Татьяна Мазина
Консультация «Как помочь ребенку с нарушением зрения преодолеть трудности при обучении чтению»
▼ Скачать + Заказать документы
Чтение – сложный навык, состоит из узнавания и воспроизведения звуков речи, обозначенных буквами.
У детей с нарушением зрения часто наблюдается оптическая дислексия,которая проявляется в трудностях узнавания, различения и смешения сходных графических букв, что связано с недоразвитием гнозиса, анализа, синтеза, пространственных представлений. Что же делать?
Публикация «Консультация „Как помочь ребенку с нарушением зрения преодолеть трудности при обучении чтению“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Необходимо развивать зрительное восприятие цвета, формы, величины, объема, пространственного расположения предметов, увеличивать объем зрительной памяти, анализировать строение, части и целое предметов окружающей жизни в быту, в природе, на улице.
Рассматривать с детьми буквы русского алфавита в различном изображении – заглавные, маленькие, разной величины, из разных материалов (бумажные, из дерева, из пластмассы, из картона. из металла и т. д
В процесс рассматривания и обследования букв необходимо включать различные анализаторы – зрительный, тактильный, осязательный с целью более полного запоминания каждой буквы алфавита.
Необходимо учить детей находить заданную букву в ряду, в столбике, в строчке. Привлекать самого ребенка выкладывать буквенный ряд под диктовку взрослого. Предлагать ребенку прочитать ряд букв. Четко произнося все звуки. По сути ребенок перекодирует букву в звук и наоборот звук в букву. Важно учить детей правильно называть буквы –БЭ-звук Б
ВЭ-звук – В – ША-звук- -Ш- ЗЭ- звук – З – ЭЛ- звук-Л- ЭР- звук-Р ЭС-С
Развивая мелкую моторику, следует учить обводить буквы по контуру, заштрихуй, дорисуй,сложи и составь буквы из палочек, из веревочек,. из ниточек, слепи из пластилина и т. д.
Упражнение «Подари буквы, обозначающие гласные одной кукле и спой песенки на гласные. Другой кукле подари буквы, обозначающие согласные – непоющие.
Учить детей играть в домино, в лото, замечать, чего не стало, что изменилось, где стояла буква, между какими буквами стояла заданная буква и т. д. Учить выполнять инструкции : положи букву слева, справа, посередине стола, под книгу, в книгу. Напиши буквы в строчку, в столбик, гласные красным цветом, согласные синим цветом, мягкие – Ч Щ- зеленым.
Упражнения: Срисуй большие и малые буквы. Сделай другие буквы из букв :
Из А-Л Д, из – К- Ж, из З -В-, из Г- Б- учить моделировать, играть с буквами. Учить соотносить буквы с образами : З-змея, Ж –жук, Ш –гребень
Учить детей сливать гласные и согласные в слоги, слова. Читать медленно, плавно, напевно. Читая слоги- следить указкой или пальчиком, переводя его от буквы к букве, четко проговаривая звуки.
Не следует начинать обучение чтению пока ребенок не научился правильно произносить все звуки родного языка.
Заниматься обучением чтению нужно постепенно, систематически не более 15-20- минут в день. Заставлять насильно читать нельзя! Необходимо заинтересовывать, мотивировать ребенка на чтение. Обязательно поощрять за каждый даже маленький успех. В занятия и игры с буквами вносить сюрпризные моменты: загадки, потешки, поговорки, картинки. иллюстрации
О каждой букве нужно заучивать стишки-четверостишия.
Например : Букву – ЭР – писать несложно!
Справа к палке осторожно подрисуем мы кружок
И получится флажок!
Посмотри на букву – ША –
Буква очень хороша
Потому что из нее можно сделать Е и Е
Алфавит продолжит наш
Буква ЭЛ – лесной шалаш
Вот два столба наискосок
А между ними поясок
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква – А –
Детям легче запоминаются буквы, если они знают о них стишки, если они умеют их изображать графически, пишут, закрашивают, обводят, дорисовывают, преображают одну букву в другую и т. д.
Главным в чтении является не техническая сторона дела (хотя и она дается детям нелегко, главное- понимать смысл прочитанного, уметь отвечать на вопросы о том, что ребенок прочитал и понял ли суть прочитанного.
Обязательно следует предлагать детям пересказывать те маленькие из 2-х-4-х) строчек тексты и предложения – это начало культуры чтения и общей культуры ребенка!