Папки-передвижки

Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования

Татьяна Бичикова
Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования
▼ Скачать + Заказать документы

Здоровьесберегающие технологии как средство повышения качества образования.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к сохранению и укреплению здоровья предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.

Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования» размещена в разделах

Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится всё меньше и меньше. Существует множество факторов, влияющих на здоровье детей.

1. Экологические:

- солнечная радиация

- состав питьевой воды

- ежегодная температура

- влажность

- чистота воздуха

2. Социокультурные: семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальное положение, культурный уровень, религиозные традиции).

3. Биологические факторы:

- наследственность

- состояние здоровья матери во время беременности

- нарушение состояния здоровья новорождённого.

Дошкольный возраст обоснованно считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. Естественно, для того, чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребёнка, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем здоровья.

В последнее время всё больше внимания уделяется укреплению здоровья детей в детских садах. И наш детский сад не исключение.

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя, от жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умение развиваться» (В. А. Сухомлинский)

И трудно не согласится с высказыванием великого педагога.

Работая по теме: «Приобщение детей к здоровому образу жизни», считаю, что работа по оздоровлению детей должна вестись постоянно и систематически. И поэтому использую в своей работе различные здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии : методику Базарного, точечный массаж, дыхательную гимнастику, методику Иванова.

Необходимым условием укрепления здоровья детей является постоянное соблюдение двигательного режима. Постоянные движения, бег, необходимы для развивающегося детского организма. Не зря ещё более 2 тысяч лет назад древнегреческие мудрецы говорили:

«Если хочешь быть сильным - бегай!»

«Если хочешь быть красивым - бегай!»

«Если хочешь быть умным - бегай!»

Активность движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывают мобилизацию защитных сил организма, повышают деятельность лейкоцитов, укрепляют нервную систему, способствуют развитию мышц и костей, улучшают работу сердца, лёгких, органов пищеварения и выделения.

Двигательный режим детей складывается из утренней гимнастики занятий по физическому воспитанию, спортивных, подвижных игр, физических упражнений, самостоятельной деятельности детей.

В физкультурных занятиях закладываются не менее половины нужного количества движений, остальные дети «добирают» на танцевальных, музыкальных занятиях, спортивных досугах, прогулках.

Ежедневная утренняя гимнастика с марта по ноябрь месяц проходит на свежем воздухе. Детям, пришедшим после болезни, дистанцию, которую они должны пробежать, проходят быстрым шагом. Гимнастика всегда заканчивается точечным массажем «Волшебные точки» (В. Т. Кудрявцев «Развивающая педагогика»). Дети уже с лёгкостью находят эти точки и с удовольствием выполняют массаж.

В зимний период гимнастика проводит в спортивном зале, где дети занимаются в облегчённой одежде и босиком. Также гимнастика заканчивается точечным массажем и дыхательной гимнастикой.

Занятия по физическому воспитанию проходят три раза в неделю.

На каждом спортивном занятии дети занимаются босиком в спортивной облегченной одежде. Много внимания уделяется профилактике сколиоза и укреплению стопы ног. Для этого используется ходьба на носках, пятках, ходьба по ребристой доске.

Упражнения из положения, сидя, лежа на спине, животе. Использую в своей работе резиновые коврики, массаж стопы с использованием гимнастических палок, гантелей. Для коррекции зрения используются мячи разной величины на каждом занятии.

Стала часто использовать в своей работе тематические физкультурные занятия. Такие как «Домашние животные», «Морское путешествие», «Знай своё тело», «Сердце я своё берегу, сам себе я помогу», «Знакомство с современными видами спорта» и другие.

В процессе этих занятий, наблюдая за животными, путешествуя с героями сказок, подражая олимпийским гимнастам, играя и наслаждаясь движениями, ребята приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями:

- предсказывать последствия действия или события;

- проверять результаты собственных действий (сработало ли);

- управлять своей деятельностью (как я это делаю)

- проверять реальность (имеет ли это смысл) Кроме того, дети осваивают разнообразные действия, направленные на изучение и решение проблем. Очень часто на занятиях применяются такие упражнения на расслабление (релаксацию) как «Лентяй барсук», «Подари солнце», «Послушай морскую ракушку». При обучении детей не допускается монотонности и скуки, стремлюсь, чтобы движения и игры детям доставляли удовольствие, радость. Для этого использую различные приёмы : красочные атрибуты, пособия, маски, колокольчики, картинки, использование фольклора.

