Вера Невская
Консультация «Дети «зазеркалья»: как помочь «леворукому» ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети зазеркалья: как помочь леворукому ребенку
Нельзя не предавать значения тому, какая же рука у вашего малыша ведущая – правая или левая? Важно определить ведущую руку ребенка перед обучением рисованию, лепке, аппликации и, особенно, перед подготовкой к письму в детском саду определить. Когда же, в каком возрасте это сделать всего важнее? До 4-хлетнего возраста малыши одинаково хорошо владеют обеими руками, поэтому определить, какой же руке отдать предпочтение как ведущей, затруднительно. По мнению специалистов и авторов различных источников, посвященных на данной проблеме, это можно делать уже в возрасте 4-5 лет, т. к в этом возрасте преобладание одной из рук определяется уже достаточно отчетливо. Становится понятно, правша ребенок или левша. Но на этом формирование праворукости (леворукости) еще не заканчивается. Степень предпочтения той или иной руке как ведущей продолжает нарастать до 9-10 лет. В этот период в ходе выполнения различных учебных, творческих, бытовых действий, манипуляций, связанных с самообслуживанием, совершенствуется координация движений, требующих участия обеих рук.
Публикация «Консультация „Дети „зазеркалья“: как помочь „леворукому“ ребенку“» размещена в разделах
Если малыш в 4 года предпочитает действовать левой рукой и, тем более, если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая, можно сформировать неврозы различной этиологии. У многих детей повышаются тревожность, утомляемость, страхи, протесты, капризы и нежелание заниматься. У ребенка может сформироваться чувство ущербности и неполноценности, неумение общаться с людьми. Но если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», т. е. обе руки работают как правая рука. Он легко привыкает писать правой рукой и не страдает от стресса праворукой среды.
Десятки лет в СССР существовало общественное клеймо неполноценности людей из «левостороннего зазеркалья», «преследование леворуких» носило массовый характер. Леворукость всячески порицалась и высмеивалась.
А Петя, увалень такой, нагнулся не спеша,
Швырнул снежок не той рукой. Смеются все: левша.
У Пети левая рука желает быть главней,
Он с ней не справится никак, никак не сладит с ней.
(Агния Барто «Вовка-Добрая Душа», отрывок)
Так плохо это или же хорошо быть не таким как все, быть «левшой»? Если доверять Википедии, а конкретно статье Сандры Апсон в ежемесячном научно-информационном журнале «В мире науки» (гл. ред. С. П. Капица, «левши» составляют примерно 15 %, а это, на минуточку, значит, что левшой у нас является каждый седьмой человек. Некоторые педагоги, а чаще бывает, что и родители, отвергают даже предположение о том, что их ребенок «левша», т. к. существует некий стереотип, что леворукий малыш «не такой, как все», у него «плохой, некрасивый почерк, у него грязно в тетради», и вообще, он с более низким уровнем развития. Ну, что ж, давайте, мы, взрослые, разберемся в этом вопросе и опровергнем этот весьма неприятный и устоявшийся в широких массах стереотип. Далеко ходить не будем, сделав отсылку на сказ Н. С. Лескова о «Левше». К слову сказать, у тульского мастера Левши был прототип, живший в Сестрорецке. Левша – символ талантливости русского народа, обладает светлым воображением и смекалкой. А еще «левшами» были Юлий Цезарь, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Иван Павлов и многие другие знаменитые люди. «Человек, являющийся левшой, в основном использует левую руку намного чаще, чем правую; левша преимущественно будет пользоваться левой рукой для личных нужд, приготовления еды и подобных дел. Рука, используемая для письма, не является точным показателем лево- или праворукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач (яркий пример тому - Чарли Чаплин, который даже на скрипке играл левой рукой, но при этом писал правой)» (ист. Википедия).
Так переучивать или же не переучивать «леворуких» детей? Подход к этому вопросу должен иметь серьезные и обоснованные предпосылки, дабы "не навредить". Так, известны факты, что среди подростков с девиантным поведением очень много переученных левшей. Не исключено, что связано это со стрессом и давлением, которые они испытывали при переучивании и «затачивании» их под праворукий мир взрослых. Ведь леворукость – физиологическое последствие, результат распределения функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое важно учитывать.
