Наталья Черникова
Консультация для родителей «Как расширить словарный запас ребёнка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшими компонентами развития навыков речи являются понимание смысла слов и запоминание их. Надо стремиться пополнять словарный запас ребёнка для успешного выражения своих мыслей.
Расширять словарный запас ребёнка можно благодаря чтению художественной литературы.
В процессе чтения есть возможность познакомить с новыми словами в контексте персонажей и их истории. Лучше всего не просто читать произведение, а обсуждать прочитанное, задавать вопросы по тексту, беседовать о героях, их поведении, развитии сюжета, способствовать желанию делиться впечатлениями.
Публикация «Консультация для родителей „Как расширить словарный запас ребёнка?“» размещена в разделах
Также для расширения словарного запаса необходимо как можно больше и чаще разговаривать с ребёнком. Если вы готовите на кухне, а ребёнок с вами рядом, можно уточнить у него, какие овощи и фрукты лежат на столе, какие продукты потребуются для приготовления обеда. Говорить вслух, что вы готовите, описывать свои действия.
Во время сбора на прогулку, в детский сад можно называть вслух свою одежду и одежду ребёнка, уточнять какого она цвета, материал, из которого сшита, части одежды, назначение. Ребёнок в это время будет внимательно слушать, запоминать слова, их значение. Поощряйте, если ребёнок начинает использовать новые слова в своей речи.
Старайтесь разговаривать с ребёнком, как со взрослым человеком. Называйте предметы правильно, исправляйте ребёнка, если он называет машину бибикой, а конфетку мнакой и т. д. Называйте вместе с ребёнком окружающие предметы, которые вы видите во время прогулки, части тела, уточняйте, для чего они служат, чтобы пополнить словарный запас, запомнить значение слов.
Рассказывайте различные истории, беседуйте о космосе, о жизни диких животных и т. д. Развивайте познавательную активность, желание узнать что-то новое.
Для описания предметов используйте в речи прилагательные, которые обозначают не только размер и цвет, а, например, материал, из которого изготовлены. Побуждайте ребёнка повторять эти прилагательные.
Новые слова старайтесь представить ребёнку в знакомом ему контексте. Можно использовать в речи синонимы, антонимы и омонимы. Можно предложить ребёнку поиграть в игру «Скажи наоборот», когда ребёнок подбирает антонимы : день-ночь, добрый - злой, стоит-сидит, в игру «Подбери слово», когда ребёнок подбирает, например, глаголы - синонимы: мальчик бежит, спешит, несётся, а также в игру «Опиши предмет», когда ребёнок самостоятельно или с помощью взрослого описывает предмет, используя прилагательные, глаголы и т. д.
Беседуйте с ребёнком о том, как он, например, провёл свой день. Пусть ребёнок поделится впечатлениями. Не останавливайте его, не прерывайте с помощью вопросов, дайте возможность выговориться. Если ребёнок плохо произносит какое-либо слово, можно попросить повторить его.
Как только ребёнок научится читать, поощряйте его желание читать вслух. У детей во время чтения расширяется словарный запас и кругозор. Посоветуйте во время чтения записывать непонятные слова на листок, чтобы потом посмотреть значение слова в словаре или поинтересоваться о его смысле у взрослых.
Желаем успехов в развитии вашего ребёнка!