Наталья Петровна Гурова
Из опыта работы учителя-логопеда «Развитие речи дошкольников с ТНР через мнемотехнику как условие успешности обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением и введением в действие, Федеральный государственный стандарт дошкольного образования стали считать первой ступенью образования. ФГОС предъявляет определенные требования к структуре и содержанию образовательной программы. Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать несколько образовательных областей. Речевое развитие, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту: «включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте». Таким образом, область речевого развития является важным показателем подготовки детей к школе. Фонетически правильная, грамматически оформленная, последовательная, логичная, связная речь, подкреплённая достаточным объёмом словаря, является необходимым условием для успешного обучения ребенка в 1 классе.
Публикация «Из опыта работы учителя-логопеда „Развитие речи дошкольников с ТНР через мнемотехнику как условие успешности обучения“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. В связи с этим актуальность использования инновационных методов и приёмов обучения детей дошкольного возраста правильной связной речи принимает глобальный характер. Основной задачей мы видим формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитию коррекции речи. Работая с детьми с ТНР, и сталкиваясь с проблемами в их обучении, мы пришли к выводу, что нужно искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие, направляющие процесс усвоения детьми материала. Одним из таких методов является мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминание», - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более
актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти ( разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная, мышления, внимания, воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.
Мнемотехника известна с давних времён. Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги — всё это побуждало запоминать текст. В современной педагогике данную методику рассматривали Воробьева В. К., Ткаченко Т. А., Глухов В. П., Большева Т. В., Ефименкова Л. Н.
Анализ результатов проведенного мониторинга в начале учебного года и практический опыт, основанный на реализации программы «Коррекционное воспитание и обучение с ОНР» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной показывают, что у детей с ТНР отмечается скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, трудности при составлении рассказов – описаний и пересказе. У большинства детей нарушено зрительное и слуховое внимание, несовершенно логическое мышление. У таких детей, в основном преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, близкие их жизненному опыту. И поэтому, чаще всего, они не проявляют интереса к учебной деятельности, не отличаются высокой работоспособностью, быстро утомляются и испытывают отрицательные эмоции на занятии.
В связи с этим, в своей работе с детьми с ТНР, я стала использовать метод графического моделирования в разных видах деятельности. Существует множество вариантов использования мнемотехники. Можно предлагать детям готовые мнемотаблицы для составления рассказов – описаний (Т. В. Большева, также использовать рисованные мнемотаблицы, выполненные самостоятельно детьми и педагогами. Например, на фронтальных занятиях при составлении рассказов – описаний (схемы Т. А. Ткаченко и сенсорно – графические схемы В. К. Воробьевой, которые беру за основу, но самостоятельно изменяю и совершенствую в зависимости от лексической темы и возрастной группы. Применяю данную технику и при пересказе, при заучивании стихотворений, при отгадывании загадок. Данные схемы помогают нашим воспитанникам самостоятельно определять главные признаки рассматриваемого предмета, обогащают их словарный запас. Как показала моя практика, использование метода мнемотехники позволяет ускорить процесс запоминания и последующего воспроизведения целостного образа. Постепенно память укрепилась, стала более «цепкой», образное мышление развивается, дети запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее.
В логопедической практике самым трудным и длительным является этап автоматизации и дифференциации звуков речи. Как правило, гораздо быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиться правильного произношения звуков, чем ввести эти «здоровые» звуки в повседневную речь детей, где отсутствует контроль со стороны педагога и
родителей. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому нам так необходим творческий подход в процессе индивидуально – коррекционной работы. Опыт работы с такими детьми позволил мне разработать иллюстративный дидактический материал в виде мнемодорожек и наглядных таблиц, предназначенных для автоматизации и дифференциации звуков. Этот материал составлен таким образом, что способствует успешной компенсации недоразвития фонематического слуха, развивает чувство ритма и рифмы, обогащает вербальную память и обеспечивает речевую сноровку у детей.
Для получения наилучших результатов я привлекла педагогов групп и родителей воспитанников. Для родителей были разработаны информационные буклеты по теме «Мнемоника в помощь родителям», «Мнемотехника при заучивании стихотворений», проведено нетрадиционное родительское собрание «Сказки и мнемотаблицы», на педагогическом совете был проведен мастер – класс «Отгадывание загадок с помощью мнемотаблиц».
Таким образом, мнемотехника занимает особое место в решении задачи улучшения развития речи. Положительные эффекты я вижу в следующем: улучшение зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, улучшение дикции при произношении. В своей дальнейшей логопедической практике, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей с ТНР, я планирую и дальше использовать мнемотехнику для достижения высоких результатов в развитии связной речи.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему будет высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Тем легче ему будет строить отношения в современном мире.