Рузиля Халикова
Фрагмент рабочей программы учителя-логопеда средней группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Из рабочей программы учителя-логопеда
в средней группе компенсирующей направленности (4-5 лет)
Подготовила учитель – логопед Халикова Р. М. Городской округ Щёлково
Публикация «Фрагмент рабочей программы учителя-логопеда средней группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
В данной рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей среднего дошкольного возраста с ТНР. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач адаптированной основной образовательной программы ДОО (АООП ДО для детей с ТНР, потребностей и возможностей воспитанников
При разработке содержательного раздела данной рабочей программы опирались на программы :
-Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с ТНР под редакцией Нищевой Н. В.
-Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи под редакцией Чиркиной Г. В. (парциально).
2.2. Цель, задачи, содержание и формы логопедической работы.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Проведение мониторинговых исследований результатов коррекционной работы.
- Формирование у педагогического коллектива ДОО и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления :
Б)коррекционно - развивающая работа
В) консультативная работа
Г)информационно – просветительская работа
Форма организации обучения – подгрупповая, групповая и индивидуальная. В соответствии с СанПинами продолжительность фронтальных занятий с детьми 5-го года жизни 20 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой.
Учебный год в средней логопедической группе начинается первого сентября,длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на три периода:I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;II период — декабрь, январь, февраль, март;III период — апрель, май.
Период с 1 по 15 сентября (2 недели) отводится для углубленной диагностики речевого развития детей, сбора анамнеза, оформления индивидуальных карт речевого развития, составления планов коррекционной работы на год. С 15 сентября начинается организованная образовательная коррекционно-логопедическая деятельность с детьми в соответствии с утвержденным планом работы. Групповые занятия проводятся с 15 сентября в средней группе 2 раза в неделю. Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут 2-3 раза в неделю.
Коррекционно-развивающая работа строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ТНР и заключений психолого-медико-педагогической комиссии.
Учебно-тематический план
№ Разделы Количество занятий
1. Развитие понимания речи 10
2. Формирование произносительной стороны речи 20
3. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка 18
4. Развитие самостоятельной развернутой фразовой речи 18
2.3. Содержание логопедической работы
Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных. Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода. Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения.
Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи.
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Формировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова.
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Развитие фонематического восприятия, формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза.
Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными. Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.
Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та).
Научить подбирать слова с заданным звуком.
Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ) Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого. Формировать навыки пересказа.
Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
ПРИМЕРНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ СРЕДНЯЯ ГРУППА( 4 - 5 ЛЕТ)
МЕСЯЦ НЕДЕЛЯ.
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
СЕНТЯБРЬ 1. «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!».
2. Диагностика. Спортивное развлечение «День безопасности».
3. Я - человек. Фотовыставка «Улыбки детей».
4. Игрушки. Мини-музей «Народная игрушка».
ОКТЯБРЬ 1. Осень. Деревья. Выставка рисунков «Золотая осень».
2. Огород. Овощи. Игра-драматизация «Репка».
3. Сад. Фрукты. Коллективная работы «А у нас в садочке».
4. Лес. Грибы. Ягоды. Праздник «Вот и осень к нам пришла!».
НОЯБРЬ 1. Одежда. Опыты «Ткань – стекло – бумага».
2. Обувь. Коллаж «Сапожки для кота».
3. Мебель. Макет «Мебель для куклы».
4. Посуда. Спортивное развлечение «Федорино горе».
ДЕКАБРЬ 1. Продукты питания. Экскурсия на пищеблок в ДОУ.
2. Зима. Выставка «Белая сказка».
3. Зимующие птицы. Конкурс кормушек «Столовая для птичек».
4. Новогодний праздник. Праздник «Новогодняя сказка».
ЯНВАРЬ 1. Новогодние каникулы.
2. Домашние птицы. Макет «На птичьем дворе».
3. Домашние животные и их детеныши. Спортивное развлечение «В гостях у бабушки».
4. Дикие животные и их детеныши. Театрализация «Заюшкина избушка».
ФЕВРАЛЬ 1. Профессии. Альбом «Профессии».
2. Наш город. Создание макета «Наш город».
3. Транспорт. Макет «Улицы города».
4. Защитники Отечества. Спортивное развлечение «День защитника Отечества».
МАРТ 1. Мамин праздник. Праздник «Милая мамочка, мама моя».
2. Весна. Выставка детского творчества «Пришла весна с цветами».
3. Первые весенние цветы. Создание макета «Цветочная поляна».
4. Насекомые. Театрализация «Муха-Цокотуха».
АПРЕЛЬ 1. Водный мир. Аквариум. Коллективная работы «Аквариум».
2. Космос. Спортивное развлечение «Ждут нас быстрые ракеты».
3. Птицы прилетели. Акция «Скворушка».
4. Зоопарк. Макет «Зоопарк».
МАЙ 1. Весенние каникулы. ---
2. Семья. Фотовыставка «Моя семья».
3. Дом и его части Театрализация «Теремок».
4. Скоро лето. Праздник «Здравствуй, лето красное!»
2.4. Планирование индивидуальной работы.
После проведенного обследования и заполнения индивидуальной карты речевого развития на каждого ребенка составляется индивидуальный план коррекционной работы.
