Наталья Юрасова
Доклад из опыта работы «Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
«Каждый шаг ребёнка должен быть
путешествием к истокам мышления
и речи – к чудесной красоте природы»
В. Сухомлинский
Это мнение выдающегося педагога мною взято за основу обозначенной педагогической идеи. Ведь на сегодняшний день одна из актуальных проблем в дошкольном воспитании, является развитие речи. К сожалению, вслушиваясь в речь детей видно, как трудно им ещё выразить словами то, что чувствуют, видят, слышат.
Публикация «Доклад из опыта работы „Развитие речи детей дошкольного возраста через ознакомление с природой“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Над проблемой речевого развития я работаю с 2000 года. За этот период изучила и проанализировала работы : С. Н Николаевой, А. К. Бондаренко, О. Соломенниковой, В. В. Гербовой и пришла к выводу, что было бы непростительной ошибкой не привлечь к столь важному процессу воспитания маленького человека - великого учителя – Природу. Сегодня свою работу выстраиваю в соответствии с программой «От рождения до школы» и парциальной программой «Юный эколог».
Целью своей работы я обозначила : Овладение детьми речью, как средством общения и культуры при ознакомлении с природой в разных видах деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
1. Обогащение словарного запаса детей за счет последовательного формирования знаний об особенностях окружающего мира.
2. Подбор методов и способов развития речи.
3. Использование разнообразных форм организации.
Опыт работы в детском саду показывает, что ни один дидактический материал не сравнится с естественной природой, поэтому с самых ранних этапов развития ребёнка, стараюсь вводить малышей во всё многообразие окружающего мира. Ведь непосредственное наблюдение окружающего способствует развитию логической речи, пониманию грамматических законов. Чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами окружающего мира.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс. При этом процесс познания окружающего во всём его многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих название, действие, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.
Педагогические задачи успешно решаются при правильном выборе методов, приёмов. Учитывая, что у дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, преимущество отдаю трё м блокам:
1)Наглядно – выставочному материалу: игрушки, картины, натуральные предметы, коллекции, гербарии, макеты природных зон и объектов. А так же специально – организованным ситуациям в центре природы и мини-лаборатории : опыты, эксперименты, проектная и исследовательская деятельность, ведение календарей и моделирование взаимосвязей в природе. Дети получают представление о многообразии природного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать, овладевают способностью к сравнительному анализу. А это в свою очередь способствует накоплению словаря, его активизации и развитию речевой деятельности детей. К сожалению, нормативы СанПиНа не допускают содержания живых объектов в центре природы, в связи с чем, дети лишены возможности наблюдать, а главное – ухаживать за братьями нашими меньшими. В качестве альтернативы живых животных дошкольникам предложены животные - игрушки и иллюстративный материал в виде картинок, рисунков и фотографий.
Отличительной чертой речевого центра является созданный своими руками дидактический материал по теме «Моя малая Родина». Сюда входят дидактические пособия «Экологическая пирамида», «Лес чудес», альбом «Улица родная», серия фотографий «Случайный снимок». Библиотека уголка содержит много красочно оформленных книг и энциклопедий по живой природе, среди которых особое место занимают «Красная книга России», «Красная книга Ульяновской области». Совместно с родителями и воспитанниками группы планируем начать оформление «Красной книги Барышского района». С родителями мы проводим конкурсы знатоков родного края. Предлагаю вам ответить на некоторые задания из наших викторин:
«Ох, и не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба». Кто это? (Это сова.)
Сова с 1964г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
2) Дидактические игры:
• для обогащения и активизации словарного запаса словами существительными- «Назови одним словом», «Кому нужны эти предметы»; прилагательными- «Из чего сделан», «Угадай на вкус».
• игры с песком, водой заставляют ребят думать, сопоставлять и делать выводы, а значит учат выстраивать связную доказательную речь. Например, каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Мои наблюдения показывают, что развитие общей и мелкой моторики способствуют развитию речи, поэтому большое внимание уделяю упражнениям и играм с природным материалом (природные лабиринты, выкладывание по контуру, нанизывание предметов на гибкий шнур). По инициативе родителей для уголка природы планируется приобрести «домашнюю песочницу». Она представляет собой небольшой прямоугольной формы лоток с бортиками, натуральный очищенный цветной кварцевый песок, формочки и лопатки.
3) Огромное значение в своей работе придаю чтению художественной литературы и особенно сказкам, их очарованию поддаются дети всех возрастов. Работа по сказке имеет свое продолжение в другом виде деятельности – театрализованной. Ежегодно в апреле мы с детьми ставим экологические спектакли, приуроченные к празднованию Дня Земли. В этом виде деятельности формируется правильная речь детей, пополняется и активизируется словарь, развивается память, внимание, а чтобы образ был более похожим, появляется мотивация больше узнать об особенностях конкретного животного. В этом году у нас пройдет фестиваль экологических мини - спектаклей, в котором примут участие и дети, и родители.
Ребята знакомы со многими народными приметами различных сезонов. Проверьте и Вы свою эрудицию:
Блиц - конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду».
Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.
Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).
Уж на дороге греется – (перед дождем).
Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).
Из березы течет много сока – (к дождливому лету).
Эффективность реализуемой системы отражается в динамике развития экологической культуры и речевого развития воспитанников группы «Дельфинёнок».
Опыт работы над данной темой показал, что именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. И наоборот, именно ознакомление с природой расширило и активизировало словарный запас моих воспитанников, способствовало формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.
Оценивая результаты, появляется желание активно продолжать работу в данном направлении. В перспективе данного направления вижу:
- организацию клуба «Почемучек» с детьми 3-4 лет;
- организацию экскурсий и целевых прогулок в природу совместно с родителями.