Наталья Молчанова
Консультация «Какие показатели социального развития дошкольника может использовать воспитатель»
▼ Скачать + Заказать документы
На какие же показатели следует ориентироваться воспитателю, чтобы правильно оценить социальное развитие ребё нка-дошкольника? Очевидно, что для разных возрастных групп эти показатели будут разными.
В три-четыре года дошкольники охотно взаимодействуют со взрослыми, успешно действуют под руководством взрослого или вместе с ними, пользуясь его помощью, благодарят за оказанную помощь, внимание Могут выразить просьбу словами. Обращаясь к другому человеку, называют его по имени или по имени и отчеству. Могут занимать себя сами. Контактируя со сверстниками, хорошо себя чувствуют как в большой, так и в малой группе детей. Наблюдаются попытки действовать не по первому побуждению. Могут слушать партнёра, наблюдать за его действиями и высказывать ему знаки доброжелательного внимания, разговаривать друг с другом в приветливой форме. Соблюдают элементарные правила поведения: : ведут себя спокойно, не кричат, не мешают окружающим. У детей начинают формироваться понятия о добре и зле, о том, «что такое хорошо и что такое плохо», т. е. они могут определить, какие действия являются плохими, а какие хорошими. Формируется представление о семье, её структуре, распорядке, значимых для семьи событиях.
Публикация «Консультация „Какие показатели социального развития дошкольника может использовать воспитатель“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
У более старших дошкольников (4 –6 лет) закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения, не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. Они охотно выполняют просьбы поручения взрослых. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекая внимания, разговаривают негромко.
Старшие дошкольники могут действовать самостоятельно. Выбрать себе занятие сами или под руководством взрослого. Налаживается общение с незнакомыми ровесниками, младшими и старшими детьми. У детей этого возраста начинают формироваться гуманистические тенденции в поведении, симпатия к себе подобным. Дошкольники могут участвовать в делах, инициированных другими детьми, позаботиться о себе и своём имуществе. Реализовать чужие идеи и следовать примеру. Дети начинают сочувствовать и помогать друг другу, могут выразить чувства словами. У них развивается способность к не силовому разрешению конфликтов, они могут контролировать свои импульсы. Дошкольники выполняют правила поведения в группе в отсутствии воспитателя. Устанавливается социальный статус ребёнка в группе (лидер, предпочитаемый, изолированный). Дети знают режим и расписание жизни детского сада. В режимные моменты выполняют просьбы и требования воспитателя, соблюдают очередь. Старшие дошкольники знают структуру своей семьи, домашний распорядок, свои праздники и т. д. знают также структуры других семей, их распорядок. Имеют представление о жизни в обществе за пределами своей семьи и детского сада. Имеют обширный словарный запас и говорят правильно.
Используя перечисленные выше показатели, можно в условиях детского сада оценить, каким образом происходит социальное развитие ребё нка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых наблюдаются трудности, и, наоборот, определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребёнка в процессе его жизни в детском саду. Чтобы этот процесс не занимал много времени и был удобен воспитателю, можно использовать схемы фиксации, которые отражают результаты наблюдения за ребёнком или группой детей в режимные моменты, в процессе организованной деятельности (учебной, спортивной, развлекательной) и свободной игры. Во всех перечисленных ситуациях имеет место как индивидуальная деятельность, так и взаимодействие с окружающими, взрослыми и сверстниками. Выделение этих моментов определяется тем, что они соответствуют распорядку дня детского сада и не предполагают создания каких-то специальных экспериментальных ситуаций.
Для педагогической оценки социального развития ребё нка-дошкольника мы предлагаем воспитателям составить следующую схему фиксации своих наблюдений.
Обобщённая схема наблюдений и оценки
социального развития ребёнка в группе детского сада.
Показатель социализации Деятельность
в режимные
моменты Организованная
деятельность Свободная
игра
Р-р Р-в Р-с Р-в Р-с Р-в Р-с
Идёт на контакт
Откликается на просьбы и замечания
Действует сообща
Принимает помощь
Устанавливает дружеские отношения
Действует под руководством
Действует самостоятельно
Проявляет инициативу
Контролирует своё поведение
Конфликтует
Улаживает разногласия
Признаёт правила
Сочувствует
Подчиняет свои интересы интересам других
Соблюдает очередь
Примечания: Р-р – взаимодействие ребёнок – родитель
Р-в – взаимодействие ребёнок – воспитатель
Р-с – взаимодействие ребёнок – сверстник.
По результатам наблюдений за поведением ребёнка в течение определённого времени рекомендуется составить обобщённый профиль социального развития каждого дошкольника группы. Для этого в приведённой ниже таблице необходимо точкой отметить то место на шкале, которое, с вашей точки зрения, наиболее соответствует утверждению, характеризующему поведение ребёнка.
Индивидуальный профиль социального развития ребёнка.
Фамилия, имя:
Возраст:
утверждение +2 +1 0 -1 -2 утверждение
Легко идёт на контакт со взрослыми Избегает контакта со взрослыми
Откликается на просьбы взрослых Не реагирует на просьбы взрослых
С удовольствием действует со взрослыми сообща Не любит действовать со взрослыми сообща
Успешно действует под руководством взрослого Не умеет действовать под руководством взрослого
Легко принимает помощь взрослого Не принимает помощь взрослого
Часто взаимодействует со сверстниками Избегает взаимодействия со сверстниками
Легко устанавливает дружеские отношения со сверстниками С трудом устанавливает дружеские отношения со сверстниками
Успешно участвует в коллективной игре Не участвует в коллективной игре
Проявляет качества лидера Предпочитает подчиняться другим
Хорошо себя чувствует в большой группе детей Не любит большие группы детей
Спокойно наблюдает за действиями других детей Прерывает, мешает действиям других детей
Умеет занимать других детей Не умеет занимать других
Успешно участвует в делах и играх, предложенных детьми Не участвует в играх, предложенных другими детьми
Успешно разрешает конфликты со сверстниками Затрудняется разрешать конфликты со сверстниками
Хорошо действует самостоятельно Не может действовать самостоятельно
Может занять себя сам Не может занять себя сам
Умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение Не умеет сдерживать себя, контролировать своё поведение
Способен жертвовать своими интересами ради других Ориентирован только на свои интересы
Не причиняет вреда растениям, животным, игрушкам Часто причиняет вред растениям, животным, игрушкам
Хорошо знает распорядок дня в детском саду Не знает и не выполняет распорядок дня в детском саду
Признаёт правила, предложенные взрослыми Не признаёт правил, предложенных взрослыми
Признаёт правила, предложенные другими детьми Не признаёт правил, предложенных другими
После заполнения таблицы отмеченные точки соединяют линиями. В результате воспитатели могут наглядно представить, в сторону каких (положительных или отрицательных) оценок сдвинут профиль. Вопросы-утверждения в анкете характеризуют развитие социальной сферы при взаимодействии со взрослым, сверстником, а также усвоение норм и требований ближайшего окружения. Полученный профиль покажет, в какой области социализация ребёнка осуществляется успешно, а в какой возникли затруднения.
Для получения более адекватных оценок целесообразно предложить родителям заполнить эту анкету, профиль, полученный в анкете родителей, может существенно отличаться от того, который получили вы.
Однако усвоение детьми социального опыта не исчерпывается знанием норм и требований, присущих ближайшему окружению. Сфера культурных и социальных традиций большого мира также осваивается ребёнком-дошкольником в процессе его взаимодействия с другими людьми. Предлагаемая ниже анкета позволит воспитателям выяснить, насколько продвинулся ребёнок в освоении социума. Заполнив её в начале и конце года, воспитатель сможет проследить динамику развития ребёнка в этой области.
Усвоение социальной информации ребёнком – дошкольником.
Фамилия, имя:
Возраст:
Начало
года Конец
года Содержание информации
Знание структуры, традиций, праздников своей семьи, домашнего обихода и т. д.
Знание структуры других семей, их распорядка, праздников и т. д.
Знание о жизни (местах и людях) за пределами детского сада
Знание общества за пределами дома и детского сада
Знание детской литературы, ТВ-передач
Обширный словарный запас
Знание правильной речи
Способность использовать полученную информацию на свой лад
Знание видов трудовой деятельности взрослых
Примечание: Н – не обнаруживает, О – обнаруживает, Ч – часто обнаруживает.
Значительное место в социальном развитии ребё нка-дошкольника занимает усвоение им этических норм и требований, формирование гуманного отношения к природе и окружающим людям. Для оценки уровня развития морально- нравственной сферы детей можно порекомендовать воспитателям метод беседы. Описанный ниже метод предлагается в психологических работах для изучения личностных ожиданий ребёнка от общения со взрослыми, однако, на наш взгляд, несколько изменённый, он может использоваться и для педагогической оценки развития морально-нравственной сферы ребёнка. Воспитатель подбирает несколько ситуаций, в которых описаны положительные и отрицательные поступки детей. Например, случай хорошего поведения ребёнка. «Как-то раз после дневного сна дети быстро одевались и выходили из спальни. Одна девочка увидела новенького малыша, который никак не мог надеть свой носочек. Она подошла и помогла ему». Прочитав рассказ, педагог просит ребё нка ответить на следующие вопросы: «Могла ли твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Похвали ли бы они тебя? За что? Как ты думаешь, как поступил бы в этом случае твой лучший друг? А ты?»
Другой случай. «Один мальчик сказал Ване: «У тебя такой грузовичок! Дай его поиграть». «На, возьми», сказал Ваня. Мальчик поиграл и спрятал грузовичок в свой шкафчик. Когда Ваня попросил игрушку обратно, мальчик сказал, что не знает, куда она делась». После того, как ребёнок выслушает рассказ, ему задают вопросы: «Могла бы твоя мама подумать, что это сделал (а) ты? А папа? Как бы они отнеслись, если бы это сделал (а) ты? Почему? Как ты думаешь, как бы поступил в этом случае твой лучший друг? А ты?» после беседы воспитатели анализируют : насколько правильно дошкольник идентифицирует поведение другого ребёнка в разных ситуациях; каковы его представления о том, что близкие взрослые считают хорошим, а что плохим; чего следует ожидать от взрослых в том или ином случае – одобрения, порицания и т. д. ; какое поведение в приведённых ситуациях ожидается от сверстника, действия которого он проецирует на себя и на достоинства которого ему хотелось бы ориентироваться; его собственное предполагаемое поведение; насколько совпадают его собственные оценки с предполагаемыми оценками взрослым.