не принесут результата, если ребёнок голоден, ему холодно или он устал.

8 слайдРекомендациилогопеда родителям и педагогам по развитию речи

у детей от 1 до 3 лет:

• Регулярно общаться с ребёнком. Это помогает поддерживать у него состояние раскованности и внутреннего комфорта.

• Заинтересованно общаться с ребёнком. Когда взрослый внимательно слушает ребёнка и показывает интерес к нему, малыш видит эту сосредоточенность и учится слушать других людей.

• Наблюдать за артикуляцией взрослого. Это помогает ребёнку тоже развивать артикуляцию и стимулирует его произносить звуки и слова.

• Оречевлять (проговаривать) все виды деятельности. Также стоит проговаривать режимные моменты, прогулки, события жизни.

• Больше читать ребёнку. Так у него будет накапливаться пассивный словарный запас.

• Играть с ребёнком в игры на развитие слухового внимания. Например, «Чей голосок?», «Кто позвал?», «Откуда звук?», «Кто что делает?».

• Включать в общение с ребёнком артикуляционные упражнения. Они помогут подготовить артикуляционный аппарат к произношению сложных звуков.

9 слайдВажно, общаться с ребенком в тишине, поскольку ему трудно воспринимать обилие лишних звуков (телевизор, радио и т. д., а так же ребенок должен видеть лицо говорящего чтобы следить за мимикой и интонацией.

- Говорите простыми предложениями. Говорите нараспев, растягивая гласные. «Ма-а-ашенькахоро-о-ошая!»

- Используйте жесты. Например, помашите с малышом, взяв его ручку в свою, говоря «До свидания».

- Используйте речь с движениями.

Например, умываясь:

Водичка, водичка,

Умой (имя) личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

10 слайд- Вам помогут потешки, прибаутки, пальчиковые игры - детям очень нравится слушать тихую ритмичную речь. Приговорки и потешки, которыми сопровождаются игры, облегчают контакт с малышом, делают упражнения максимально эффективными, а также просто забавными и интересными.

Например, пальчиковые игры: «Сорока-белобока»

«Сорока - белобока»

Сорока - белобока кашку варила,

деток кормила.

(взрослый слегка щекочет ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)

Этому дала, (загибает безымянный пальчик)

этому дала,

(загибает средний пальчик)

этому дала,

(загибает указательный пальчик)

а этому не дала:

(шевелит большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил,

тебе каши не дадим!

(слегка щекочет ребенка)

«Тесто»

(Сжимаем кисти рук)

Тесто мы месили (Ладошки «лепят»)

Мы пирог лепили

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп

(разводим руки)

Слепим мы большой пирог!

- Обращайтесь к ребенку по имени. Чем чаще малыш будет слышать свое имя, тем быстрее он начнет реагировать и отзываться на него. Старайтесь называть каждого члена семьи. Вместо «я» говорите «мама», вместо «ты» называйте имя ребенка.

Например: «Ваня хочет кушать? Мама приготовила тебе кашу»

- Задавайте вопросы. Разговаривайте с малышом в вопросительной форме и дайте ребенку возможность ответить – делайте паузу.

- Читайте ребенку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. Например, «Курочка Ряба», «Репка».

11слайд- Смотрите иллюстрации, показывайте те картинки, которые ему называете.

12 слайд-Пойте песенки.

- В играх учите правильно называть окружающие предметы, понимать и выполнять несложные задания, приучайте его составлять фразы из нескольких слов.

13 слайд Дети, с которыми много и сознательно разговаривают, развиваются быстрее и говорят лучше.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча»Конспект занятия по экспериментированию в раннем возрасте «Лаборатория Дим Димыча» "Лаборатория Дим Димыча" Экспериментирование в раннем возрасте. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста экспериментирование,.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Фотоотчет по безопасности жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации» Безопасность жизни и здоровья детей в раннем возрасте «Опасные ситуации»Игра – ситуация «У окна» Открыто в комнате окно, Вы отойдите от.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Семинар специалистов ДОО «Активизация речи ребенка в младенческом и раннем возрасте»
Опубликовано: 23 февраля 2025 в 14:40
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар специалистов ДОО «Активизация речи ребенка в младенческом и раннем возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Власова (УИ 1434259) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД