Татьяна Сапронова
Из опыта работы «Развитие креативности дошкольников в практической деятельности «Чудо-мусор»
▼ Скачать + Заказать документы
Много мусора можно увидеть на улицах города. Больше всего это оставленные людьми бытовые отходы. Стараясь сделать чище свою комнату, свой дом мы ежедневно выбрасываем ненужные вещи, не задумываясь о том, что с ними происходит дальше.
Растущее количество отходов и нехватка средств их переработки характерны для многих городов. Городские свалки, куда вывозится промышленный и бытовой мусор, занимают огромные площади. В год в среднем в нашей стране на одного человека приходится более 400 кг мусора. Выбрасывая пластиковые бутылки, упаковки от продуктов, пакеты из-под соков, молока, старые фломастеры, трубочки от сока, стаканчики и другое, задумываемся ли мы о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной вещи, поделки, игрушки?
Публикация «Из опыта работы „Развитие креативности дошкольников в практической деятельности „Чудо-мусор“» размещена в разделах
- Мусор. Защитим природу от мусора
- Мусор. Конспекты занятий
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Темочки
Гуляя с детьми, мы обратили внимание, что за забором кое-где лежит оставленный людьми мусор. У ребят моей группы возникли вопросы: Откуда берется мусор? Можно ли что-нибудь сделать из мусора?Куда нужно выбрасывать мусор? И так далее.
В связи с этим, пришла идея: разработать и воплотить в жизнь проект, направленный на развитие творческих способностей и креативности дошкольников с помощью рационального использования мусора, бытовых отходов и бросового материала "Чудо - мусор".
Что значат коробки, пластиковые бутылки, пробки и многое другое? Всего лишь мусор. А возможно, это материалы для вдохновения, создания интересных поделок и воплощения мыслей и идей.
Цель проекта: Развитие креативности и творческих способностей
детей и родителей, через создание творческих работ из ненужного, отработанного и бросового материала.
Задачи:
1. Формировать экологическую культуру взрослых и детей по отношению к важным экологическим проблемам.
2. Показать, как можно использовать упаковочные отходы в целях бережного отношения к окружающей среде.
3. Научить использовать упаковочные отходы вторично в виде полезных вещей для украшения участка детского сада, дидактических пособий, игрушек, предметов и элементов декора, подарков.
4. Воспитывать усидчивость и аккуратность, бережное отношение к окружающей природе.
Проект был разделен на три этапа. Подготовительный, основной и заключительный.
Целью первого подготовительного этапа стало: сформировать интерес к теме проекта.
На данном этапе нами были проведены беседы с детьми и родителями о вреде мусора для окружающей нас природы.
Изготовлены информационные листы и буклеты по защите окружающей среды, а также по развитию креативности дошкольников, которые были распространены среди родителей воспитанников.
Для работы с детьми была подобрана методическая и детская литература по защите и сохранению окружающей среды.
С воспитанниками были просмотрены презентации и мультфильмы по данной теме.
Далее до родителей была доведена идея нашего проекта и организован сбор необходимых материалов для создания поделок.
Основной этап заключался в практической реализации проекта. Его целью стало: развитие креативности и творческих способностей воспитанников; формирование способностей применять собранный материал с помощью взрослого и самостоятельно.
Работа на данном этапе была разделена по нескольким блокам:
1. Работа с детьми;
2. Работа с родителями посредством привлечения их к участию в выставках, акциях, конкурсах, проводимых в группе;
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы (изготовление руками педагогов настольных и дидактических игр, атрибутов для сюжетно-ролевых игр)
Расскажу немного о том, что мы делали с детьми.
Поделка «Цветок в горшочке»
Задачи: развитие образного и пространственного мышления, активизация фантазии и воображения, побуждение инициативности и самостоятельности.
Основной материал – стаканчики из-под йогурта и творога, пластилин.
Нетрадиционное рисование с помощью полиэтиленовых пакетов
Задачи: Развивать способствовать развитию интереса к художественно-творческой деятельности, к нетрадиционным способам изображения предмета на бумаге. Развивать творческие способности и экспериментирование, чувство формы и композиции.
Материал- полиэтиленовые пакеты разного объёма, гуашь, кисти.
Поделка «Бинокль»
Задачи: Формировать творческие способности детей через изготовление игрушки из бросового материала; закрепить умение наклеивать заготовки на основу; развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость, чувство вкуса и цвета; привить эстетический вкус.
При изготовлении использовались бутылочки из-под йогурта, изолента, обрезки бельевого шнура, втулки от туалетной бумаги.
Коллективная работа «Птицы на дереве»
Задачи: Учить работать коллективно; развивать самостоятельность и творческие способности; развивать мелкую моторику рук, умение собирать целое из частей.
Работа создана из гофрокартона, обрезков цветной бумаги и журналов и деревянных палочек.
Изготавливая различные поделки, дети сначала под моим руководством, а затем самостоятельно научились придумывать различные поделки, используя переработанный мусор. Сначала большинство детей в основном работали по предложенному образцу, затем сами стали проявлять творчество и фантазию, в каждую поделку добавлять свой авторский элемент или дизайн.
В блоке работа с родителями были розданы буклеты и информационные листы: «Сбережем природу», «Творческий родитель –творческий ребенок»
Организованы выставки поделок: «Эко-елочка», в рамках празднования Нового года, в группе ватсапе, запущен марафон «Моя искусственная елочка» (родители обменивались фотографиями своих искусственных елочек, а также поделками изготовленными своими руками для украшения елки); в рамках тематической недели «Аквариумные рыбы» была организована выставка творческих работ «Поделки из ракушек», ко Дню рождения К. И. Чуковского выставка поделок из мусора и бросового материла по его сказкам. Родители д с детьми представили на выставку сюжеты из сказок, фигурки сказочных героев, изготовленные из гофро-картона, металлических банок, пластиковых бутылок и т. п.
По последнему блоку были изготовлены нетрадиционное физкультурное оборудование, дидактические игры для развития мелкой моторики рук и координации движений.
На заключительном этапе нами были организованы:
Выставка «Чудеса из мусорной корзины».
Родители вместе с детьми изготовили различные поделки из бытовых отходов,одноразовых тарелок, пластиковых крышек от детского питания, старых фломастеров, футляров от ручек, а также отходов от пластикового и бумажного производства.
Была проведена акция «Экосумка –здоровая планета»
Девизом конкурса явился лозунг «Хочешь сохранить планету -начни с себя!»
Цель конкурса: убедить родителей воспитанников хотя бы частично отказаться от применения пластиковой упаковки,ограничить использование пластика и призвать к использованию сумок многоразового использования.
В ходе конкурса на лучший вариант сумки из экологичных материалов, родители проявили творческую активность и креативность и предложили свой вариант экосумки.
Данный проект "Чудо - мусор" получился познавательным, практическим и результативным. В результате у детей сформировались представления о возможности использования бросового материала в полезных целях.
В ходе проекта мои воспитанники стали проявлять больше самостоятельности в выборе материалов,проявлять больше творческой активности. Творческий проект стал эффективной формой взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Благодаря таким мероприятиям родители научились организовывать совместный досуг с ребенком и больше времени уделяли его творческому развитию и креативности детей. Также научились использовать упаковочные отходы вторично в виде полезных вещей для украшения помещений, игрушек, предметов и элементов декора, подарков.
Считаю, что проект достиг цели, заинтересовал детей и родителей, нашел практическое применение.