Кузнецова Жанна
Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в соответствии с новым нормативно-правовым обеспечением системы образования в Российской Федерации дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. В этих условиях для родителей и педагогов остается актуальным вопрос, что должны знать и уметь дети на момент выпуска из дошкольной организации?
Публикация «Обеспечение качества дошкольного образования посредством организации взаимодействия участников образовательных отношений» размещена в разделах
ФГОС ДО на федеральном уровне закрепляет требования к результатам освоения детьми образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
В силу специфики дошкольного детства (гибкости, пластичности развития ребенка, широкого разброса вариантов его развития, непроизвольности и непосредственности, а также системных особенностей дошкольного образования (необязательности уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствия возможности вменения ребенку ответственности за результат) неправомерно требовать от дошкольников конкретных образовательных достижений.
В соответствии с ФЗ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" участниками образовательных отношений являются
- обучающиеся,
- родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся,
- педагогические работники и их представители,
- организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Рассмотрим, каким видят выпускника детского сада все участники этих отношений.
Так как семья выступает в роли социального заказчика образовательных услуг, определяющего цель деятельности учреждения и педагогов, мы провели анкетирование среди родителей. В анкете был всего один вопрос: «Каким Вы хотите видеть своего ребенка на пороге школы?». Было опрошено 120 человек.
1. Всесторонне развитым, обладающим необходимыми знаниями, умениями и навыками – 48%
2. Умеющим читать – 43%
3. Здоровым – 31%
4. Умеющим общаться – 29%
5. С желанием учиться – 26%
6. Добрым – 14%
7. Самостоятельным – 14%
8. Усидчивым – 14%
9. Внимательным – 14%
Как видно из результатов анкеты, большинство родителей по-прежнему стремится к тому, чтобы при поступлении в школу их ребенок умел читать, писать и считать. Радует то, что чем старше становятся дети, тем желания родителей склоняются в «правильную сторону» : они хотят, чтобы их дети
- хотели учиться в школе,
- были усидчивыми, внимательными, старательными,
- умели общаться,
- были самостоятельными.
Задача дошкольного образовательного учреждения информировать родителей о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. И для этого в нашем ДОУ проводятся следующие мероприятия:
• Общее родительское собрание «Дошкольное образование - первая ступень образования в России». Цель: повышение компетентности родителей в области модернизации системы образования, информирование родительской общественности о ходе внедрения и реализации ФГОС дошкольного образования в детском саду.
• Групповые родительские собрания «Готовность ребенка к школе». Цель - ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности своего ребенка к школе.
• Семинар-практикум «Родители и ребенок на пороге школы». Цель – помочь родителям достойно пройти период начала обучения ребёнка в школе, пополнить необходимыми знаниями, обрести уверенность и снять уровень тревожности при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу.
• Анкетирование «Портрет будущего первоклассника». Цель – выяснить, каким хотят видеть родители своего ребенка на пороге школе.
• Наглядные консультации, папки-передвижки «Право на образование», «Чему учить будущего первоклассника» и др.
• Сайт ДОУ
Основная задача всего дошкольного учреждения, а значит и каждого педагога в отдельности – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе.
В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса : от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала.
Мы решили выяснить, понимание нашими педагогами этого и провели анкетирование, также задав им всего один вопрос «Каким Вы видите выпускника детского сада?».
1. Здоровый – 75%
2. Познавательно активный – 67%
3. Коммуникабельный – 53%
4. С достаточным уровнем произвольного поведения и внимания – 55%, сформирована мотивационная готовность к обучению в школе – 55%
5. Овладевший необходимыми умениями и навыками – 48%
Как видно из результатов анкетирования, воспитатели ориентированы на развитие у ребенка определенных качеств, а не «узкопредметных» знаний, умений и навыков. При чем воспитатели старших и подготовительных групп в приоритет ставят уровень произвольного поведения и внимания и мотивационную готовность к обучению в школе.
В детском саду создана система методической работы, предусматривающая сопровождение педагогов по вопросам реализации ФГОС. Она включала:
- диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогических работников ДОУ
- педагогический совет «Внедрение и реализация ФГОС ДО»,
- деловая игра «Правильный ответ» по изучению ФГОС дошкольного образования,
- семинар-практикум «Образовательная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»,
- семинар «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования в аспекте ФГОС ДО и ФГОС НОО»
- разработка и реализация модели взаимодействия педагогов МБДОУ
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования является обеспечение качества образования. Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Начальная школа – преемник, она подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Так как преемственность – это не только подготовка к новому, но и, что ещё более важно и существенно, сохранение развития необходимого целесообразного старого, связь между новым и старым, как основа поступательного развития процесса.
Чтобы избежать разночтения результатов освоения ребенком основной образовательной программы дошкольного образования, важно согласовать основополагающие моменты со школой, с учителями начальных классов. Проводя анонимное анкетирование среди учителей начальных классов, мы хотели получить вариант характеристики выпускника ДОУ. Учителя начальной школы хотят, чтобы у выпускника ДОУ:
- была сформирована мотивационная готовность (любознательность, познавательный интерес, стремление к развитию) – 75%,
- саморегуляция (произвольное внимание и поведение) – 65%,
- умеет наблюдать, делать выводы – 52%,
- умеет выразить свои мысли – 46%
- коммуникабельный – 42%.
На современном этапе у учителей произошло смещение акцента в виденье готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника». Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Образование будет успешным тогда, когда учителя и воспитатели станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, вместе выработанные общие цели и задачи, пути достижения намеченных результатов. Взаимодействие педагогов нашего детского сада и начальной школы проявилось в следующих формах сотрудничества:
• совместный анализ адаптации детей-выпускников ДОУ к школьному обучению.
• совместное родительское собрание с учителями начальной школы, на котором родители познакомились с особенностями введения ФГОС и требованиями, предъявляемыми современной школой к выпускнику детского сада,
• встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада для обмена опытом, определения единых методических подходов.
• совместный педагогический совет «Преемственность ДОУ и школы». Цель: осуществление непрерывности и преемственности в обучении детей.
• Взаимное посещение уроков и занятий учителями и воспитателями.
В чем же проявились совпадения в пожелании и понимании того, как должен выглядеть выпускник детского сада в видении родителей, воспитателей и учителей.
Совпали три позиции:
- сформирована мотивационная готовность (у учителей на первом месте, у воспитателей на 4, у родителей – на 5,
- достаточный уровень произвольного поведения и внимания (у учителей на 2 месте, у воспитателей – 4, у родителей – на 8).
- коммуникабельность (у учителей на 5 месте, у воспитателей – на 3, у родителей – на 4).
Поэтому необходимо продолжить работу по вопросам сотрудничества между всеми участниками образовательных отношений.
Ведь такое взаимодействие обеспечит :
- для детей: приобретение социального опыта, повысит качество и эффективность развития, воспитания и обучения, сформированность активно-познавательной позиции и школьно-значимые навыки;
- для педагогов и специалистов: позволит оценить свои профессиональные возможности и достижения, постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство; сформировать партнерские, доверительные отношения между коллегами, детьми и их родителями; осуществлять поиск новых идей, работать над совместными проектами;
- для родителей: стать активными участниками и партнерами образовательного процесса; получать полную информацию о развитии и достижениях своего ребенка.
Ну, и напоследок… Мы спросили у детей подготовительной группы, какими они должны быть, чтобы хорошо учиться в школе. Дети ответили:
«Чтобы хорошо учиться в школе, надо…
- не отвлекаться и не отвлекать учителя,
- быть умным,
- быть добрым».