Для того чтобы сохранить и укрепить здоровье детей я использую в своей работе доступные методы оздоровления;

1. Ежедневный оздоровительный бег, который даёт детям заряд бодрости, тренирует дыхание, отлично действует на верхние дыхательные пути, детям, пришедшим после болезни, предлагается пройти дистанцию быстрым шагом.

2. Массаж биологически активных точек является одним из наиболее доступных и перспективных методов оздоровления детей. Массаж проводиться после гимнастики утром, также после пробуждения ото сна дети делают дыхательную гимнастику в постели: потягивания рук и ног, несложные упражнения, а затем встают и бегут в спортивный зал на пробежку, ходьба по резиновым коврикам, коврикам с пуговицами, все это заканчивается точечным массажем биологически активных точек.

Много внимания в своей работе уделяю воспитанию у детей потребности в здоровом образе жизни :

а) во время приёма пищи слежу за осанкой детей и культурой поведения за столом. После каждого приёма пищи дети поласкают рот водой.

б) в совместной деятельности детям даются представления о строении своего тела, назначении органов. Например : «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет» - знакомлю детей с функцией лёгких, учу детей самостоятельно принимать решения по защите своего организма, «Царь мозг» - знакомлю с работой головного мозга, что вредно и что полезно для него, здесь проходит обучение детей по уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи (обработать мелкие царапины, ссадины, накладывания компресса на ушибы, учу описывать своё состояние, не пугаться, искать помощи).

Также здоровьесберегающие технологии применяются и в других видах деятельности. В процессе занятий для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции использую методику В. Ф. Базарного - это «Сенсорные кресты», на них крепятся карточки на одну тематику. Например: «зимующие птицы», и дети находят взглядом необходимую информацию, делают соответствующие выводы.

Или в разных углах группы размещены яркие привлекающие внимание образно - сюжетные изображения.

Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы с раннего возраста ребёнок учился любви к себе, людям, жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой, миром, будет действительно здоров.

«Ребёнок, не имеющий позитивного навыка в общении, в решении социальных конфликтов или в преодолении неудач, не может быть сильным как психически, так и физически».

Поэтому я стала осуществляться с детьми работа по социологическому развитию.

1. «Я - концепция» это проходит в совместной деятельности «Кто я» - дети разглядывают себя в зеркале (описывают свои черты лица). «Хорошо - плохо», «Чьи вещи», «Чьи ладушки» - на таких учу описывать своё отражение. Ласково называть свое имя, сравнивать себя с другими, что помогает формировать у ребёнка уверенность в себе.

2. «Ребёнок и окружающий мир». Знакомство с ближайшим окружением проходит через прогулки целевые, экскурсии.

3. «Ребёнок и общество». Часто используются такие приёмы, как объединение детей в компании, тройки, пары. Для этого использую различные игры : «Акула», «Караси», «Разведчики», «Полёт на луну» и другие приёмы.

Также дети очень любят игры - приветствия, такие как:

«Здравствуй солнышко», «Как живёшь», «Приветствие зверей», «Корова му» - это игры на касания, которые помогают детям преодолевать межличностные отношения, психологический барьер, заботливое отношение к сверстникам и родным.

При проведении всей своей работы по приобщению детей к здоровому образу жизни и укреплению здоровья, очень важна работа с родителями. Проводится консультативная работа с родителями. Были проведены родительские собрания. Привлекаю родителей для участия в спортивных праздниках, проходят «Дни открытых дверей», где родители могут посмотреть на своих детей в кругу сверстников, реально оценить знания, умения и навыки ребёнка, так же родители оказывают посильную помощь в изготовлении игр, атрибутов.

Но как я уже говорила, для того, чтобы добиться каких либо результатов по укреплению и сохранению здоровья, вся работа должна быть в системе и ежедневно.

Конечная цель моей работы - научить детей быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения, которые ребёнок получил в детском саду.

Как говорил А. Н. Толстой: «Важно не то место, которое мы занимаем, а то направление, в котором мы движемся».

Публикации по теме:

«Помогите ребёнку укрепить здоровье». Консультация для родителей о проблеме сохранения и укрепления здоровья детей В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Здоровьесберегающие технологии в организованных формах обучения детей с нарушением речи В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования
Опубликовано: 22 февраля 2015 в 15:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование здоровьесберегающих технологий как средство повышения качества образования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бичикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД