Татьяна Мячина
Изобразительное искусство в воспитании детей с задержкой развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем правильнее и богаче речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми [1, с. 1].
Публикация «Изобразительное искусство в воспитании детей с задержкой развития речи» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Развитие речи дошкольников в детском саду проводится во всех видах деятельности: на занятиях- по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте и др. - и вне и - игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые функции: зрительное восприятие, память, внимание, воображение - всё то, что необходимо для овладения навыками рисования. Как правило, сенсорные функции развиваются у таких детей с задержкой. Многие дети не различают и не могут назвать основные цвета, размер и форму предметов. Во время наблюдении за живой и неживой природой они не могут выделить основные качественные характеристики предмета и объекта. Значение рисования для всестороннего развития и воспитания ребёнка с общим недоразвитием речи велико и многогранно. Сенсорно-перцептивные возможности изобразительной деятельности позволяют использовать её в коррекционноразвивающей работе. Уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ускоряют развитие речи ребенка и центральной нервной системы.
В современном мире развитие средств массовой информации резко сократило общение друг с другом в большинстве семей. Однако даже самые лучшие детские передачи не могут заменить общения родителей со своими детьми. Кроме того, сокращение живого общения приводит к недоразвитию речи и у детей, не имеющих неврологической и соматической патологией. Отсутствие специализированной своевременной помощи при задержке речевого развития в раннем возрасте, приводит к недоразвитию всей системы речи. Это нарушение процесса общения и обусловленные им трудности адаптации в детском коллективе и речевой негативизм, инфантилизм, трудности в овладении всей школьной программой, своеобразие эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка познавательной деятельности, особенно по русскому языку.
Во-первых, рисование стимулирует развитие восприятия в детском возрасте, заставляя ребенка изучать объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Тренируется умение наблюдать и анализировать объект, что также способствует развитию мышления, так как все психические процессы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Во-вторых, многие техники рисования направленны на развитие мелкой моторики, а следовательно положительно сказываются на развитии речи ребенка. А так же, по рисункам ребенка можно сделать выводы о развитии моторики и интеллекта.
В раннем возрасте ребенок во время рисования проговаривает свои действия («сейчас я возьму синий карандаш и нарисую…», что помогает ему их обдумывать и лучше координировать. Наши воспитатели очень внимательно слушают рассказы детей о своих рисунках, задают наводящие вопросы о героях, сюжете и деталях изображения, тем самым стимулируя развитие связной речи и словарного запаса.
Воспитатели обучают детей придумывать сюжет для своего рисунка. Многие дети, привыкнув, что на занятиях по рисованию дается определенная тема или пример, начинают испытывать трудности при самостоятельном выборе сюжета. Для этого, в своей работе с детьми, обращают внимание детей на происходящее вокруг и просим озвучивать все, что они видят. И, таким образом, постепенно приучают ребёнка к тому, что каждое интересное наблюдение может лечь в основу нового сюжета для рисунка. Восприятие в детском возрасте еще несовершенно, и рисование стимулирует его развитие, заставляя малыша изучать, также, объекты для изображения и открывать в них новые качества, которых он раньше не замечал. Во время рисования тренируется умение наблюдать и анализировать объект. Это очень полезно для развития мышления и речи.
Педагоги никогда не забывают, что мышление детей первых лет жизни преимущественно образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс “сцепления” ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а любая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.
Педагоги против «молчаливого» рисования. «Молчаливое» рисование развивает речь менее активно, образы беднее деталями, нередко бывают шаблонными и заимствованными. Чтобы этого не допустить, воспитатель обычно рисует вместе с детьми. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.
Особый интерес у детей вызывают неклассические художественные техники рисования. Они не требуют от ребенка больших навыков и умений, работа с новым материалом почти всегда вызывает большое удовлетворение. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, непосредственнее, смелее, развивать воображение, дает полную свободу для самовыражения и очень хорошо влияет на речь детей.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче он высказывает свои мысли, тем лучше познаёт действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми
Изобразительная деятельность дошкольников играет главную роль в развитии детской личности, потому что для ребенка это радость творчества и познания. Важным условием умения рисовать является зрительное восприятие окружающего мира. Для того чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму. На занятиях изобразительной деятельностью у дошкольников формируются нравственно-волевые качества. Ребята учатся сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и поддерживать друзей. Быстрее происходит физическое развитие, поскольку изобразительная деятельность требует от детей активных движений и регулярных прогулок на свежем воздухе.
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, синтеза, анализа, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речи, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка [2, с. 3].
В дошкольном возрасте развитие мелкой моторики довольно длительный процесс. Поэтому важно соблюдать определенную систему в организации деятельности детей. Психологи говоря, что развитие мелкой моторики эффективнее проходит в определенных видах детской деятельности. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Работая с детьми дошкольного возраста, учитывая их сензитивные периоды, педагоги стараются дать детям именно то, что им необходимо на данном этапе. Свою работу воспитатель должен строить на интеграции образовательных областей, так как художественное творчество тесно связано с развитием речи ребенка.
Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки. Именно руки дали возможность развивать путем жестов тот первичный язык, с помощью которого проходило общение первобытных людей. Развитие функции руки и речи шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. В начале развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук.
Таким образом, «есть основания рассматривать кисть руки, как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга»[3, с. 23].
Поэтому рисование, лепка, аппликация, конструирование - это эффективные пути развития детей, которые можно использовать, для коррекции нарушенных функций речи. Все занятия изобразительным искусством способствуют развитию мелкой моторики. На таких занятиях существует возможность решения конкретных задач по развитию речи детей.
Литература
1. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты //учебное пособие. М. : РИП-ХОЛДИНГ. 2016. 230с.
2. КомароваТ. С. и Сакулина Н. П. Изодеятельность в детском саду // пособие для воспитателей М. : Просвещение, 2015. 208с.
3. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М. : Педагогика, 2003. 215с.