Получи документы

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» (5 фото)

Виктория Чаплыгина
Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В. А. Сухомлинский

Данная тема выбрана мною была не случайно. Так как считаю, что именно развитие мелкой моторики составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его дальнейшего успешного обучения.

Публикация «Опыт работы „Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников“» размещена в разделах

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. От того, как развито у ребенка восприятие и как происходит формирование представлений о внешних свойствах предметов, зависят его познавательные возможности, а также дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления.

Перед началом работы над данной темой, я определила цель и поставила задачи.

Цель: Развивать мелкую моторику в разнообразных видах деятельности дошкольников.

Задачи:

-воспитывать интерес к дидактическим играм, связанных с развитием мелкой моторики;

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия;

-создать в группе предметно-развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики и познавательного интереса у детей;

-повысить уровень знаний родителей по теме: «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников».

Мелкая моторика рук развивает интерес, познавательные способности ребенка, считается делом интересным и полезным для выявления будущих способностей внутреннего мира ребенка. Занятия и игры способствуют развитию мелкой моторики и координации движений рук, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас.

Изучив литературу по данной проблеме авторов по развитию мелкой моторики, отметила, что один из них (Е. В. Черных, учитель г. Москва) отдал предпочтение штриховке и рисованию, другие (А. В. Мельникова, г. Краснодар) –теневому театру, третьи (З. И. Богатеева, г. Ульяновск) – лепке, конструированию, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов художественно-эстетического развития, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений.

Для того, чтобы построить свою работу по данной теме, я распределила дидактические игры и упражнения:

- на понятие величины- это такие игры, как "подбери по величине", "собери матрешку", где я использую художественное слово стихи, потешки, применяю инновационные технологии, такие как сказкотерапии, из геометрических фигур, создаю на альбомных листах сказку, например «путешествие круга», развиваю глазомер, понятие величина и пространственное мышление ребенка, учу совмещать цвета, помогаю выучить геометрические фигуры и развиваю фантазию ребенка. Данные технологии развивают у детей все психические процессы, в том числе и речь, что очень важно для меня, так как развивается мелкая моторика, память, повышается работоспособность детей, улучшается качество образовательного процесса.

- на развитие понятия формы : "Подбери по форме", "геометрическое лото", "почини одеяло», которые развивают логическое мышление, придумываю различного рода загадки про геометрические фигуры;

- на развитие тактильных ощущений, которые способствуют развитию не только мелкой моторики, но и познавательного интереса, восприятию цвета, фантазии ребенка использую игры, как: «сенсорная машина», конструктор «змейка», «цветочная поляна».

Выбранная мною тема" Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников» даёт мне понять, что только творческий подход поможет привлечь внимание детей, научит анализировать предметы по признакам: цвет, форма, величина, особенности материала и применять эти знания в играх, во всех видах детской деятельности, поэтому я придумываю и создаю для детей игры своими руками- это такие игры как "подбери по цвету», «тучка с капельками».

Определив основное направление в работе, постоянно искала новые пути создания такой предметно-пространственной среды, такой системы развивающих отношений, которые бы расширили мир детей, стимулировали их разнообразную творческую деятельность и в свою очередь способствовали развитию мелкой моторики и координации движений пальцев. Для формирования элементарных математических представлений, развития мелкой моторики руки и познавательного интереса, я использую счётные палочки, геометрические фигуры для выполнения различных заданий -это даёт мне возможность развить у детей зрительный образ предмета. Использую этот материал, как часть занятия по формированию элементарных математических представлений, конструированию в режимных моментах, в совместной деятельности, дети играют с удовольствием и в свободное время.

Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»

Главным источником получения представлений о мире является поисково-исследовательская деятельность, я предлагаю детям порвать бумагу и посмотреть, что будет в результате, измерить массу веществ на весах и определить какая чаша весов перевесит другую, что поспособствует развитию мыслительных операций, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, стремление к познанию через игровую экспериментальную деятельность.

Фото «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

- задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности;

- учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

- работу провожу регулярно, систематически.

- соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

- повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

-забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Учеными доказано, что развитие руки находиться в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно, ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, например прохождение лабиринтов развивает логическое и пространственное мышление ребенка, развивает мелкую моторику, умение достигать цели. Такая, казалось бы, обычная игра хорошо развивает упорство и терпение. Это можно даже заметить по поведению ребенка в процессе игры, насколько быстро он сдается или начинает нервничать, если не находит выход из лабиринта. Чем нетерпеливее ведет себя ребенок в игре, тем чаще я стараюсь привлечь его к подобным играм, шаг за шагом вырабатывая терпение и спокойное восприятие сложных ситуаций.

Опыт работы - фото

В предметно-пространственной среде по возможности создаю условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать пособия для этого вида деятельности:

центр изобразительной деятельности;

центр математической деятельности;

центр опытно –экспериментальной деятельности;

театральный центр;

Систематическая работа и разные виды деятельности, используемые мною в работе в данном направлении, при целенаправленном их применении позволяет мне достичь следующих положительных результатов:

- кисть руки приобретает хорошую подвижность, гибкость;

- исчезает скованность движений;

- меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Учитывая требования федерального государственного образовательного стандарта педагог и родитель - партнёры, я использую активные формы взаимодействия с родителями. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в тесном контакте с родителями, начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

Формирование творческой личности одна из главных задач моей педагогической теории и практики на современном этапе. Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Без участия родителей сложнее решать все задачи воспитания и обучения. Знакомим родителей с тем, чем занимаемся с детьми через:

консультации по вопросам обучения и воспитания;

изготовление папок-передвижек;

оформление информационного стенда для родителей;

беседы;

родительские собрания;

проведение совместных праздников;

день открытых дверей;

Наиболее интересной на мой взгляд для детей является активная форма «встреча с интересным человеком». Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса.

Фото №1 Источники способностей и дарований детей на кончиках их пальцев

Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Родители охотно участвуют изготовлении дидактического материала и пособий, так же принимают участие в традиционных выставках детского сада. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают о том, как они их делали совместно с родителями.

Фото №2 От пальцев образно говоря идут тончайшие ручейки которые питают источник творческой мысли

Есть известное педагогическое правило: хочешь, что бы ребёнок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Этим правилом пользуюсь сама и советую родителям обращать внимание не на то, что плохо, а на то, что хорошо. Если ребёнок почувствует успех, то будет стараться ещё больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка".

Сотрудничество с семьёй влияет на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению. В своей работе я добиваюсь того, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы необходимая деятельность приносила ему радость и удовлетворение.

Таким образом, проведение целенаправленной, систематической работы приведет к укреплению и развитию мелкой моторики рук у детей, поспособствует развитию познавательных процессов, улучшению аккуратности, а так же достижению целевых ориентиров с соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образовательного учреждения.

Публикации по теме:

Дипломная работа «Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4–5 лет» Дипломная работа "Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как условие развития мелкой моторики у детей 4-5 лет в ДОО" Содержание.

Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук»Мастер-класс на КМО «Развитие высших психических функций дошкольников посредством развития мелкой моторики рук» Цель мастер – класса (в рамках КМО): поделиться с педагогами приемами и способами развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.

Опыт работы «Развитие эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников на занятиях по физической культуре» Проблема эмоцилнально-волевой сферы у дошкольников все чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики рук через изобразительную деятельность» Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. Этот.

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Опыт работы по теме: «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников посредством занятия оригами» Воспитателя МДОУ детский сад №10 города.

Опыт работы «Влияние мелкой моторики на развитие речи детей дошкольного возраста» 1. ВВЕДЕНИЕ Родителей и педагогов всегда волновал вопрос: как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте? Как подготовить.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников посредством нетрадиционной техники рисования» План работы по самообразованию. «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать. На бумаге, на асфальте, на стене.

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование.

Развитие графических навыков письма и мелкой моторики у дошкольников (из опыта работы) В доме растет малыш… И родителей, конечно же, волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно.

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников как условие успешного развития речевых навыков Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры (с речевым сопровождением и без) Массаж пальчиков Игры с предметами (Игры с крупой и т. д., Шнуровка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»
Опубликовано: 20 ноября 2016 в 16:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Развитие мелкой моторики как условие развития познавательно-речевой сферы дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Чаплыгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД