Ольга Петрова
Изучаем «ЕСЕRS-Шкалы» для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! На сегодняшний момент вряд ли найдется воспитатель или педагог ДОО, которому неизвестно, что с начала 2016 года предполагается, что во всех дошкольных учреждениях будет проводиться комплексная оценка качества образования в ДОО.
Следуя веяниям времени, мы начали ее изучать. Давайте, будем изучать их вместе, чтобы быть готовыми и не ударить в грязь лицом! Мне важно знать ваше мнение, стоит ли продолжать ее изучать. Пишите и голосуйте, если надо продолжить.
Публикация «Изучаем „ЕСЕRS-Шкалы“ для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» размещена в разделах
Вначале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль. Система оценки включает в себя:В тексте используются следующие обозначения: Д (Да); Н (Нет); НП (Не применимо).
В состав ЕСЕRS входят 7 подшкал:
1. «Пространство и оборудование»,
2. «Уход за детьми»,
3. «Речь и мышление»,
4. «Занятия»,
5. «Взаимодействие»,
6. «Структурирование педагогической работы»,
7. «Родители и воспитатели».
Каждая из них состоит из разделов, например подшкала 1.ПРОСТРАНСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ стр. 16 состоит из
1. Пространство внутри помещения
2. Мебель для ухода, игр и учения
3. Оборудование для отдыха и комфорта
4. Организация пространства для игр
5. Места для уединения
6. Оформление пространства для детей
7. Места для развития крупной моторики
8. Оборудование для развития крупной моторики
2-я подшкала «УХОД ЗА ДЕТЬМИ», стр. 34 состоит из разделов
1. Приветствие/прощание
2. Еда/перекусы
3. Сон/отдых
4. Пользование туалетом / пеленание
5. Профилактические мероприятия
6. Безопасность
3-я подшкала «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ», стр. 46, состоит из разделов
1. Книги и картины
2. Стимулирование общения
3. Использование речи для развития логического мышления
4. Использование речи в повседневном общении
4-я подшкала «ЗАНЯТИЯ», стр. 54 состоит из разделов
1. Развитие мелкой моторики
2. Занятия искусством
3. Музыка/движение
4. Кубики
5. Песок/вода
6. Ролевые игры
7. Опыт общения с природой / знания о природе
8. Математика/счет
9. Использование телевизора, видео и/или компьютеров
10. Воспитание толерантности и уважения к различиям и индивидуальности
5-я подшкала «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», стр. 74 состоит из следующих разделов:
1. Надзор при занятиях по развитию крупной моторики
2. Общий надзор за детьми (кроме занятий по развитию крупной моторики)
3. Дисциплина
4. Взаимодействие воспитателей и детей
5. Взаимодействие детей
6-я подшкала «СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ» стр. 82
1. Распорядок дня
2. Свободная игра
3. Групповые занятия
4. Учет потребностей детей с ограниченными возможностями
9. И, наконец, 7-я подшкала «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ», состоит из разделов:
1. Работа с родителями
2. Учет персональных потребностей воспитателей
3. Учет профессиональных потребностей воспитателей
4. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей
5. Методическая работа с персоналом и аттестация
6. Возможности для профессионального роста
Разъяснение: Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно, 3 (минимально, 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. Данная шкала предназначена для использования в одном помещении или одной группе детей от 2,5 до 5 лет один раз. Если вы сторонний наблюдатель, то есть не входите в число сотрудников детского учреждения (напр., директор, консультант, представитель контролирующих организаций или исследователь, для наблюдения и оценки вам следует выделить как минимум 3 часа. Предпочтительным является наблюдение продолжительностью более 3 часов.
.Итак, начинаем!
Представляю краткий обзор подшкал.
1-я Подшкала: «Уход за детьми» Чтобы получить низкую (неудовлетворительную 1 или низкую 3) оценку в разделе 1.«Приветствие –прощание» Наблюдатель, который внедрится в вашу группу, увидит, что:
• Приветствием детей часто пренебрегают. *
• Прощание организовано не лучшим образом.
• Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить минимум (т. е 3) наблюдатель должен увидеть:
– Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).*
– Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).
– Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.
Чтобы получить оценку 5 (хорошо) Наблюдатель в вашей группе должен увидеть чтобы понять, всех ли детей приветствуют и насколько личным и позитивным является это приветствие (например,
• воспитатель смотрит ребенку в глаза и улыбается, обращается к ребенку по имени или прозвищу, что-либо говорит ребенку или спрашивает у него). :
• Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).*
• Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).
• Воспитатели тепло приветствуют родителей. * Возможна оценка НП (см. ниже)
Чтобы получить 7 (отлично) Наблюдатель увидит (помимо перечисленного выше- доброжелательности, личностно-ориентированного подхода, что:
• Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.
• Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).
• Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями. *
• Возможна оценка НП
2-ой раздел «Прием пищи / перекусы» подшкалы «Уход за детьми»
Чтобы получить 1 (неуд.) наблюдатель увидит, что в вашей группе:
• Неподходящий распорядок прием пищи / перекусов (напр., детям приходится ждать, даже если они голодны).
• Подаваемая пища обладает недостаточной питательной ценностью. *
• Санитарно-гигиенические нормы, как правило, не соблюдаются (напр., большинство детей и/или взрослых не моют руки перед едой; дезинфекция столов не производится;
• помещения для туалета/пеленания и для приготовления пищи не разделены).*
• Негативная атмосфера в группе (напр., воспитатели грубо принуждают детей к порядку; детей заставляют есть; царит хаос).
• Не уделяется внимания детским аллергиям на продукты питания.
Возможна оценка НП
Для минимальной оценки (3, наблюдатель, он же проверяющий в вашей группе увидит, что у Вас:
• Подходящий для детей распорядок приема пищи.
• Хороший баланс между приемами пищи и перекусами. *
• Санитарные условия, как правило, соблюдаются. *
• Непринужденная атмосфера во время приема пищи / перекусов.
• Имеется информация об аллергиях на продукты питания, а также возможность выбрать альтернативные блюда/напитки. * Возможна оценка НП
• Дети с ограниченными возможностями принимают пищу вместе со сверстниками.
• Возможна оценка НП
Для хорошей оценки (5) У Вас должно быть увиденным, что:
• Во время приема пищи большинство воспитателей сидят за столом вместе с детьми *
• Приятная атмосфера в группе.
• Детям прививаются навыки самостоятельного питания (напр., предоставляются столовые приборы детского размера; специальная ложка или чашка для детей с ограниченными возможностями).
• При организации питания учитываются предписания родителей.
• Возможна оценка НП
Для отличной оценки (7) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:
• Дети помогают во время приема пиши / перекусов (напр., накрывают на стол, обслуживают себя сами, убирают со стола, вытирают за собой пролитое).
• Дети пользуются столовыми приборами детского размера для облегчения самообслуживания (напр., дети используют небольшой кувшин, крепкие миски и ложки).
• Во время приема пищи / перекусов проводятся беседы (напр., воспитатели поощряют детей обсуждать текущие события и темы, которые их интересуют; дети разговаривают друг с другом).
Раздел 3. Сон/отдых* подшкалы «Уход за детьми»
Чтобы получить неуд. (1) Наблюдатель увидит, что у Вас в группе:
• Распорядок сна/отдыха не подходит для большинства детей. *
• Нарушение санитарно-гигиенических норм при организации сна/отдыха (напр., переполненное помещение, грязные простыни, использование одного комплекта постельного белья разными детьми).
• За детьми почти не наблюдают или надзор слишком строгий.
На минимальную (3) у Вас должны увидеть, что:
– Распорядок сна/отдыха подходит для большинства детей (напр., почти все дети спят).
– Гигиенические нормы при организации сна/отдыха соблюдаются (напр., помещение не переполнено, постельные принадлежности чистые).*
• Во время сна/отдыха в помещении организовано достаточное наблюдение. *
– Обращение с детьми спокойное, дружелюбное.
Чтобы получить оценку хорошо (5) наблюдатель увидит, что воспитатели детям помогают расслабиться (напр., мягкая игрушка, тихая музыка, поглаживание по спине).
• Помещение способствует отдыху (напр., приглушенный свет, тишина, кроватки расположены так, чтобы обеспечить защиту личного пространства).
• Все кроватки или маты находятся на расстоянии не менее 3 футов друг от друга или разделены сплошной перегородкой.
Для отличной оценки (7) наблюдателю видно и он может отметить, что:
• Распорядок сна/отдыха достаточно гибкий для учета индивидуальных потребностей (напр., уставшему ребенку предоставляется место для отдыха и игр).
• Учитываются интересы детей, проснувшихся раньше других, и тех, которые не спят днем (напр., уже проснувшимся детям разрешается читать книги или тихо играть; для тех детей, которые не спят днем, предусмотрены отдельное пространство и занятия).*
Подшкала «Речь и мышление» Состоит из разделов:
• Книги и картины
• Стимулирование общения
• Использование речи для развития логического мышления
• Использование речи в повседневном общении
Чтобы получить оценку «неуд» т. е. 1 По разделу «Книги и картины» наблюдатель увидит у Вас, что в группе
• Доступно очень мало книг. *
• Воспитатели редко читают книги детям (напр., не выделяется время для чтения сказок, индивидуальное чтение применяется очень ограниченно).*
Для «минимальной оценки 3» он увидит, что:
• Детям доступно некоторое количество книг (напр., во время свободной игры у детей достаточно книг, чтобы не было конфликтов).*
• Хотя бы раз в день проводится обучение пониманию устной речи (напр., чтение книг детям, рассказывание им историй, рассказы по картинкам).*
Для хорошей оценки 5, наблюдатель увидит, что В течение значительной части дня доступен широкий выбор книг. *
• Ежедневно используются дополнительные материалы для развития речи. *
• Книги представлены в уголке для чтения.
• Книги, материалы и занятия по развитию речи подходят для детей данной группы. *
• Воспитатели читают книги детям в неформальной обстановке (напр., во время свободной игры, перед сном, в дополнение к другим занятиям).*
«Отличная оценка – 7 баллов», если в вашей группе
• Книги и материалы для развития речи меняются для поддержания интереса детей.
• Некоторые книги относятся к текущим видам деятельности или темам (напр., книги по временам года из библиотеки).*
Продолжим?