Виктория Дрыбина
Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.
Игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Публикация «Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Средняя группа
- Темочки
Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая сможет обеспечить формирования фразовой речи каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
В работах О. А. Артамоновой, Т. М. Бабуновой, М. П. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-пространственной среды:
- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;
- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;
- учет всех направлений развития ребенка;
- разнообразие среды, рациональное расположение;
- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;
- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;
- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;
- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом;
- создание условий для изменения среды [5].
Влияние предметно-пространственной среды на речевое развитие детей достаточно велико : разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.
При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей [5].
С целью создания продуктивной предметно-пространственной среды в группе детского сада должен быть организован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.
В уголке должен находиться разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).
Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию фразовой речи.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения (цветовой, звуковой, пространственной среды, вариативное и полифункциональное использование предметов, помещений) в соответствии со вкусами и настроениями детей, с учетом педагогических задач.
Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как «Что из чего»).
Большое значение для развития фразовой речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому должны быть созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.
Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы необходимо собрать материал по темам: «Фрукты и овощи», «Зимние забавы», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает, идет?», «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.
Большое значение для формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития играют дидактические игры.
Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактических игр. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание [4].
Игры можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, педагог должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.
В основе системы речевых игр лежат следующие принципы:
• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;
• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
• повышение умственной и речевой активности ребенка;
• органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка;
• единство обучающих и воспитательных воздействий [3].
Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.
Например, в дидактической игре «Что делает кукла?» разучивается употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам. [1].
Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину. Например, в дидактической игре «Волшебный мешочек» вносится «волшебный мешочек», из которого достаются игрушки. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.
В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён [2].
Большую роль для ребёнка играет, поставленные взрослыми, сценки речевой деятельности «Я правильно сказал?» или «Как нужно сказать правильно?».
В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда – необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.
Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Обучая дошкольников, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Для этого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме.
Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.
Литература:
1. Жиркова, А. М. Мелкая моторика у детей младшего школьного возраста / А. М. Жиркова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. –2013. – № 17. – С. 60-63.
2. Кишиневская, М. А. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи моторного характера с помощью музыкально-ритмических упражнений / М. А. Кишеневская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 21. – С. 45-47.
3. Ковалева, Т. Э. Взрослые для детей : [ДОУ для детей с нарушениями ОДА] / Т. Э. Ковалёв // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 4. – С. 19-22.
4. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелёва. - М. : Академия, 2010. - 312 с.
5. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы / Г. Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.