Татьяна Алексеева
Организация предоставления услуг по дошкольному образованию на базе школы
▼ Скачать + Заказать документы
Организация предоставления образовательных услуг
по дошкольному образованию на базе
МБОУ «Малосундырская – Шиндыръяльская
основная общеобразовательная школа» Республики марий Эл, Горномаирийского района, дер. Пичужкино
Вариативные формы дошкольного образования
Добрый день, уважаемые коллеги, я воспитатель разновозрастной группы полного дня при МБОУ «Малосундырская-Шиндыръяльская ООШ». Хочу предоставить вашему вниманию маленькое выступление на тему «Организация предоставления образовательных услуг по дошкольному образованию» на базе нашего образовательного учреждения,из опыта своей работы, с которым выступила в рамках республиканской научно-практической конференции
Публикация «Организация предоставления услуг по дошкольному образованию на базе школы» размещена в разделах
Целью образовательной политики государства в области дошкольного образования является реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование.
Развитие своего образовательного учреждения мы видим в развитии инноваций, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Для нас это, прежде всего, удовлетворение потребностей родительской общественности в новых формах дошкольного образования. Современные мамы хотят рано развивать своих детей.
Казалось бы, сегодня в условиях тотального дефицита мест в детских садах нет смысла говорить о повышении конкурентоспособности дошкольных учреждений, но, тем не менее конкуренция есть. Дошкольному учреждению не безразлично, кто придет к ним в детский сад: пассивные потребители образовательных услуг или заинтересованные родители, готовые активно участвовать в образовательном процессе, инвестировать в него финансовые, интеллектуальные средства и пр.
Сегодня мы убедились, что на смену классической форме дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы, проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.
С 22 октября 2007 года на базе нашего МБОУ «Малосундырская - Шиндыръяльская основная общеобразовательная школа» стала функционировать дошкольная группа кратковременного пребывания, тогда было охвачено 22 воспитанника.
В группу кратковременного пребывания мы принимали детей от 4,5 до 7 лет, группа преследовала цель всестороннего развития детей, их социализации в коллективе сверстников и взрослых, освоение ребенком социального опыта, общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности, формирование основ готовности к школьному обучению, оказание помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей, организации присмотра и ухода за детьми.
С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.
Одна из приоритетных задач работы нашего учреждения – взаимодействие с семьями воспитанников и построение партнерских взаимоотношений в системе «педагог – ребенок – родитель».
После проведенной реконструкции дошкольной группы с октября 2010 года, у нас открылась группа полного дня.
Признаться честно, было трудно, так как в данной группе воспитывались дети смежных возрастов от 4 до 7 лет. По утверждённой сетке образовательной деятельности было понятно, что организованная деятельность должна проводиться в разных формах, но как это сделать, чтобы не ущемлять интересы детей.
В связи с этим, я испытывала трудность при планировании обучения на занятиях, которые проводятся как с одной возрастной подгруппой, так и со всеми детьми одновременно, т. к. ранее с этим не сталкивалась.
Организованная образовательная деятельность проводится со всеми одновременно по одной теме, но с разным программным содержанием для каждой возрастной подгруппы. Например, во время организованной деятельности по аппликации “Фруктовый сад” дети 4 лет учат правильно держать ножницы, вырезать фрукты по силуэту, наклеивать их; дети 5-6 лет закрепляют умение пользоваться ножницами, создавать сюжетную аппликацию и дополняют её.
В соответствии с программой ребенок 4-х лет должен заниматься не более 20 мин., дети 5 лет – 25 мин. и 6 лет – 30 мин. Следовательно, дети 4 лет или позже приступают к совместным занятиям, или раньше уходят с них. Необходимо заранее продумывать, что будут делать дети, пока остальные занимаются. К тому же часто дошкольники по необходимости остаются в том же самом помещении. Таким образом, необходимо научить детей играть в течение 8-12 мин., тихо общаясь друг с другом.
Однако организовать детей для взаимодействия в этих играх – дело очень сложное, особенно в первые месяцы, так как в этот период происходит адаптация детей 4 лет к новой обстановке.
