Ольга Афонина
План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу «Изобразительное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
1) Цель программы:
Обеспечить возможность самореализации одарённой личности в различных изобразительных видах деятельности.
2) Задачи:
1. Создать систему работы вне занятий, дополнительного образования дошкольников.
2. Дать детям дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты.
Публикация «План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу „Изобразительное искусство“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- ИЗО. Планирование
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
3. Создать условия для дальнейшего личностного роста детей, реализации их творческих способностей.
Актуальность.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Образование обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ребёнка. Жизнь требует от системы образования подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г. Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
Новая политика в образовании России выдвигает задачу демократизации образования и воспитания. Стратегией образовательного пространства является создание образовательного процесса, направленного на гармоническое развитие личности, создание обогащенной Среды для развития каждого ребенка. Необходима "перестройка системы обучения, которая позволила бы одаренному ребенку свободно проявлять свои особенности, развиваться в силу своего дарования как уникальной личности". Эти тезисы, произнесенные более десяти лет назад, актуальны и в настоящее время, когда с новой силой выдвигается проблема одаренности, которая рассматривается с позиций процессов образования, воспитания и развития.
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, затрагивая уже дошкольный возраст ребёнка, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это кружковая работа и развитие исследовательской деятельности. Выявление и развитие одарённых детей дошкольников.
При организации работы с одаренными дошкольниками, речь идёт о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности, как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Одарённость – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных, физических, умственных и др.).
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у ребенка связаны чрезвычайными возможностями детских лет жизни. Нужно иметь в виду, что в ранние дошкольные годы стремительное умственное развитие происходит у всех детей, оказывая решающий вклад детских лет в становление интеллекта.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности и состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка высокая умственная активность, особая готовность к напряжению – это внутреннее условие умственного роста. При этом ранние проявления одаренности еще не предопределяют будущих возможностей человека: чрезвычайно трудно предвидеть ход дальнейшего становления одаренности. Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой-то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех прочих отношениях. Однако, как правило, одаренность охватывает широкий спектр индивидуально-психологических особенностей. Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от большинства сверстников.
Одаренных детей, как правило, отличает высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями.
Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Очень важно своевременно уловить, не упустить черты относительного постоянства индивидуальности у детей, опережающих в умственном отношении свой возраст. Одаренность ребенка – это достаточно устойчивые особенности именно индивидуальных проявлений незаурядного, растущего с возрастом интеллекта.
Виды одарённости.
Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одаренности. К выделенным видам одаренности относятся следующие :
2.1 Художественная одаренность
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных кружках, изостудиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много времени, энергии, упражнениям, достижению мастерства в своей художественной деятельности.
2.2 Общая интеллектуальная одаренность
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
2.3 Творческая одаренность
Прежде всего, продолжаются споры о самой необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, A. M. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности – творческая : если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью выдвигать новые идеи, изобретать, или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Вместе с тем исследователи показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и в то же время вызывают отнюдь не положительные эмоции в окружающих людях:
• Отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
• Большая независимость в суждениях;
• Тонкое чувство юмора;
• Отсутствие внимания к порядку и организации работы;
• Яркий темперамент.
2.4 Одарённость в физическом развитии.
Ребёнок показывает высокие результаты при организации мониторинга физического развития детей. Обладает высокими показателями развития здоровья и физических качеств.
Перечисленные виды своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути.
План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу «Изобразительное искусство» в средней группе.
Сентябрь
Тема: «Осеннее дерево»
Задачи: Познакомить с приемами печати печатками. Развивать чувство композиции и ритма.
Тема: «Грибы в лукошке»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатании печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором (полоска из точек, используя рисование пальчиком. Развивать чувство композиции.
Октябрь
Тема: «Осенний лес» (коллективная работа)
Задачи: Познакомить с картиной И. Левитана «Золотая осень», с тем, как художник передает красоту осенней природы; закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы, колорит; развивать умение рисовать на одном листе бумаги, создавая коллективную работу.
Тема: «Подсолнухи»
Задачи: Упражнять в рисовании пальчиками. Формировать умение рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закреплять навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции.
Ноябрь
Тема: «Мои любимые рыбки»
Задачи: Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Развивать умение тонировать лист разными цветами акварели. Развивать цветовосприятие.
Тема: «Съедобное королевство» (фитодизайн в технике аппликации)
Задачи: Развиваем целостное восприятие предмета. Формировать умение определять на ощупь разные виды крупы. Учить составлять композицию из разных видов круп.
Декабрь
Тема: «Елочные игрушки»
Задачи: Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой.
Тема: «Два петушка сорятся» (рисование ладошкой)
Задачи: Совершенствовать умение делать отпечатки ладонями и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество.
Январь
Тема: «Новогодняя елка»
Задачи: Расширять умение передавать в рисунке образ нарядной новогодней елки, равномерно распределять украшения по всему дереву; закрепить умение рисовать гирлянды овальных бус с чередованием по цвету и расположению; видеть красоту в сочетании темно-зеленого цвета ели с яркими и светлыми цветами.
Тема:«Снеговичок» (скатывание бумаги)
Задачи: Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. Формировать умение дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка). Развивать чувство композиции.
Февраль
Тема: «Портрет зимы»
Задачи: Закрепить умение рисовать восковыми мелками, украшать деталями, тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать цветовосприятие.
Тема: «Кораблики в море» (знакомая форма - новый образ)
Задачи: Формировать умение рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью. Воспитывать аккуратность. Развивать воображение.
Март
Тема: «Весеннее солнышко» (рисование ладошками)
Задачи: Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Формировать умение смешивать разные краски кистью прямо на ладошке.
Тема: «Открытка для мамы»
Задачи: Совершенствовать умение печатать по трафарету и в рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции, ритма.
Апрель
Тема: «Весна в звуках нежных, хрупких» (рисование по мокрому)
Задачи: Формировать умение видеть красоту природы, выделять главные отличительные ее особенности. Развивать умение рисовать по своему замыслу под музыку, отражая свои чувства в весенних тонах акварели. Совершенствовать навыки работы в акварельной технике.
Тема: «Красивые цветы»
Задачи: Продолжать учить рисовать цветы разными приемами: примакиванием в разных направлениях, рисованием круглых и овальных форм. Развивать наблюдательность и умение воспринимать красоту окружающего мира.
Май
Тема: «Одуванчики»
Задачи: Закрепить умение детей работать восковыми мелками и акварелью, печатать печатками. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции.
Тема: «Березки на поляне» (коллективная работа)
Задачи: Вызвать чувство радости от восприятия произведений живописи; воспитывать любовь к природе; создавать радостную, светлую коллективную работу на ткани. Развивать умение изображать березы разными приемами рисования кистью: ровный ствол - всем ворсом, тонкие веточки - концом кисти, листву - примакиванием.
План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу «Изобразительное искусство» в старшей группе.
Сентябрь.
Тема: «Улетает наше лето»
Задачи: учить детей отражать в рисунке летние впечатления, рисовать простые сюжеты, передавая движения человека, располагать изображение на всем листе бумаги, составлять композицию; закреплять умения рисовать карандашами, наносить штриховку в зависимости от предмета; вовлекать детей в коллективный разговор, взаимодействие со сверстниками; развивать творческую активность; выявлять умение передавать настроение в рисунке.
Октябрь.
Тема: «Дары осени»
Задачи: знакомить детей с натюрмортом, его содержанием, композицией, подбором предметов по цвету; учить понимать красоту в сочетании форм и цвета; учить рисовать натюрморт, пользуясь схематическим алгоритмом; закреплять умение правильно пользоваться изобразительными материалами; развивать глазомер, внимание, усидчивость.
Ноябрь.
Тема: «Осень на опушке краски разводила.»
Задачи: развивать у детей интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, высказывать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; учить рисовать осенний пейзаж, выделять в своем рисунке главное; развивать фантазию, творческое воображение; совершенствовать владение различными приемами рисования; упражнять в видении цветовой гаммы картины и поборе красок к ней; обогащать словарь эмоционально-оценочной лексикой, искусствоведческими терминами : золотая осень, осенние мотивы, осенний пейзаж, терем расписной, лес багряный, лиловый, золотой; знания о пейзаже как о жанре живописи; воспитывать любовь к природе.
Декабрь.
Тема: «Вот зима, кругом бело.»
Задачи: знакомить детей с зимним временем года, сезонными изменениями, учить устанавливать связи и закономерности в природе; вызывать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы; развивать интерес к пейзажной живописи, способность сопереживать настроению художественного произведения, желание любоваться им, выражать личные оценки и суждения, соотносить увиденное на картине с собственным настроением и опытом восприятия природы; развивать эстетические оценки, суждения; упражнять в видении цветовой гаммы картины и подборе красок к ней, подводить к пониманию того, что с помощью холодных цветосочетаний художник передает в картине ощущение зимы;
Январь.
Тема: «Мы играем со снежками. Зимние забавы»
Задачи: закреплять у детей знание признаков зимних явлений природы; учить отображать в рисунках свои впечатления о зимних забавах; формировать умение выбирать несложный сюжет по предложенной теме, рисовать гуашью; развивать творческое воображение, эстетическое восприятие цвета.
Февраль.
Тема: «Мир вокруг нас. Комнатные растения»
Задачи: расширять знания детей о комнатных растениях; формировать бережное отношение к комнатным растениям, навыки ухода за ними; учить рисовать комнатное растение в определенной последовательности; формировать технические навыки работы с карандашом; развивать эстетическое восприятие окружающего мира; воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.
Март.
Тема: «Праздник мам»
Задачи: Продолжать вызвать желание поздравить мам с праздником и подарить коллективную работу; закреплять умение рисовать цветы, создавать коллективную работу; создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами, изобразительными техниками; развивать чувство композиции, технические навыки; воспитывать любовь и заботу о маме, вызывать желание сделать ей приятное.
Апрель.
Тема: «Профессии»
Задачи: дать детям представление о женских и мужских профессиях; развивать эстетическое отношение к окружающему, передавать в рисунке образ человека труда, изображая людей в характерной профессиональной одежде, в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами; закреплять умения рисовать основные части простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунки; воспитывать уважение к людям труда, художественный вкус, фантазию, творческие способности.
Май.
Тема: «День Победы»
Задачи: расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить дошкольников с жизнью народа в этот период; учить создавать сюжетный рисунок с помощью гуаши; закреплять знания о свойствах различных изобразительных материалов; воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.
План индивидуальной работы с одаренными детьми по разделу «Изобразительное искусство» в подготовительной к школе группе.
Сентябрь.
Тема: «Натюрморт с арбузом»
Задачи: Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта; предложить детям на основе впечатлений, знаний, умений, изобразить натюрморт с арбузом, используя технику трафарет и тычок; развивать творческую активность.
Октябрь.
Тема: «Овощи и фрукты – герои сказки»
Задачи: Продолжать учить детей смешивать цвета на палитре; познакомить детей с новой техникой рисование по мятой бумаге; развивать образное восприятие, чувство цвета.
Ноябрь.
Тема: «Унылая пора»
Задачи: Продолжать учить рисовать пейзажи согласно законам композиции, используя нетрадиционные техники рисования; совершенствовать навыки смешивания красок; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов.
Декабрь.
Тема: «Цапля с птенчиком»
Задачи: Продолжать совершенствовать технику граттаж; формировать умение получать четкий контур рисуемых объектов, сильнее нажимая на изобразительный инструмент; развивать композиционное и пространственное восприятие.
Январь.
Тема: «Звери в зоопарке»
Задачи: Учить детей задумывать содержание рисунка, рисовать по всему листу; совершенствовать технику рисования пальцами, «кляксографией», тычком; развивать любознательность.
Февраль.
Тема: «Фонари в городе снеговиков»
Задачи: Познакомить детей с новой техникой «батик»; учить детей рисовать по ткани; формировать эстетический вкус.
Март.
Тема: «Сказочный подсолнух»
Задачи: Продолжать знакомить детей с техникой «батика»; развивать у детей чувство цветовосприятия; воспитывать интерес к осенним явлениям природы.
Апрель.
Тема: «Цветочек в горшочке»
Задачи: Закрепить приемы работы в технике кляксография; продолжать учить детей передавать в работе характерные особенности внешнего вида разных цветов; способствовать расширению знаний о многообразии растительного мира.
Май.
Тема: «Баба Яга и Леший»
Задачи: Учить детей изображать при помощи деревянной и ватной палочек, способов действий и взаимоотношений героев; развивать чувство композиции; развивать интерес к народному творчеству.