татьяна белоносова
Нейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. В настоящее время считается, что нарушения речевого развития всегда связаны с нарушениями всех других психических функций.
Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, и, следовательно, препятствуют развитию полноценной личности. Вследствие несовершенства в полной мере коммуникативных навыков возможны затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности.
Публикация «Нейропсихологические игры с дошкольниками группы компенсирующей направленности» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Игры для детей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2022
В группу компенсирующей направленности поступают дети со смешанными нарушениями развития.
У дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается незрелость высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления и воображения.
Таким образом, раскрытие связей между речевыми и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути коррекционно-педагогического воздействия. Развитие и коррекция неречевых процессов у детей с ОНР является неотъемлемой частью всей коррекционно – развивающей работы, проводимой с целью преодоления общего недоразвития речи.
В своей работе я использую нейропсихологические игры и упражнения, что позволяет воздеи ствовать на сенсомоторныи уровень с учетом общих закономерностеи онтогенеза и вызывает активизацию развития высших психических функции. Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущество в интеллектуальном развитии.
Поэтому мною была определена цель: использование нейропсихологических игр и упражнений для преодоления речевых нарушений у детей.
Игры и упражнения направлены на развитие :
1. Коррекции дефектов звукопроизношения
2. Развитие словарного запаса
3. Закрепление навыка послогового чтения.
4. Развитие пространственной ориентировки, пальцевого праксиса и координации.
5. Развитие процессов внимания, памяти, межполушарного взаимодействия.
6. Переключаемости деятельности, мелкой моторики и соотнесения движений глаз и рук.
Игра «Варежки»
Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Ход игры : ребенок кладет кулачки на варежки. Взрослый произносит слоги или слова. Ребенок должен услышать заданный звук. Если ребенок услышал твердый звук, тогда он «надевает» (открывает ладонь) синюю варежку, если мягкий звук - зеленую варежку.
Игра «Какой шарик поймал слоненок?»
Цель: дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
Ход игры Ребенку предлагается карточка, на которой изображен слоненок, ступени и два шарика синего и зеленого цвета. Педагог произносит звуки (слоги, слова) Дошкольник внимательно слушает и выделяет заданный согласный звук. Если это твердый согласный, то ребенок левой рукой кладет фишку синего цвета на ступеньку. Если это мягкий согласный – кладет правой рукой на ступеньку фишку зеленого цвета. Игра продолжается до тех пор, пока одна из фишек не будет стоять на последней ступеньке. Если это фишка синего цвета, значит, слоненок поймал шарик синего цвета. Если это фишка зеленого цвета - слоненок поймал зеленый шарик.
Игра «Девочка и мальчик»
Цель: дифференциация звуков [с-ш], [з-ж]
Ход игры. Перед ребенком на столе расположены фигурки девочки и мальчика.
Педагог предлагает дошкольнику поиграть с Машей (Зоей) и Саней (Женей).
Логопед говорит: «Саня в своей речи путает звуки [с] - [ш]. Поможем ему?»
1 вариант. Ребенок левой рукой переворачивает картинку, на которой нарисованы губы мальчика в улыбке. Правой рукой подбирает картинки с лицом девочки и произносит слоги «са-сы-сэ-со-су».
2 вариант. Ребенок левой рукой переворачивает картинку, на которой губы мальчика округлены. Правой рукой подбирает картинки с лицом девочки и произносит слоги «ша-ши-шэ-шо-шу».
3 вариант. Ребенок левой рукой переворачивает картинку с лицом мальчика. А правой рукой подбирает картинки с лицом девочки и произносит слоги: «са-ша», сэ-шэ,со-шо, су-шу, сы-ши».
Игра «Сыщик»
Цель: автоматизация звука [р] в словах со звукосочетаниями тр-, др-.
Ход игры : ребенку предлагается большая карточка, на которой изображены разные предметы. Дошкольник должен найти две одинаковых картинки и положить на них фишки одновременно правой и левой рукой, а затем правильно произнести слово со звуком [р]. Например, страус, астры, быстрый
Игра «Веселые клавиши»
Цель: автоматизация звука [р] в словосочетаниях.
Ход игры. Ребенку предлагаются предметные картинки, на которых нарисованы по две цветных клавиши. Дошкольник «нажимает» на клавиши и повторяет словосочетания по картинкам. Например, красный гранат, скромный завтрак, русский народ.
Игра «Ладошки»
Цель: развитие процессов внимания и памяти
Ход игры : ребенок берет в руки две «ладошки» красного и синего цвета. Дошкольнику предлагается задание: «Я буду называть диких и домашних животных. Хлопни красной «ладошкой», если услышишь дикое животное. Если услышишь домашнее животное, хлопни синей «ладошкой».
Задания могут быть разные.
Ребенок дифференцирует:
* овощи - фрукты, животные и их детеныши, водный – воздушный транспорт, летающие - нелетающие насекомые, съедобное – несъедобное, кислое - сладкое, горячее – холодное;
* ориентация в пространстве - хлопни красной «ладошкой» в правом верхнем углу, хлопни синей «ладошкой в нижнем левом углу;
*приметы зимы – приметы лета, весны - осени (падает снег- ярко светит солнце; тает снег – листья желтеют)
Игра «Слоговые классики»
Цель: закрепление навыка послогового чтения.
Ход игры. Перед ребенком карточка с классиками. На ступеньках классиков расположены слоги с заданной буквой. Ребенок читает слоги с правой стороны, а затем с левой. Или читает слоги, которые написаны на нижней ступеньке, а затем читают слоги, написанные на верхней ступеньке.
Вывод: нейропсихологические игры и задания оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции.
Нейропсихологическая коррекция поможет содержательно дополнить основную логопедическую программу работы с детьми с общим недоразвитием речи и повысить ее результативность.