Постепенно дети младшего возраста, привыкая к новым условиям, начинают проявлять интерес к играм старших и нередко выражают желание принять в них участие. Но старшие дошкольники чаще отказывают малышам, а если и принимают в игру, то лишь на пассивные роли. Моя задача состояла в том, чтобы совместные игры стали эффективным средством формирования дружного коллектива. А вот занимаясь трудовым воспитанием я не испытывала трудностей и иной раз малыши были примером для старших.
Как обеспечить активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм занятия. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, чтобы дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.
Я старалась не удалять детей из группы при организации работы с подгруппой детей. Почему? Дети, которые не участвуют непосредственно в организованной деятельности (в данном случае дети 4-х лет, становятся более заинтересованными в том, что делают старшие. Я привлекаю четырехлеток к части деятельности, например, во время проведения по развитию фонематического слуха. Дети сообща отгадывают загадки, находят заданный звук, повторяют чистоговорки и скороговорки. И, наоборот, при проведении занятия по рисованию с малышами, остальные дети так же присутствуют, но выполняют более усложнённые задания.
Таким образом, в основе организации процесса обучения в группе, состоящей из детей 4-6 лет, лежит планирование образовательной деятельности, предусматривающее вместе с тем дифференцированное решение образовательных задач для каждой возрастной подгруппы.
На слайдах вы можете увидеть, как проходят наши рабочие будни: проводим очень много игр, занятий, утренников, все наши праздники проходят совместно с родителями, участвуем в конкурсах на муниципальном, республиканском и на российском уровнях.
На базе нашего учреждения, с целью охвата детей младшего дошкольного возраста, с декабря 2012 года была организована следующая вариативная форма - образовательная деятельность на дому. С 2012г. по настоящее время данной формой образования ежегодно охватывается 10 детей в возрасте от 2-х до 4-х лет.
К сожалению, исходя из практики, как и все вариативные формы дошкольного образования имеет свои плюсы и минусы.
Педагог, работающий на дому, так же разрабатывает специальные локальные акты, составляет расписание, маршрут, и т. д.
Обучение ребенка дома: плюсы
1. Индивидуальный темп. Вы сами подбираете программу и в зависимости от способностей ребенка, выстраиваете динамику усвоения материала. Какие-то вещи юный первооткрыватель сразу же поймет, а где-то, наоборот, нужно сделать паузу и остановиться.
2. Упор на определенные образовательные области, в которых ребенок особенно силен. Опытный педагог, спустя некоторое время, безошибочно их определит и обязательно начнет занятия в нужном направлении.
3. Развитие творческого мышления. «Домашний» воспитатель развивает индивидуальные качества. Такой подход положительно скажется и на других образовательных областях.
4. Уменьшается риск психологического давления.
6. Также нельзя не упомянуть о формировании мировоззрения ребенка – у домашнего дошкольника не будет двойственных представлений о тех или иных вещах.
Обучение ребенка дома: минусы
1. Первый и самый очевидный минус – отсутствие коллектива. Это очень важно, так как ребенку не помешает здоровое соперничество и обилие эмоций, которые неизбежны среди такого количества амбициозных ровесников.
2. Второй минус, собственно, вытекает из первого – у вас есть риск вырастить замкнутого человечка, который абсолютно не приспособлен к общению со сверстниками. Увы, коммуникабельность развивается отдельно от интеллекта.
3. Также своеобразная изолированность от насыщенного мира может добавить к характеру ребенка крайней наивности или агрессивности. Ведь когда он выйдет, как говорится, в люди, то может не понять очевидной жестокости и подлости некоторых людей. Удовлетворение психических потребностей при домашнем обучении снижается.
4. Низкая стрессоустойчивость.
5. Отсутствие мотивации. Да, именно так и происходит, как бы вы ни старались, ведь в образовательном учреждении при взаимодействии с другими детьми ребенок невольно начинает сравнивать, анализировать свои результаты и пытаться прыгнуть все выше и выше в чем-либо. Уровень самооценки также играет здесь немаловажную роль, которая активно формируется под влиянием других детей и педагога.
6. Такие важные качества, как ответственность и самостоятельность, тоже под вопросом, потому что малыш начинает развивать их в полной мере только в коллективе.
Необходимо особо отметить тот факт, что процессы демократизации в системе образования, его вариативность, инновационные программы оказали влияние на характер взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.