Получи документы

Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре

Виктория Дрыбина
Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре
▼ Скачать + Заказать документы

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем.

Игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.

Публикация «Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре» размещена в разделах

Основополагающей целью ФГОС дошкольного образования является создание такой развивающей предметно-пространственной среды, которая сможет обеспечить формирования фразовой речи каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

В работах О. А. Артамоновой, Т. М. Бабуновой, М. П. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-пространственной среды:

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующейся в детском саду;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие среды, рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

- обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом;

- создание условий для изменения среды [5].

Влияние предметно-пространственной среды на речевое развитие детей достаточно велико : разнообразная деятельность обогащает речевой опыт ребенка.

При насыщении группового пространства следует обратить внимание на то, что дети должны удовлетворять свои важные жизненные потребности в познании и общении. Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, включающим в себя наглядный, раздаточный материалы, позволяющий обеспечить более высокий уровень познавательно-речевого развития детей [5].

С целью создания продуктивной предметно-пространственной среды в группе детского сада должен быть организован познавательно-речевой уголок, представляющий ребенку возможность действовать индивидуально.

В уголке должен находиться разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий, включающий в себя дидактические игры, комплексы пальчиковых игр, пособия для проведения артикуляционных упражнений, пособия, способствующие развитию речи детей (материалы для рассказывания, художественная литература, настольно-печатные и дидактические игры, игры для развития мелкой моторики рук).

Уголок театрализации, в котором ребенок может самостоятельно или с участием взрослого взять на себя роль сказочного персонажа. Настольный и кукольный театр, способствующий развитию фразовой речи.

В среде должна быть заложена возможность ее изменения (цветовой, звуковой, пространственной среды, вариативное и полифункциональное использование предметов, помещений) в соответствии со вкусами и настроениями детей, с учетом педагогических задач.

Провоцирует речевую активность и обеспечивает более высокий уровень познавательного развития демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы, дидактические игры такие как «Что из чего»).

Большое значение для развития фразовой речи дошкольника имеют сюжетно-ролевые игры («Больница», «Семья», «Магазин», «Парикмахерская» и т. д., которые способствуют развитию ролевой речи детей, умению вести диалог со сверстниками и взрослыми, поэтому должны быть созданы все необходимые условия для проведения подобных игр.

Для совместной, подгрупповой и индивидуальной работы необходимо собрать материал по темам: «Фрукты и овощи», «Зимние забавы», «Объяснялки», «Скажи наоборот», «Подберем красивые слова», «Что летает, ползает, идет?», «Узнай предмет по описанию», «Кто, где живет» и многие другие.

Большое значение для формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития играют дидактические игры.

Особая заслуга принадлежит Е. И. Тихеевой в раскрытии роли дидактических игр. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание [4].

Игры можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, педагог должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры.

В основе системы речевых игр лежат следующие принципы:

• совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения;

• постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;

• повышение умственной и речевой активности ребенка;

• органическая связь и взаимозависимость между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка;

• единство обучающих и воспитательных воздействий [3].

Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

Например, в дидактической игре «Что делает кукла?» разучивается употребление в речи повелительной формы глагола и изменение глагола по временам. [1].

Формирование навыков согласования существительных с прилагательными в числе, роде и падеже осуществляется в процессе знакомства с игрушками и рассматривания, описания, а также сравнения игрушек, предметов, картин, когда дети называют их форму, цвет, величину. Например, в дидактической игре «Волшебный мешочек» вносится «волшебный мешочек», из которого достаются игрушки. Дети рассматривают их и отвечают на вопросы.

В современных условиях воспитания и обучения детей наблюдается тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы путем изменения основы слова, нетипичные изменения окончаний. Однако, не получая правильного образца, дети допускают ошибки. У них не вырабатывается сразу нужный навык, который в дальнейшем должен быть закреплён [2].

Большую роль для ребёнка играет, поставленные взрослыми, сценки речевой деятельности «Я правильно сказал?» или «Как нужно сказать правильно?».

В этом возрасте большую роль играет связь грамматических форм с жизненными ситуациями. Отсюда – необходимость использования наглядности. Для игр и упражнений используется равное количество игрушек и картинок. Часть грамматических форм подлежит усвоению и без наглядного материала.

Нужно дифференцированно определять меру требовательности к детям, учитывая задачи обучения и качество усвоения материала. Обучая дошкольников, нужно добиться, чтобы речь детей была правильной. Для этого предлагается несколько раз произносить слова в правильной форме.

Таким образом, игра, являясь ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития. Дидактические игры с игрушками, игры-драматизации в наибольшей степени отвечают возрастным особенностям детей раннего и младшего дошкольного возраста. Они предоставляют возможность изменять положение игрушек, разыгрывать сценки, употреблять прямую и косвенную речь, соответствующим образом изменять слово. Динамика игрового действия способствует усвоению грамматических навыков. В подобных играх предусматривается дидактическая задача, оборудование, ход игры, игровые действия.

Литература:

1. Жиркова, А. М. Мелкая моторика у детей младшего школьного возраста / А. М. Жиркова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. –2013. – № 17. – С. 60-63.

2. Кишиневская, М. А. Предупреждение и коррекция нарушений письменной речи моторного характера с помощью музыкально-ритмических упражнений / М. А. Кишеневская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2015. – № 21. – С. 45-47.

3. Ковалева, Т. Э. Взрослые для детей : [ДОУ для детей с нарушениями ОДА] / Т. Э. Ковалёв // Воспитатель ДОУ. – 2007. - № 4. – С. 19-22.

4. Стребелева, Е. А. Специальная дошкольная педагогика / Е. А. Стребелёва. - М. : Академия, 2010. - 312 с.

5. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избр. главы / Г. Е. Сухарева. - М. : Медицина, 1974. - 320 с.

Публикации по теме:

Фотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развитияФотографии как средство формирования и развития связной речи у детей с задержкой психического развития Обучение рассказыванию - одна из наиболее важных и сложных задач речевого развития детей дошкольного возраста. В то же время особенности.

Особенности речевого развития детей раннего возраста Симонова О. В. воспитатели МБДОУ д/с № 37 «Соловушка» город Старый Оскол, Белгородская область Аннотация: данная статья предназначена.

Консультация «Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста» Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Особенности и проблемы речевого развития детей среднего дошкольного возраста Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем.

Особенности профилактики нарушений речевого развития детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания Н. С. Стегнина, учитель-логопед, социальный педагог МБДОУ д/с №57 г. Белгорода Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме профилактики.

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста «Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях» Особенности речевого развития детей раннего возраста[/b]Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих.

Особенности речевого развития у детей младшего дошкольного возраста В период дошкольного возраста создаются благоприятные условия для развития речи детей. Именно в этот период закладывается фундамент для.

Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития Особенности сформированности произвольного внимания у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития[/h3] В настоящее.

Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года»Рекомендация для педагогов «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста 3–4 года» Одно из основных условий нормального речевого развития ребенка и его успешного обучения в школе является своевременное и полноценное формирование.

Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Семинар-практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста» Семинар – практикум для родителей «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста». Дошкольный возраст – этап активного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре
Опубликовано: 2 декабря 2018 в 19:39
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования фразовой речи у детей раннего и младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития в игре» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Дрыбина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД