Юлия Фоминых
Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип урока: урок обобщающего повторения
Перечень оборудования: учебник, мультимедийный проектор, раздаточный материал.
Список литературы: учебник русского языка под ред. Н. Г. Гольцовой, И. В. Шамшина
Цель урока: обобщение, систематизация сведений о разделе лексики – фразеологии.
Задачи урока:
Обучающие:
- обобщить знания о фразеологии как разделе лингвистики.
Публикация «Конспект урока русского языка в 10 классе по теме „Фразеология, Фразеологические единицы и их употребление“» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Фразеологизмы. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- продолжить формирование умение употреблять фразеологические единицы уместно речевой ситуации.
- подготовка к ЕГЭ.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изучению русского языка через подачу интересного языкового материала,
- воспитывать уважение к классному коллективу через организацию слушания устного ответа по теме и оценку работы одноклассника у доски,
Развивающие:
- способствовать развитию грамотной речи путем устных ответов на задания,
- способствовать углублению знаний по русскому языку,
- способствовать обогащению словарного запаса.
Добрый день.
Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число: двенадцатое октября.
И, прежде, чем я озвучу тему урока, попробуйте сами ее сформулировать. Для этого вам дано задание: на интерактивной доске записаны четверостишья. Прочтите их определите, что их объединяет?
Языковой материал:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой не разольешь.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперек.
И так устали мы в дороге,
Что еле волочим ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова,
Поют кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши вянут.
Итак, сформулируйте тему урока.
Цель нашего урока – обобщить и систематизировать знания о фразеологии русского языка. В процессе урока вспомним, какие единицы языка называются фразеологизмами, поговорим о сфере их употребления, о их значении в лексике языка.
Откройте учебники на странице 29-ой. Работа с теоретическим материалом. Ваша задача: прочитать теорию, кратко законспектировать статью. На работу вам отводится 5 минут.
Итак, сформулируйте определение термина «фразеологизм».
Что называется фразеологией?
Назовите источники возникновения фразеологизмов
Откройте учебники на странице тридцатой. Прочтите задание к 44-ому упражнению. Итак, ваша задача: распределяя словосочетания в два столбика, выписать их в тетрадь. В первый столбик – свободные словосочетания, во второй – фразеологизмы.
Образец записи:
Упражнение №44
Свободн. сл-я Фразеологизмы
Хорошо писать Спустя рукава
Удельный вес Белая ворона
Белая известь Бить тревогу
Бить ногой Бить баклуши
Уйти из дома Уйти в себя
Следующее задание – тестовое. Вам разданы карточки с заданиями.
Необходимо выбрать по одному варианту ответа из каждой группы заданий. После выполнения вами задания, я записываю на доске ключ: комбинацию цифр, обозначающих правильные ответы. Проверяем способом взаимопроверки: обменявшись карточками с соседом по парте. Итак, работаем.
Работа с языковым материалом:
Какое сочетание слов не является фразеологизмом?
1.
1. Белый танец.
2. Белый стих.
3. Белое вино.
4. Белая рубашка.
2.
1. Золотое дно.
2. Золотые серьги.
3. Золотые горы.
4. Золотая свадьба.
2. В каком предложении нет фразеологического оборота?
1) Я заканчиваю обучение в медицинской академии и уже без пяти минут врач.
2) Сию минуту верните мне сумочку!
3) Многие думали, что катастрофа неизбежна, и с минуты на минуту ждали ее.
4) На часах десять минут одиннадцатого.
3. Какой фразеологический оборот имеет значение “совершать необдуманные поступки”?
1) Курить фимиам.
2) Петь дифирамбы.
3) Терять голову.
4) Биться как рыба об лед.
4. Имеет значение “наиболее уязвимое место”?
1) Авгиевы конюшни.
2) Вавилонское столпотворение.
3) Ахиллесова пята.
4) Филькина грамота.
Ключ: 42433
Следующее задание по вариантам: первый вариант подбирает к первому столбику фразеологизмов синонимы-фразеологизмы ; второй вариант - ко второму столбику подбирает антонимы-фразеологизмы.
Языковой материал:
1 вар.
на скорую руку –
обвести вокруг пальца –
на всех парах –
хоть волком вой –
ни зги не видно –
тертый калач –
2 вар.
слова не вытянешь –
ходить вокруг да около –
дать маху –
мухи не обидит –
выйти из себя –
впасть в отчаяние –
На сегодняшнем уроке мы обобщили знания о фразеологии как разделе лексики.
Итак, по каким признакам фразеологизм отличается от свободных словосочетаний?
Назовите функции, которые фразеологизмы выполняют в речи.
Оценки за урок.
До свидания.