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы делится на следующие этапы:
I этап – Подготовительный (3-6 часов).
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
г) развитие мелкой моторики;
д) развитие физиологического и речевого дыхания;
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
II этап.. Формирование произносительных умений и навыков (6-36 часов)
Задачи: - устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе :
1. Постановка звуков в такой последовательности:
-Гласные звуки.
-Звуки раннего онтогенеза.
-Свистящие [c], [з], [ц], [с’], [з’].
-Шипящий [ш].
-Соноры [л], [л’].
-Шипящий [ж].
-Соноры [р], [р’].
-Шипящие [ч], [щ].
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
Способ постановки смешанный. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация поставленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
5. Дифференциация звуков.
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах).
III.Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV.Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
VI.Лексические и грамматические упражнения;
VII.Нормализация просодической стороны речи;
VIII.Обучение рассказыванию.
Занятия в подвижных подгруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников.
2.5. Консультационно-профилактическая работа
Организация работы с родителями.
Учителем-логопедом организуется как индивидуальное, так и групповое консультирование родителей.
Консультирование педагогов проводится в индивидуальной (с целью выработки общих подходов к работе с конкретным ребенком и его семьей) или групповой форме (семинар-практикум, выступление с сообщением на родительском собрании, оформление стенда информации для родителей с целью повышения компетенций по вопросам речевых нарушений и речевого развития).
2.6. Организация системы взаимодействия с педагогами ДОО
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов ДОО. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам общего и речевого развития детей и предусматривает совместную работу логопеда, психолога, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания, воспитателей.
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников.
3. Организационный раздел
Материально-техническое обеспечение программы.
3.1. Особенности предметно-развивающей пространственной среды логопедического кабинета.
Логопедический кабинет имеет зональную структуру. В нем можно выделить несколько основных зон:
1. Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.
Она представлена шкафами и стеллажами и содержит следующие разделы:
1. Материалы по обследованию речи детей;
2. Методическая литература по коррекции речи детей;
3. Учебно-методическая литература по обучению грамоте детей с нарушениями речи;
4. Учебно-методические планы и другая документация учителя-логопеда;
5. Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках, пластиковых контейнерах, папках и конвертах).
-Наглядный иллюстративный и демонстрационный материал (предметные, сюжетные картины, серии картин и т. д.) различного размера для фронтальной и индивидуально-подгрупповой работы по различным разделам (понимание речи, звукопроизношение, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи).
-Материал для развития высших психических функций (ВПФ) : мышления, зрительного и слухового внимания, памяти («четвертый лишний», наборы карточек на обобщающие темы, классификацию, лото «Сравни и отличи», «парные картинки», разрезные картинки и другое)
-Натуральные предметы, муляжи различных объектов действительности, игрушки различного размера по различным лексическим темам.
-Изготовленный самостоятельно дидактический материал, различные пособия, дидактические игры, раздаточный материал по различной тематике.
-Картотеки разнообразного речевого материала для занятий, в т. ч. для физминуток.
-Звучащие игрушки (развитие слухового восприятия).
-Пособия для формирования речевого дыхания.
-Карандаши (простой и цветные).
- Материал для развития мелкой моторики (палочки, шнуровки, пластилин, проволока, мозаика, природный материал, кинетический песок, су-джок и т. д.).
-Мячи разного размера (координация речи с движением).
- Презентации, аудиозаписи, программы для развития речи для ПК (серия «Мерсибо», «Учимся красиво говорить» и т. д.)
2. Информационная зона для педагогов и родителей
Она расположена на стенде «Учимся говорить правильно» в групповой приемной, обновляется регулярно, на электронных ресурсах (персональный сайт на сайте ДОО, персональный сайт педагога). В логопедическом кабинете имеется подборка материалов о развитии и коррекции речи детей.
3. Зона индивидуальной коррекции речи.
Здесь располагаются зеркало и рабочий стол, за которым проходит индивидуальная коррекционная работа.
4. Зона подгрупповых занятий.
Эта зона оборудована магнитной доской, мольбертом, детскими столами.
3.2. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда.
1. Арбекова Н. Е. Развитие связной речи 4-5 лет для детей с ОНР. -М., 2012.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. - М., 2010.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей, -М., Просвещение,1981.
4. Бухарина Ксения Евгеньевна. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4–5 лет с ОНР и ЗПР,Москва,2015г
5. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. СПб, 2003.
6. Галкина Г. Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. - М. : Гном и Д, 2005.
7. Гаркуша Ю. Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи-М. :АСТ,1999
8. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. - М., Просвещение, 1985.
9. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия: основы теории и практики. - М. ,2017.
10. Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей. -М. :Сфера,2005
11. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет. М. : Гном, 1999.
12. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. М., Гном, 1999.
13. Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи. - СПб., Каро,2004
14. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 1991.
15. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 4 до 5 лет (средняя группа). — СПб. : О «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.
16. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб., Детство-Пресс,2005
17. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. — М. : Мозаика-Синтез, 2004.
18. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. –М. : Просвещение,2008.
19. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. -М. : Айрис Пресс,2008
20. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения.
Лист корректировки