Валентина Качалина
Урок русского языка в 3 классе (УМК Занкова) с презентацией на тему «Изменение имён существительных по падежам»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
(УМК «Система развивающего обучения Занкова»)
Учитель ___Качалина Валентина Васильевна___
Класс : 3
Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме : урок изучения нового материала.
Тема урока : «Изменение имен существительных по падежам»
Цель: создать целостное представление о склонении имен существительных.
Публикация «Урок русского языка в 3 классе (УМК Занкова) с презентацией на тему „Изменение имён существительных по падежам“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Падежи
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Задачи:
Предметные:
- учить определять грамматический признак имени существительного - падеж, падежный вопрос для существительного (одушевлённого, неодушевлённого);
- закреплять умение находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс;
- повторить грамматические признаки имен существительных - род, число.
Личностные:
- формировать интерес к познанию русского языка, ориентацию на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Регулятивные:
- обучать действию в учебном сотрудничестве, контролю и оценке своих действий в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Познавательные:
- учить пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте;
- строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
Коммуникативные:
- Учить договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, учитывать другое мнение и позицию.
Дидактические средства:
для учителя: презентация, медиапроектор, учебная таблица «Падежи»
для обучающегося: учебник, рабочая тетрадь.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Прозвенел звонок. Начинается урок. Улыбнитесь друг другу. Желаю вам хорошего настроения.
- Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в дерево, в конфеты –
В общем, в разные предметы.
- О каком старике идёт речь в этом стихотворении?
- Продолжите мою фразу: «Я знаю об имени существительном, что…»
Об имени существительном Личностные :
- формировать интерес к познанию русского языка
2 Актуализация знаний учащихся
Цель: повторение изученного 1. Чистописание
- Докажите, что данные слова являются именами существительными.
Корм, перевозка, домик
- Догадайтесь, написание, каких букв вы должны вспомнить на уроке. Одна из этих букв обозначает гласный звук, который есть в корне каждого слова. Другая обозначает гласный звук, встречающийся в приставке, а третья обозначает согласный, который встречается в суффиксах.
- Запишите сочетания, продолжив закономерность.
оек, ееккоо, кккоооеее
Как аукнется, так и откликнется.
- Почему так говорят? Запишите пословицу
называют признаки имени существительного
Буквы «о», «е», «к»
находят закономерность, записывают
обсуждение смысла пословицы Познавательные:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
Предметные:
находить в словах окончание, корень, приставку, суффикс.
3 Целеполагание
Цель: решение устных задач Словарно-орфографическая работа. Постановка проблемы.
Игра «Гласные потерялись»
- Прочитайте (ковш, колодец, котлета, капитан, падеж)
КВШ, КЛДЦ, КТЛТ, КПТН, ПДЖ
- Что общего у этих слов?
- Какое слово лишнее?
- Значение какого слова вам трудно объяснить?
- Будет ли вам интересно узнать подробности об этом слове?
- Что именно вы хотели бы узнать о падеже?
- Определим тему и задачи нашего урока.
Значение слова.
Какую роль играет в нашей речи.
Где я могу применить это знание.
Все имена существительные
Варианты ответов: котлета, т. к. сущ. ж. р. ;
Капитан – т. к. сущ. одушевл. ; ковш – т. к. в нё м один слог Познавательные:
учить пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе;
Предметные:
повторить грамматические приз-наки имен существительных - род, число
4 Открытие нового знания
Цель: Знакомство с падежами и вопросами.
- Прочитайте и объясните смысл пословиц и поговорок.
У него дело из рук валится.
Без дела жить – только небо коптить.
Делу время, потехе час.
За правое дело стой смело.
За делом и день пролетит незаметно.
Пора поговорить и о деле.
- Что общего у этих предложений?
- Можно ли сказать, что это родственные слова? Запишите слово «дело» с вопросами. Выделите окончания.
Что? дело
Без чего? без дела
Чему? делу
За что? за дело
За чем? за делом
О чём? о деле
- Почему менялись окончания у этого слова?
- Сколько вопросов вы поставили к формам слова «дело»? (6)
- Вот и в русском языке есть 6 падежей.
- Имена существительные изменяются по падежам. Как в русском языке называется такое действие, вы можете узнать из учебника (с. 4, правило)
- Почему задаётся два вопроса?
ФИЗМИНУТКА
Грамматическая сказка «Откуда пришло название падежей»
Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя и решили назвать – …. (именительный).
Родился - стал ….(родительный). Это имя ему ещё больше понравилось.
Он был малышом, ему всё давали, и он стал….
(дательным).
Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал … (винительным).
Потом подрос, стал творить добрые дела, и назвали его … (творительным).
Он всем стал предлагать свою помощь, о нём вскоре все заговорили и назвали теперь ….(предложным). Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:
Именительный, Родительный,
Дательный, Винительный,
Творительный, Предложный. -3 раза
фронтальная работа
В каждом предложении говорится о деле.
Это форма одного слова, потому что основа одна и та же, а меняется окончание.
(записывают вопрос и слово)
Менялись вопросы.
работа с учебником,
работа в парах
фронтальная работа
договаривают название падежей
Личностные:
- формировать интерес к познанию русского языка
Познавательные:
- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей; понимать структуру построения рассуждения как связь простых суждений об объекте.
Регулятивные:
- обучать действию в учебном сотрудничестве
Коммуникативные:
- Учить договариваться, приходить к общему решению (при работе в паре, учитывать другое мнение и пози-цию
5 Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала упр. 2 стр. 4.
Выполнение по образцу:
запись словосочетаний с определённым словом, постановка вопроса, определение падежа.
(Кто) Сестра (И. п.) придёт
работа в парах,
проверка Регулятивные:
- обучать действию в учебном сотрудничестве,
6 Самостоятельная работа
Цель: каждый для себя делает вывод, чему он научился упр. 3 стр. 4.
прочитать стихотворение, определить падеж слова «весна»
самоконтроль, самооценка Регулятивные:
- обучать контролю и оценке своих действий в работе с учебным материалом
7 Рефлексия
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности - Что произойдёт, если из русского языка исчезнут падежи?
- Если я правильно поняла, наша речь перестанет быть понятной?
Закончи фразу.
1. Сегодня я узнал…
2. Было трудно…
3. Теперь я могу…
4. Я понял (а, что…
5. У меня получилось…
6. Было интересно…
7. Меня удивило…
8. Мне захотелось… осмысливают вопрос, дают на него ответ.
заканчивают фразу по своему усмотрению. Познавательные:
строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте
8 Домашнее задание 1. Правило стр. 4, упр. 4 стр. 5 по заданию
2. Правило стр. 4, упр. 4 стр. 5 придумать рассказ с одним из слов.