дарья Лещенко
Календарно -тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ
Неделя Месяц Цели, задачи
Сентябрь
1-2 Обследование
3 Детский сад. Профессии в детском саду. Познакомить детей с названиями и назначениями помещений в детском саду; комнат в группе. Знать и уметь рассказать о внешнем виде здания детского сада: здание снаружи, цвет, количество этажей, подъездов. Расширить и углубить сведения о профессиях д/сада. Уметь отвечать на вопросы о труде воспитателя, помощника воспитателя, учителя – дефектолога, медицинской сестры.
Публикация «Календарно -тематическое планирование по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Календарно-тематическое планирование. КТП
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Планы
- Старшая группа
- Темочки
4 Осень. Деревья осенью. Расширить и уточнить понятия детей о растениях ближайшего окружения, познакомить с изменениями в жизни растений осенью (созревание плодов и семян, изменение окраски листьев на деревьях). Познакомить детей с названиями деревьев, учить различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Дать знания о причинах опадания листьев. Учить сравнивать хвойное дерево и лиственное.
Октябрь
1 Дары осени. Овощи. Огород. Расширить представления детей об овощах (цвет, форма, вкус, запах). Ввести в словарь сущ-ные – названия овощей, обобщающее понятие «овощи». Углубить обобщенные представления об овощах, о сборе урожая, о труде овощеводах, о заготовке овощей на зиму, о значении свежих овощей для здоровья людей. Учить различать овощи по вкусу, на ощупь.
2 Дары осени. Фрукты. Углубить и расширить представления детей о фруктах : названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости (мягкости); рассказать о некоторых способах употребления фруктов в пищу, о труде садоводов в садах. Учить узнавать фрукты по вкусу, по запаху, на ощупь, по описанию.
3 Дары леса. Грибы. Расширять знания детей об изменениях в природе осенью, о грибах; рассказать об основах безопасности при сборе грибов; учить различать съедобные и несъедобные грибы; познакомить детей с внешними признаками съедобных грибов.
4 Дары леса. Ягоды. Систематизировать знания детей об осени. Расширять знания детей об изменениях в природе осенью, о ягодах, об основах безопасности. Учить различать съедобные и несъедобные ягоды; знать внешние признаки.
5 Родная страна. Символы страны. День народного единства. Формировать первичные ценностные представления о России как многонациональной, но единой стране. Воспитывать уважение к людям разных национальностей. Расширить и систематизировать знания детей о родной стране, о государственной символике; вызвать интерес к истории своей страны.
Ноябрь
1 Домашние животные Дать детям знания о домашних животных и их детенышах (внешний вид, повадки, пища, польза, приносимая людям). Ввести обобщающее слово в активный словарь детей. Забота человека о домашних животных. Детеныши домашних животных. Узнавать их контурные изображения.
2 Дикие животные. Подготовка к зиме. Углубить и расширить представления детей о местах обитания диких животных, о внешнем виде, повадках, жилище, пище. Ввести в активный словарь обобщающее слово: «дикие животные». Узнавание и называние животных и их детенышей.
3 Перелетные и зимующие птицы. Расширить представления детей о перелетных птицах. Формировать понятие «перелетные и зимующие птицы». Учить устанавливать связь между исчезновением корма и отлетом птиц. Отличительные признаки: окраска перьев, характерные повадки. Значение птиц в жизни человека. Многозначность слов : крыло – хвост.
Воспитывать сострадание и сопереживание за птиц, желание помогать им.
4 Одежда. Обувь. Головные уборы.
Закрепить в речи детей сущ-ные с обобщающими значениями: «одежда», «обувь», «головные уборы». Познакомить детей с материалами, из которых они сделаны. Расширить представления об одежде, обуви, головных уборах (название; ее детали; материал, из которого сшита одежда; назначение одежды в зависимости от времени года). Формировать умение ухода за предметами одежды, обуви и головными уборами. Познакомить с профессиями – швея, портниха, закройщица, модельер.
Декабрь
1 Зимушка – зима. Приметы зимы. Сезонные изменения в неживой природе. Расширить представления детей о зиме. Учить сравнивать осень и зиму: дальнейшее сокращение продолжительности дня, морозы, снегопады, замерзание водоемов. Устанавливать и описывать простейшие причинно – следственные связи. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы.
2 Зимние виды спорта. Расширять представления детей о зимних видах спорта, о безопасном поведении людей зимой. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни. Формировать положительную самооценку.
3 Новый год. Расширить представления детей о новогоднем празднике. Дать представление о том, как встречают Новый год в разных странах. Уточнить представление детей о строении ели, учить сравнивать живую и игрушечную ель. Отличительные признаки 2-3- елочных игрушек: цвет, форма, величина, материал изготовления, назначение.
4 Каникулы. Зимние забавы. Продолжать знакомить детей с народной культурой и традициями, с устным народным творчеством, народными промыслами, народными игрушками. Расширять представления о зимних забавах, о безопасном поведении людей зимой. Воспитывать стремление вести здоровый образ жизни.
Январь
2-3 Мебель. Квартира. Уточнить и расширить знания детей об основных видах мебели. Закрепить в речи детей сущ-ное с обобщающим значением: «мебель». Расширить представления детей о назначении мебели, о частях, из которых состоят предметы мебели; о материалах, из которых сделана мебель. Учить сравнивать мебель. Воспитывать бережное отношение к мебели и правильный уход за ней. Познакомить с профессиями : столяр, плотник.
4 Посуда Уточнить и расширить знания детей о названиях и назначении посуды (чайная, столовая, кухонная); существенных признаках; материале, из которого она сделана. Учить сравнивать и группировать предметы посуды. Познакомить с производными словами (сахар – сахарница).
5 Инструменты и материалы. Электроприборы. Пожарная безопасность. Познакомить детей с инструментами и материалами, из которых сделаны окружающие их предметы. Определить область их применения. Познакомить с бытовой техникой (электроприборами) дома. Познакомить детей с основами пожарной безопасности.
Февраль
1 Комнатные растения. Расширять представления детей о комнатных растениях, формировать элементарные знания о зависимостях в мире природы. Развивать умение видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность и разнообразие их строения, на приспособленность к определенным условиям среды. Познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
2 Профессии. Расширять представления детей о профессиях. Активизировать словарь детей по данной теме. Определить необходимые инструменты и материалы для конкретной профессии.
3 День защитника Отечества.
Расширить представления о Российской армии, о трудной, но почётной обязанности защищать Родину. Знакомить с разными родами войск, боевой техникой). Познакомить с военными профессиями (летчик, танкист, ракетчик, пограничник). Расширить гендерные представления (формировать у мальчиков стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины; воспитывать в девочках уважение к мальчикам как будущим защитникам Родины). Беседа о тех, кто защищает Родину. Четвероногие друзья пограничников.
4 Весна. Приметы весны. Сезонные изменения в неживой природе. Познакомить детей с типичными весенними явлениями в неживой природе. Дать представление о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных. Сезонные изменения в неживой природе.
Март
1 Международный женский день. Моя семья, мой дом, семейные традиции. Организовать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Познакомить с родственными связями. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления. Привлекать детей к изготовлению подарков маме, бабушке, воспитателям. Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям, потребность радовать близких добрыми делами.
2 Подводный мир. Познакомить детей с названиями рыб и жителями подводного мира и, их строением. Дать детям представления о различных видах рыб, их образе жизни, повадках, размножении. Научить узнавать рыбку по характерным признакам.
3 Животные севера. Дать детям знания о животных Севера и их детенышах (внешний вид, повадки, образ жизни, пища). Ввести обобщающее слово в активный словарь детей. Детеныши животных Севера.
4 Животные жарких стран. Углубить и расширить представления детей о местах обитания животных жарких стран, о внешнем виде, повадках, жилище, пище. Узнавать и называть их. Ввести в активный словарь обобщающее слово: «животные жарких стран».
5 Труд людей весной. Хлеб. Зерновые. Систематизировать знания детей о труде людей весной. Познакомить с названиями зерновых культур. Познакомить детей с производством хлеба и хлебобулочных изделий.
Апрель
1 День космонавтики. Этот загадочный космос. Расширить представления детей о планете Земля, космосе, вселенной. Знакомить с первооткрывателями космического пространства. Воспитывать уважение к людям отважной профессии, гордость за свою страну. Ввести в активный словарь детей понятия : космос, луна, космонавт, Земля, звезда, планета, ракета, луноход.
2 Транспорт. Познакомить детей с транспортом; дать представление о грузовом и пассажирском транспорте; о видах транспорта; о профессиях людей, работающих на транспорте. Ввести в активный словарь детей обобщающие слово : «транспорт». Правила поведения на транспорте. Правила поведения детей на улице, правила перехода улицы.
3 Страна здоровья (части тела, гигиена) Дать детям знания о человеческом теле, о назначении (функции) отдельных его частей и органов, уметь показать и назвать их. Познакомить детей с правилами гигиены и систематизировать знания о правильном питании. Учить сравнивать: кукла – девочка. Подвести к пониманию: «живой» – «неживой». Воспитывать у детей понимания ценности здоровья, потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни.
4 Родной край. Традиции и обычаи нашего народа. Расширить и систематизировать знания детей о родном поселке, стране; вызвать интерес к истории своего края.
Май
1 День Победы Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Знакомить с памятниками героям ВОВ, с рассказами и стихами детских писателей, поэтов о войне и ее героях.
2 Насекомые Познакомить детей с насекомыми (бабочка, жук, комар, пчела, кузнечик, особенностями их внешнего строения, месте обитания, способах передвижения, питания, о вредных и полезных насекомых.
3 Цветы Познакомить детей с цветами и первоцветами, их строением.
Закреплять обобщённые представления о весне как времени года. Развивать умение устанавливать простейшие связи между живой и неживой природой, вести сезонные наблюдения. Воспитывать бережное отношение к природе, умение замечать красоту весенней природы.
4 Школа. Школьные принадлежности Расширить и систематизировать знания детей о школе и школьных принадлежностях. Вызвать интерес к школьному обучению. Воспитывать бережное отношение к книгам и тетрадям. Познакомить с правилами правильной осанки.