Марина Туманова
Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
«Расскажи и я забуду,
покажи и я запомню,
дай мне сделать – и я пойму»
китайская поговорка
С. 2 Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста.
Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность - состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющееся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Публикация «Познавательное развитие дошкольников через организацию проектной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
В дошкольном возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.
С. 3 Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь на много больше, чем их сверстники 15 – 20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
С. 4 Одним из эффективных методов работы с детьми дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Использование метода проектов в познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной путь к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учётом их личных интересов.
Метод проектов актуален и эффективен. Он развивает познавательную активность, исследовательское мышление, коммуникативные и практические навыки ребёнка-дошкольника, способствует успешному переходу к следующей ступени обучения.
С. 5 Что же такое проект и проектная деятельность?
По определению Лидии Васильевны Михайловой-Свирской (кандидат педагогических наук, основной автор книги «Метод проектов в образовательной работе детского сада») :
«Проект – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослым совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр.
Проектная деятельность - это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.»
С. 6 В проектной деятельности ребё нок является активным субъектом образовательного процесса:
Он влияет на выбор темы проекта, форм работы в рамках проекта;
Он может самостоятельно выбирать деятельность и устанавливать последовательность и общую продолжительность её выполнения;
Он может выступать в роли инициатора, активного участника, а не исполнителя указаний взрослых;
Он реализует свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно.
С. 7 Основные компоненты проекта :
1. Обязательное обсуждение темы будущего проекта вместе с детьми
2. Уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей
3. Совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имён
4. Подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта)
5. Внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в обеспечении активных действий следующего дня
6. Каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов
С. 9 Виды проектов
Короткие или краткосрочные
Длительные или долгосрочные
С. 10 В длительных проектах важно соблюдать определённую этапность!
Этапы проекта
I часть проекта. Организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности
II часть проекта. Планирование
III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий
IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей
V часть проекта. Итоговое мероприятие
С. 11 Тематический образовательный проект
«Вода - она сама жизнь!
Вид проекта : познавательно-исследовательскио-творческий.
Продолжительность проекта : длительный.
Актуальность темы: воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия человека с природой. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность созидать, воспринимать красоту природы – вот составляющие экологической культуры
Воспитанникам необходимо прививать навыки бережного и экономичного отношения к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного и интересного.
С. 12 Этапы проекта
I часть проекта.
Организация «точки удивления», возбуждающей интерес воспитанников и создающей мотивацию для познавательной активности : вводим воспитанников в игровую (сюжетную) ситуацию с помощью специального оформления умывальной комнаты;
Сформулировали проблему: истощение водных ресурсов в источнике;
Цель: «Помочь Русалочке вернуться домой в океан»;
Задачи:
• способствовать формированию представлений воспитанников о воде, её значении для всего живого;
• способствовать формированию умения различать три состояния воды: жидкое (вода, твёрдое (лёд, снег) и газообразное (пар);
• способствовать развитию самостоятельности в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи;
• способствовать формированию умения объяснять наблюдаемое явление, делать выводы и фиксировать результаты доступными методами;
• выявить отношение родителей к вопросам экологического образования в воспитании их детей, привлечь к непосредственному у частию в исследовательской деятельности.
С. 13 II часть проекта. Планирование
Мы фиксируем вопросы детей, на которые они хотели бы получить ответ в ходе реализации проекта, совместно планируем, каким образом постараемся получить ответы на эти вопросы: в совместной работе с воспитателем, во взаимодействии с родителями, и в процессе самостоятельной деятельности детей.
Среди форм работы : чтение познавательной и художественной литературы, просмотр познавательных мультфильмов и фильмов о воде, рассказы воспитателей, придумывание сказок о воде, игры, беседы с детьми, разнообразная продуктивная деятельность.
С. 14-С. 20 III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий.
С. 21 IV часть проекта. Взаимодействие с семьями детей.
Создание книжек-малышек о воде и её свойствах.
V часть проекта. Итоговое мероприятие
Выставка детских работ, выставка книжек-малышек, сделанных совместно родителями с детьми, создание презентации результатов проекта.
III часть проекта. Реализация запланированных мероприятий
Понедельник:
чтение художественной и познавательной литературы «Русалочка» Г. Х. Андерсен, «Вода в жизни человека»
Определение тем и исполнителей индивидуальных образовательных проектов : «Почему море солёное?», «Свойства воды», «Круговорот воды в природе», «Стихи и загадки о воде» и т. п.
Работа в книжном уголке : рассматривание иллюстраций, репродукций картин.
Наблюдение в уголке природы, полив растений.
Вторник:
день активных игр (Д/И, П/И, НП/И, отгадывание ребусов и загадок
Просмотр обучающих мультфильмов
Проведение опытов : «Растворимость веществ в воде», «Свойства воды», «Поглощение воды растениями»
Чтение худ. Литературы «Сказка о рыбаке и рыбке»
Чтение познавательной литературы, беседа
Среда:
интеллектуальная игра «Весёлое путешествие на Остров Грамматики», СД/И «Кто живёт в воде»
В организационной форме мастерской привлекаем детей к лепке «Морское царство»
Чтение худ. Литературы «По щучьему велению»
Чтение познавательной литературы, беседа
Четверг:
Исследуем на прогулке строение снежинок. Замораживаем воду в формочках, набираем снег в бутылочку с последующим наблюдением в помещении, делаем выводы.
Беседа с дегустацией «Вода, которую мы пьём»
Организуем различные творческие испытания и подвижные игры.
Конструирование «Летучие рыбки»
Чтение познавательной литературы, беседы с решением проблемных ситуаций
Пятница:
Заключительный день нашего проекта : дети презентуют результаты совместной работы с родителями «Книжки-малышки», оформляется выставка детских работ, презентуется картотека опытов и экспериментов, связанных с водой
Интеллектуальная игра «Поговорим о воде»
С. 22 Результаты работы
В ходе проекта, путём опытов и экспериментирования, воспитанники получили дополнительные знания о свойствах воды: вода находится вокруг нас, независимо от времени года, в разном состоянии (снег, град, лёд, туман, дождь);
Выявили, что вода необходима для всего живого мира (человека, животных, птиц, растений, рыб);
Проявляют инициативу и самостоятельность к проведению опытов, соблюдают меры безопасности при их проведении;
При соблюдении гигиенических навыков воспитанники бережнее относятся к воде;
Активизировался и увеличился словарный запас по теме.
Вывод: таким образом, метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, позволяет повысить познавательную активность детей.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
С. 23 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