Анна Цареградская
Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
СОДЕРЖАНИЕ:
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3. Описание структуры программы
1.4. Модель программы воспитания и социализации
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Публикация «Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2.1. Взаимодействие с социальными институтами
2.2. Мероприятия, направленные на реализацию программы
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Кадровое обеспечение
3.2. Методическое обеспечение программы
3.3. Материально-технические ресурсы
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название Программы : Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, воспитывающихся в условиях детского дома.
Нормативно-правовое обеспечение:
-Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
-Федеральный государственный образовательный для детей с ОВЗ.
Цель: Создание условий для развития и воспитания гармонично развитой личности в условиях детского дома, умеющей благополучно адаптироваться к самостоятельной жизни (к социуму).
Задачи: - повышать уровень учебной мотивации;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;
- формирование навыков и умений потребительской культуры;
- формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, образ активного, здорового человека;
- формирование ценностных отношений к окружающему миру, через знакомство и познание его;
- воспитание положительного и уважительного отношения к истории своей семьи, своего города, своей страны;
- формировать у ребенка ценностно-смысловую жизненную позицию к социуму.
Разделы программы :
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
Формы работы: Индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Участники программы : Воспитанники детского дома (с 6 лет до 18лет)
Администрация и педагоги детского дома
Социальные партнеры
Предполагаемый результат:
- Эффективность системной работы можно отследить с помощью педагогического мониторинга, и системы создания детского личного портфолио, в состав которого входят три блока.
Система контроля
- Административный и педагогический мониторинг
-Анализ результатов деятельности по реализации программы ( использование диагностических средств: педнаблюдение, тестирование, анализ и самоанализ).
1.1. Пояснительная записка
Воспитательный процесс детского дома значительно отличается от воспитательного процесса в других образовательных учреждениях. И все мы знаем, что дети, которые поступают к нам, имеют множество различных проблем (проблем здоровья, поведения, и т. д.).
По мнению большинства психологов и педагогов, каждый ребенок имеет свой социальный опыт, проходит свою социализацию, свое познание мира, той окружающей действительности, в которой он и живет.
Любой ребенок поступающий в детский дом имеет асоциальный опыт – опыт того окружения, где он раньше жил. Это семья ребенка, его окружение, в которой не было ценности учения, труда, здоровья. Ребенок жил в семье, в которой можно было просто гулять, бродить по улицам, ни чего не делать; жил в той семье, где все это было нормой.
И вот ребенок приходит в детский дом, и тут начинается ломка старых стереотипов и правил и быстро (я хотела бы подчеркнуть слово «быстрое») навязывание новых правильных социальных правил и норм, стереотипов, к которым ребенок не готов, он не понимает, почему надо делать, так как говорит и показывает педагог, а не так как делает это он, как делала его семья, его окружение. Он не понимает для чего ходить в школу; учить уроки; для чего соблюдать режим дня и для чего надо выполнять те или иные правила поведения в социуме.
Что делать педагогу в данной ситуации? Как построить свою воспитательную систему так, чтобы научить ребенка учиться, трудиться, как привить ему основные базовые ценности:
• Социальная солидарность.
• Гражданственность.
• Семья.
• Труд и творчество.
• Наука.
• Традиционные российские религии.
• Искусство и литература.
• Природа.
• Человечество.
• Патриотизм.
Исходя из этого главной и важной задачей рабочей программы для детского дома – это подготовка детей к самостоятельной жизни в условиях детского дома, подготовить ребенка к благополучному и самостоятельному вхождению в социум.
Данная программа разработана на основе нормативно-правовой базы:
Постановлении Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей", Федеральном законе от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (ред. от 14.07.2008,Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Федеральный государственный образовательный для детей с ОВЗ.
Содержание программы учитывает специфику работы учреждения в соответствии с его Уставом. Учреждение в воспитании и образовании детей обеспечивает комплексный подход, включающий оказание педагогической, психологической, медицинской и социальной помощи детям и подросткам, а также субъектам образовательного процесса: выпускникам, педагогическим кадрам, приемным родителям, опекунам.
Данная дополнительная образовательная программа учреждения следует государственным гарантиям, определенным Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» :
Программа основана :
- на аксиологическом подходе (воспитание - представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему);
- на системно-деятельностном подходе (принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с воспитателями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами);
- на личностно-ориентированном подходе;
- на развивающем подходе.
В основу программы положена отечественная теория деятельности: только через деятельность субъекта, в процессе деятельности субъект развивается.
