ЛЮДМИЛА ГРАНКО
Как пополнять словарный запас у детей 6–7 лет?
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему ребёнку шесть лет, впереди последний предшкольный год. Слово «школа» почти у каждого из нас ассоциируется с первым школьным звонком, любимой учительницей, с шумными переменами, контрольными, диктантами. И каждому родителю хочется, чтобы к этой новой, порой трудной и ответственной жизни их ребёнок был готов не хуже других. Боясь что-то не додать в плане интеллектуального развития своему будущему первокласснику, мамы и папы торопятся записать на различные курсы, дополнительные занятия, считая основой дальнейшего успешного обучения в школе умения читать и писать. Но редко кто задумывается, как важно развивать речь, как важен активный богатый словарь! Попросите ребёнка рассказать об увиденном или поделиться своими впечатлениями, и зачастую мы можем заметить, что ребёнок с трудом подбирает нужные слова, использует в речи слова - паразиты. Очень важна роль словарного запаса и при овладении в будущем грамотным письмом, так как для применения многих грамматических правил необходимо уметь быстро, а главное – правильно подобрать проверочное слово. А это возможно лишь при достаточном словаре, правильном понимании значения каждого слова и его смыслового родства с другими.
Публикация «Как пополнять словарный запас у детей 6–7 лет?» размещена в разделах
Словарный запас в основном формируется в семье и складывается к 6-7 годам. Дальше ребёнок будет «добирать» слова за счёт прочитанных произведений, услышанных или усвоенных на занятиях, при обучении рассказыванию, во время словесных игр. Многие игры чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут родительского времени.
Предложите малышу игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря.
По дороге домой. Взрослый предлагает ребёнку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая, какие они: «Это девятиэтажный серый дом. У него много окон и два подъезда. Вот рыжая пушистая кошка».
Что загадал? Взрослый перечисляет признаки, свойства предмета, возможные действия с ним: «Круглый оранжевый фрукт, из него можно сделать сок».
Загадай - мы отгадаем. Составление ребёнком загадок-описаний.
Большое значение в обогащении детского словаря является работа по словообразованию. Ребёнок начинает понимать, как образуются новые слова : название детёнышей животных, некоторых слов (почему цветок-подснежник).
Выполнение заданий на подбор антонимов и синонимов требуют достаточного объёма словаря. Необходимо учить детей различать и подбирать слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).
Скажи наоборот. Взрослый называет слово, а ребё нок противоположное ему по значению : толстый-тонкий, сильный - слабый и т. д.
Продолжи цепочку. Взрослый называет одно-два слова, а ребёнок должен подобрать как можно больше близких по значению слов : еда-пища-корм-продукты.
Дети дошкольного возраста учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их значение (упражнения «Почему так называется», «Скажи по другому».)
Уважаемые родители! Занимаясь с ребёнком, вы не только расширяете представления об окружающем мире, не только развиваете его память, мышление, воображение, но и формируете доверительные, тёплые отношения.