Любовь Тимошкина
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)
▼ Скачать + Заказать документы
Изменение имен прилагательных по падежам. (УМК Школа России
Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». (УМК «Школа России»)
Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного; формировать знания учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (падеже, о том, что падеж имени прилагательного совпадает с падежом имени существительного.
УУД:
Публикация «Урок русского языка в 3 классе „Изменение имен прилагательных по падежам“, (УМК „Школа России“)» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Падежи
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Коммуникативные: учиться строить речевые высказывания, участвовать в обсуждении содержания учебного материала, учиться формулировать собственное мнение, учиться сотрудничать с соседом по парте, с товарищами в классе.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Познавательные: искать, использовать информацию; соотносить ее с имеющимися знаниями; формулировать выводы, строить объяснения в устной форме; строить логическую цепь рассуждений.
Оборудование: карточки с названиями падежей. Карточки с пословицами.
Ход урока.
Слайд №1.
1. Актуализация знаний.
На доске слова: зеленое, я, сладкие, лесной, мечтать, далекая, кедровые, над.
Учитель: - Исключите лишние слова. (я, над, мечтать).
- Что общего в этих словах? (это имена прилагательные).
- Что такое имя прилагательное? Дайте определение.
- Для чего употребляются имена прилагательные в речи? (они делают нашу речь более выразительной, красочной, яркой).
- Разделите данные прилагательные на группы по нескольким признакам (дети сами определяют групповые признаки).
1)слова с безударной гласной и парной согласной в корне слова;
2)слова с суффиксом и без суффикса;
3) прилагательные в форме единственного числа и в форме множественного числа.
- Обратим внимание на прилагательные в форме единственного числа. Что можем о них сказать? (стоят в мужском, женском, среднем роде).
- Значит, они …. (изменяются по родам).
- Запишем словосочетания с этими прилагательными, выделяя окончания.
Один ученик работает у доски.
Запись: зеленое яблоко
лесной воздух
далекая страна
- Почему мы согласовали прилагательные с существительными? (так как прилагательное тесно связано с именем существительным, а не с другими частями речи).
- На что указывают окончания прилагательных в единственном числе? (на род прилагательного).
- Как еще изменяется прилагательное? (по числам).
- Что это значит? (могут употребляться в форме единственного и в форме множественного числа).
- Назовите прилагательные в форме множественного числа (кедровые, сладкие).
- Запишем словосочетания с ними, выделим окончания.
Один ученик работает у доски.
Запись: кедровые орехи
сладкие конфеты
- На что указывает окончание в этих прилагательных? (на форму множественного числа прилагательного).
Слайд №2.
2. Постановка проблемы.
- Посмотрите на таблицу, сделайте вывод. (возможно, прилагательное еще как-то изменяется).
- Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем выполнить трудное задание. Для чего? (чтобы понять, что мы не знаем).
Слайд №3.
- Какого рода имена существительные в этих словосочетаниях? (женского, мужского и среднего рода).
- Какие окончания у прилагательных в мужском роде? (- ой, - ый, - ий).
-Какие окончания у прилагательных в женском роде? (- ая, - яя).
- Какие окончания у прилагательных в среднем роде? (- ое, - ее).
- А какие окончания у наших прилагательных? (- ую, - ому, - ым).
- Почему? С чем это связано?
Затруднение.
- Как согласуется прилагательное с существительным? (в роде, в числе).
- А что еще можно определить у существительного? (падеж).
Работа в парах.
- Попробуйте определить падеж у данных прилагательных. (Дети выполняют задание).
- Есть такие ученики, которые не смогли выполнить задание?
- Почему? (не умеем определять падеж прилагательных, не знаем, изменяется ли прилагательное по падежам).
- У кого что-то получилось? Как вы рассуждали? (так как прилагательное согласуется с существительным, а существительное изменяется по падежам, следовательно, и прилагательное изменяется по падежам).
Слайд №4.
А сейчас сформулируйте цель урока. (Научиться определять падеж имени прилагательного).
- Какова тема урока? (Изменение прилагательных по падежам или склонение).
- Итак, мы предположили, что имена прилагательные склоняются. Где проверим свои предположения? (в учебнике).
- Откройте учебники на с. 82. Прочитаем правило. (Наши предположения верны. Прилагательное еще изменяется и по падежам, т. е. склоняется).
- Рассмотрим таблицу склонения прилагательных (с. 83). Почему таблица состоит из 3-х колонок? (склоняются прилагательные 3-х родов).
- Прилагательные каких родов склоняются одинаково? (мужского и среднего рода).
- В каких падежах различаются вопросы у прилагательных мужского и среднего рода? (в именительном падеже и в винительном падеже).
- Почему? От чего это зависит? (От того, является ли существительное одушевленным или неодушевленным).
- Посмотрим на 3-ю колонку – изменение прилагательных в женском роде.
В каких падежах они отвечают на один и тот же вопрос? (вопрос какой? – в родительном, дательном, творительном и предложном падежах).
- Какая часть в слове указывает на то, что прилагательные изменились по падежам? (окончание).
- Выполним устно упражнение 144 (просклоняем 1-2 словосочетания).
Физминутка.
3. Первичное закрепление. Работа в парах.
- А теперь потренируемся в определении падежа имен прилагательных. Выполним упражнение 145 на с. 84.
- Разберем задание.
- Выполните самостоятельно.
Слайд №5 (проверка по эталону).
-Оцените себя сигнальной карточкой.
- Итак, что же нужно сделать, чтобы определить падеж имени прилагательного? (Ответы детей).
-Составим алгоритм.
Слайд №6.
- Где проверить наши выводы? (правило в учебнике).
- Читаем на с. 83 правило.
- Мы были правы? (да).
4. Включение в систему знаний и повторение.
- Теперь вы научились определять падеж у имени прилагательного. Сейчас будете работать в группах. Ответственные в группе получают задание.
Дети должны в предложенных пословицах определить падеж имени прилагательного и разложить карточки с пословицами на соответствующие карточки с названиями падежей.
После выполнения работы дети получают лист проверки.
5. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили?
- Достигли мы ее?
- Кто сам смог открыть новое знание?
- Кому было трудно и еще нужна помощь?
- Что будете делать дома, чтобы знания окрепли? (Выучим правило, потренируемся).
Слайд №7.
6. Подведение итогов, выставление оценок.
Слайд №8.
7. Домашнее задание.
Слайд №9.