Самая главная проблема, которую должны решить специалисты детских дошкольных учреждений, - определить ведущую руку ребенка, и не просто определить, но и убедиться, что малыш на самом деле «левоворукий», и потом вместе с родителями решить, какой рукой ребенок будет писать и выработать единую тактику действий.
Понаблюдайте за ребенком. Большая часть повседневной двигательной активности требует участия обеих рук, но каждая рука выполняет свою специализированную функцию. Наблюдение покажет вам, что одна рука (ведущая) ребенка осуществляет активное движение, а другая удерживает предмет. Все опросники для определения «рукости» содержат стандартный набор вопросов:
- какой рукой пишет человек легче, красивее;
- какой рукой бросает мяч, вырезает ножницами;
- какой рукой вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, держит зубную щетку, расческу и т. д.
Правильнее оценивать «рукость», непосредственно наблюдая за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна и чаще используется, какой рукой движения выполняются более ловко, точно.
Видео: https://www.youtube.com/embed/3J6DFMxtjTk
Будьте предельно внимательны: если малыш не желает рисовать, лепить, вырезать или писать правой рукой и говорит «мне удобнее левой», отнеситесь с его словам с пониманием.
Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.
Вот некоторые рекомендации для тех, у кого возникла необходимость выяснить, по какую сторону «зеркала» находится их малыш:
1. Тестируется один ребенок.
2. Тесты проводятся несколько раз с временными промежутками, и на основе совокупных результатов делается вывод.
3. Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки.
4. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.
5. Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания.
Для определения ведущей руки ребенка француженка исследовательница М. Озьянс (к сожалению, о ней самой, о том, каким исследованиям она посвятила свою деятельность, никакой информации я отыскать не смогла) разработала полный комплекс тестов, состоящий из 20 заданий. По ее мнению, когда определение ведущей руки ребенка вызывает трудности, необходимо проводить полное исследование:
- завинтить крышку на бутылке
- разрезать бумагу ножницами
- нанизать бусины
- почистить обувь щеткой
- стереть ластиком крестики
- намотать нитку на катушку
- перелить воду из одного сосуда в другой
- разложить карточки
- отвинтить гайку рукой и ключом
- проколоть дырочки дыроколом
- продеть нитку в иголку (под присмотром)
- почистить одежду от пыли
- капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки
- достать бусинку ложкой из стакана
- позвонить колокольчиком
- закрыть и открыть молнию на сумке
- взять стакан и выпить несколько глотков воды.
В иных, более ясных и понятных, случаях можно применить сокращенный вариант тестирования.
Вот еще один способ определения "рукости": учитывая, что скорость движений и сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки:
- для оценки скорости можно использовать число простукиваний указательным пальцем за 10 секунд, число точек (касаний ручки) на плоскости листа при постукивании ручкой за 10 секунд. Каждое задание выполняется трижды, а затем рассчитывается среднее значение;
- силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Силу каждой руки необходимо измерить 3 раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг. Определение рукости у детей лучше проводить при оценке выполнения различных действий;
- для определения рукости можно попросить ребенка продемонстрировать следующие действия: как он поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, достает книги с полки, выворачивает колготки и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена в рисовании.
Можно проводить исследования рукости в процессе соревнования, чтобы дети не догадались о цели заданий. Среди таких заданий предлагается вытереть доску, вырезать ножницами фигуру, узор, поднять предмет (мяч) с пола, сложить фишки в коробку.
Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т. к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.
Тесты для определения ведущей руки у детей дошкольного возраста были разработаны и другими исследователями – М. Г. Князевой и В. Ю. Вильдавским. Это серия тестов, которые взаимно дополняют друг друга. Условия проведения данных тестов:
1. Тесты проводятся с ребенком один на один в спокойной обстановке.
2. Ребенку предлагают поиграть или поработать вместе, чтобы он не догадывался об истинной цели заданий.
3. Взрослый должен сидеть за столом напротив ребенка.
4. Все предметы для тестов должны помещаться в центр стола на равном расстоянии от левой и правой руки ребенка.
5. Все предметы для тестирования нужно заранее положить в одну коробку, а по мере надобности доставать их и выкладывать на стол. Коробка с предметами не должна быть видна ребенку и не должна стоять на столе, на котором проводится тестирование.
Тест 1. Рисование.
Предложите ребенку нарисовать то, что он хочет. Дайте ему на это столько времени, сколько нужно и не поторапливайте. Как только ребенок закончит рисовать, попросите его нарисовать то же самое другой рукой. Если ребенок откажется, то ответьте: «Я знаю, что это трудно, но ты постарайся».
Результат теста: обращаем внимание на то, какой рукой ребенок сам начал рисовать рисунок. И сравниваем, какой рисунок лучше получился. Рисунок ведущей руки с более четкими и ровными линиями, более пропорционален, меньше дрожания руки, нет разорванных линий. Также посмотрите на поведение ребенка – какой рукой он рисовал с напряжением, как держал в обоих случаях карандаш. Если рука сильно напряжена, ребенок держит карандаш или ручку у самого кончика, рука дрожит, напряжены мышцы плеч, рука трудно передвигается по бумаге, линии неровные – это скорее всего это не ведущая рука для графических работ. Если рука расслаблена, зажимов нет, движения хорошо скоординированные, в четком ритме, то скорее всего это ведущая рука.
Тест 2. Открывание спичечного коробка.
Дайте ребенку несколько пустых спичечных коробков. И скажите: «Найди спичку в одной из коробок» (спичка должна быть с обломанным концом). Ребенок будет выполнять задание двумя руками. Но ведущей будет та рука, которой малыш станет открывать и закрывать выдвигающуюся часть коробка.
Тест 3. Построй домик из палочек.
Ведущей рукой в этом тесте считается та рука, которой ребенок работал более активно.
Тест 4. Игра в мяч. Возьмите теннисный мячик или любой другой мячик маленького размера, который можно бросать и ловить одной рукой. Положите его на стол перед ребенком на равном расстоянии от его левой и правой руки. Попросите взять мяч, бросить мячик Вам одной рукой, подкинуть и поймать мяч несколько раз.
Тест 5. Вариант А: Вырезание ножницами силуэта фигуры из любой открытки (зайчик, домик, цветочек и т. п).
Ведущая рука при вырезании ножницами та, которая совершает более активные действия. Например, ребенок держит ножницы в правой руке, но совершает движения не ножницами, а крутит бумагу вокруг неподвижных ножниц. Бумагу он держит в левой руке. В данном случае получается, что более активная левая рука, хотя ножницы ребенок держал в правой.
Вариант Б: Раскладывание карточек лото.
Ребенок берет все карточки лото (10-15 штук) в одну руку. А затем раскладывает их на столе. Как правило, раскладывает ребенок ведущей рукой.
Тест 6. Нанизывание бусин/бисера на шнурок/иголку с ниткой.
Не обращаем внимания на то, какой рукой малыш держит шнурок или иголку с ниткой. Для нас главное – та рука, которая выполняет активные движения.
Тест 7. Выполнение вращательных движений – открывание 2-3 крышек с различных завинчивающихся емкостей (пластиковая бутылка, крышка на банке с кремом, закрутка на тюбике с зубной пастой).
Ведущей опять же считается та рука, которая более активна. Например, если ребенок правой рукой держит крышку, а бутылочку взял в левую руку и при этом крутит не крышку, а бутылку, то ведущая рука – левая, а не правая.
Тест 8. Развязывание узелков.
Вариант А: Дайте ребенку шнур с завязанными несколькими узлами. Шнур должен быть средней толщины. Узлы должны быть завязаны неплотно и легко развязываться. Одной рукой ребенок держит шнур, а другой развязывает. Ведущая рука – та, которая развязывает узел.
Вариант Б: Если в варианте А малыш действовал обеими руками с одинаковой активностью, то тогда выполняем другой вариант этого теста для определения ведущей руки ребенка дошкольного возраста. Просим его составить цепочку из канцелярских скрепок. Одной рукой ребенок держит скрепку, а другой пытается присоединить вторую скрепку. Ведущая рука – та, которой он пытается присоединить скрепку.
Тест 9. Построй из кубиков дом, сложи рисунок по образцу.
Ведущая рука чаще берет кубики, поправляет детали. Для теста 9 лучше использовать новую для ребенка мозаику или конструктор и дать конкретное задание – сделать по образцу.
Тест 10. Есть ли в семье левши? Просто отвечаем на этот вопрос «да» или «нет».
Все полученные результаты записываем в таблицу из 4 столбцов.
В первом столбике записываем все десять заданий-тестов для определения ведущей руки ребенка по порядку. Во втором, третьем и четвертом будем вписывать результаты выполнения тестов ребенком. Во втором столбике ставим плюс, если в данном задании определена ведущая правая рука или она была более активной. В третьем столбике ставим плюс, если ребенок выполнил задание с одинаковой активностью правой и левой руки. В четвертом столбике ставим плюс, если определилась ведущая левая рука или она была наиболее активна.
Если в семье были "левши", ставим плюс во второй столбец таблицы. Если в семье только "правши", то в четвертый столбец.
Если во втором столбике получилось семь и более плюсов, то скорее всего Ваш малыш – "левша".
Ну, а что же делать, если ребенок оказался "левша", а уже два года как пишет, рисует, лепит, держит вилку и ложку правой рукой?
Повторное переучивание «обратно в левшу» очень травматично для ребенка и потому нежелательно. А лучше всего позаботиться о малыше в 4-5 лет, внимательно наблюдая за ним и выявляя его ведущую руку.
Сейчас для левшей выпускаются даже специальные ручки, ножницы, компьютерные мыши и клавиатуры, швейные машинки и многие другие приспособления.
1. Ножницы для «левшей».
Почему использовать обычные ножницы "левше" будет неудобно? При работе с таким инструментом верхнее лезвие будет закрывать линию разреза, а сами ножницы будут разводиться усилием большого пальца, а не всей руки.
В итоге запястья малыша быстро устанут, бумага помнется, а линия реза получится неровной. Быстро работать такими ножницами получается редко, только при определенной сноровке, поэтому «левша» вероятно не будет успевать за своими сверстниками. Как определить правильные ножницы для левшей? Когда ножницы разведены, левое лезвие всегда находится сверху. Некоторые модели также имеют специальную эргономичную форму.
2. Ручки для "левшей".
В раннем возрасте нельзя игнорировать особенности письма леворуких детей. У «правши» рука находится позади написанного, он как бы тянет ручку за собой. «Левша» ведет пишущий инструмент перед собой, а запястье скользит по написанному. Таким образом важны два аспекта: качество чернил (чтобы не смазывались) и форма ручки. Какая же ручка для левшей подойдет лучше Ручки для «левшей» имеют специальный изгиб или углубления. Также обратите внимание на качество чернил. Они должны легко подаваться на наконечник и быстро сохнуть.
3. Карандаши для "левшей".
Карандаши для левшей имеют специальные углубления на корпусе. Удобны при обучении письму и при заточке грифеля.
Также письмо для леворуких детей облегчают специальные силиконовые держатели для ручек и карандашей, которые надеваются поверх зоны захвата.
4. Точилки для "левшей".
В точилках для левшей лезвие повернуто в другую сторону.
5. Линейки для "левшей".
Линейки для левшей выпускают со шкалой, расположенной справа налево. Также есть линейки с двойной разметкой под обе руки.
Успешно адаптироваться к школе и избежать отрицательного влияния «праворукой» среды «леворуким» детям помогут единая тактика поведения воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, родителей и, конечно же, среда, условия, благоприятные для формирования двигательных навыков.
Уважаемые коллеги, затронутая мною тема, была, остается и будет актуальной всегда. Я благодарна всем, кто уделил этому материалу время, прочел до конца, и, надеюсь, его содержание станет для вас полезным и применимым в работе. Спасибо!
В моей консультации я использовала, прежде всего, материалы рассылки Subscribe, «Развитие ребенка от рождения до школы», автор проекта Ирина Александрова, а также материалы электронной энциклопедии Википедия, ссылки на статьи и различные источники можно найти там же.
Ну и конечно же, литературу:
1. Захаров А. И. «Правые» и «левые»: кто они такие? Статья в журнале " Воспитание школьника" -1991-№8-с. 23-25.
2. Баркан А. И. Плохие привычки хороших детей. Учимся понимать своего ребенка. – М. : Дрофа-Плюс, 2004
3. Любина Г, Желонкина О. В. Рука развивает мозг. Статья в журнале "Ребенок в детском саду"- №5 и №6, 2003
4. Майская А. Ребенок – левша: как достичь гармонии с «правым миром». СПб. : Питер – 2005.