Основными формами деятельности являются:
познание;
общение;
труд.
Основными видами (уровнями) деятельности являются:
игра;
учение;
труд.
Внутренняя деятельность формируется из внешней деятельности. Деятельность имеет внешнюю (безынициативная позиция) и внутреннюю (активная позиция) мотивацию. Отсюда следует, что главной задачей в воспитание детей детского дома является то, что «внешнюю деятельность нужно перевести во внутреннюю деятельность». Ребенок должен пройти в своем развитии основные формы деятельности, развитие ребенка - через основные виды деятельности.
Таким образом, данные подходы в рамках программы определяют концептуальную основу воспитательного процесса детского дома. В рамках этих подходов были сформулированы основные положения, в совокупности позволяющие разработать научно-обоснованную модель программы воспитания и социализации в системе детского дома.
1.2. Цели и задачи программы
Цель: Создание условий для воспитания и социализации гармонично развитой личности в условиях детского дома, умеющей благополучно адаптироваться к самостоятельной жизни (к социуму).
Задачи:
повышать уровень учебной мотивации;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду;
формирование навыков и умений потребительской культуры;
формирование у ребенка ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни, образ активного, здорового человека;
формирование ценностных отношений к окружающему миру, через знакомство и познание его;
воспитание положительного и уважительного отношения к истории своей семьи, своего города, своей страны;
формировать у ребенка ценностно-смысловую жизненную позицию к социуму.
1.3. Описание структуры программы
В соответствии с целью и задачами составлена программа воспитания и социализации детей разновозрастной группы.
Программа разработана на все возрастные этапы, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшим подростковым возрастом; по принципу от простого к сложному, основанная на ведущей деятельности каждого возрастного периода (дошкольный возраст – игровая деятельность, все занятия строятся на основе игры; младший школьный возраст – учебная деятельность, развиваем познавательную активность; средний школьный возраст – общение со сверстниками, развиваем и воспитываем через группу сверстников; старший школьный возраст – самоопределение).
Программа реализуется через различные формы практических занятий (игры, тренинги, экскурсии, прогулки, занятия, и т. д.)
Программа состоит из трех взаимосвязанных блоков, соблюдающих системность и целостность развития и воспитания :
Первый блок «Это Я», который включает в себя личностное развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Этот блок содержит упражнения на развитие самопознания и управление саморазвитием.
Главная задача данного раздела – помочь школьнику осознать образ своего «Я», сформировать представление о своей личности и идентичности, научит ребенка оценивать свои возможности и способности.
В данный блок включены различные формы и методы (тесты, практические задания, тренировочные упражнения, ситуации пробы - нацеленные на раскрытие у ребенка внутренних возможностей способностей и развитие позитивных личностных качеств).
Второй блок «Мой дом» включает в себя хозяйтсвенно-бытовое воспитание для того чтобы научить воспитанника детского дома элементарным навыкам ведения домашнего хозяйства.
В этот блок включены три раздела:
1. Уклад учреждения (в него входят - режим дня, кулинария, домоводство, санитарно-гигиенические навыки, дизайн комнат);
2. Календарные события учреждения (подготовка и празднование праздничных дней);
3. События личной жизни воспитанников (прием гостей; празднование дней рождений; встреча сродственниками; планирование своего дня, месяца и т. д.,
Повседневные события образуют уклад жизнедеятельности учреждения, календарные события учреждения, события личной жизни воспитанников. Гибкое планирование распорядка дня значительно расширяет свободу поведения, самостоятельность выбора воспитанниками разнообразной совместной и индивидуальной деятельности, в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, интересами, способностями.
В данном блоке используются практические занятия, а также различные конкурсы, акции и многое другое.
Третий блок «Я и окружающий мир» построен на развитие познавательной активности воспитанника детского дома. Этот блок направлен на знакомство и формирование у детей положительного отношения к социуму.
В данный блок входит 5 наиболее важных и взаимосвязанных друг с другом направлений: потребительская культура, этнокультура, культура здоровья; профессиональное самоопределение; личная безопасность ребенка; а также художественная литература.
С помощью этого блока ребенок научится планировать свою деятельность. В этом блоке все формы педагогической работы (занятия, экскурсии, исследовательская деятельность, написание и реализация проектов, участие в конкурсах, акциях и т. д., что способствует всестороннему позитивному развитию ребенка.
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
Эффективность системной работы можно отследить с помощью мониторинга, и системы создания детского личного портфолио, в состав которого входят три блока